Сделка с врагом: зачем Америка купила 21 российский МиГ-29
Американские летчики имели возможность испробовать советскую машину. Как оказалось, в догфайтах на малых скоростях МиГ-29 демонстрировал маневренность, с которой не могли сравниться американские самолеты.
Микояновский МиГ-29, истребитель четвертого поколения, разработанный Советским Союзом для противодействия американским самолетам F-15 и F-16, остается на вооружении спустя 40 лет после своего появления.
Фокус перевел статью американского журналиста Питера Сучиу о советском истребителе МиГ-29, который до сих пор участвует в боевых действиях, несмотря на свой возраст.
- МиГ-29, используемый многими странами, включая Россию и Украину, доказал свою маневренность в догфайтах.
- После распада Советского Союза США приобрели 21 самолет МиГ-29 у Молдовы в 1997 году, чтобы предотвратить их продажу Ирану, который мог использовать их для доставки ядерного оружия.
- Эти самолеты использовались американскими военными в испытательных целях, и некоторые из них до сих пор выставлены на военных базах.
Микояновский МиГ-29 ("Fulcrum" по классификации НАТО), разработанный для противостояния с новыми американскими истребителями McDonnell Douglas F-15 Eagle и General Dynamics F-16 Fighting Falcon, поступил на вооружение советских ВВС в 1983 году.
Двухмоторный самолет задумывался ОКБ Микояна как истребитель превосходства в воздухе. Было произведено более 1600 самолетов, и МиГ-29 стал одним из самых мощных истребителей четвертого поколения.
Спустя четыре десятилетия он продолжает оставаться на вооружении не только России, но и ряда бывших советских республик.
МиГ-29 используют как российские, так и украинские войска в ходе текущего конфликта.
Экспортные модели Fulcrum продавали Восточной Германии, Индии, Ирану, Ираку, Ливии, Перу, Польше, Сирии, Судану и Югославии. Однако в списке эксплуатантов МиГ-29 есть и весьма неожиданная страна — Соединенные Штаты.
МиГи в НАТО
После воссоединения Германии Люфтваффе начали принимать на вооружение МиГ-29, находившиеся в эксплуатации ВВС бывшей Восточной Германии. Это дало возможность пилотам ВВС США ближе познакомиться с самолетом, которому им пришлось бы противостоять, если бы холодная война разворачивалась по-другому.
Американские летчики даже смогли испробовать МиГ-29 Fulcrum в воздушных учениях и быстро обнаружили, что в догфайтах на малых скоростях МиГ-29 демонстрировал маневренность, с которой не могли сравниться их самолеты.
Кроме того, испытания показали, что на дистанциях до 64 км американские самолеты имели преимущество над Fulcrum, но на дистанциях до 16 км это преимущество быстро уменьшалось, и к тому времени, когда дистанция боя сокращалась до 8 км, преимущество МиГ-29 в маневренности становилось очевидным.
Американские МиГ-29
После распада Советского Союза в конце 1991 года казалось, что мир как никогда близок к опасной ситуации. Около 30 тысяч единиц ядерного оружия и огромный комплекс по производству вооружений были разбросаны по территории четырех суверенных государств.
Это привело к появлению программы Нанна–Лугара "Совместное уменьшение угрозы" (CTR), направленной на обеспечение безопасности и демонтаж оружия массового уничтожения. Благодаря этой программе Украина, Беларусь и Казахстан стали "свободными от ядерного оружия", но Конгресс также выделил средства Министерству обороны, чтобы гарантировать, что ядерное оружие или платформы, способные нести ядерное вооружение, не попадут в чужие руки.
В ноябре 1997 года Соединенные Штаты использовали средства CTR для покупки 21 самолета МиГ-29 с ядерным оружием у Республики Молдова, которая входила в состав бывшего Советского Союза.
Соединенные Штаты опасались, что Молдова может продать эти самолеты МиГ-29 стране, стремящейся получить ядерный потенциал — например, Ирану.
Это произошло после того, как молдавские власти сообщили Вашингтону, что Исламская Республика проявила интерес к самолету.
Иран уже эксплуатировал МиГ-29, но администрация Клинтона опасалась, что модернизированные варианты МиГ-29С, которыми располагала Молдова, могут быть использованы для доставки ядерного оружия. Соединенные Штаты пошли на сделку по приобретению этого самолета и заплатили 40 миллионов долларов, а также предоставили гуманитарную помощь, включавшую нелетальное оборонное оборудование, например, грузовики.
Кроме того, в результате покупки тактические истребители ВВС США, ВМС США и Корпуса морской пехоты США получили данные по МиГ-29, а также возможность использовать эти самолеты в учебных воздушных боях.
В конце 1997 года 21 МиГ, в том числе 14 МиГ-29С, были доставлены в Национальный центр воздушно-космической разведки (NASIC) на авиабазе Райт-Паттерсон в Огайо. Как именно использовались МиГ-29, не совсем понятно.
Возможно, некоторые из них проходили испытания, но в конечном итоге большинство, скорее всего, отправилось на металлолом. Тем не менее, по крайней мере, несколько самолетов сегодня можно увидеть на авиабазе Неллис (штат Невада), военно-морской авиабазе Фаллон (штат Невада), авиабазе Гудфеллоу (штат Техас) и на авиабазе Райт-Паттерсон (штат Огайо).
Об авторе
Питер Сучиу — журналист из Мичигана. За свою двадцатилетнюю журналистскую карьеру он участвовал в работе более чем четырех десятков журналов, газет и веб-сайтов, опубликовав свыше 3200 материалов. Регулярно пишет о военной технике, истории огнестрельного оружия, кибербезопасности, политике и международных делах. Питер также является автором статей для Forbes и Clearance Jobs. Вы можете следить за ним в Twitter: @PeterSuciu. Напишите автору по электронной почте: [email protected].