30 лет разделу флота СССР: как ВМС Украины прошли путь от уничтожения до лидерства в технологиях

корабль Симферополь, история флота, Черноморский флот, раздел Черноморского флота СССР, ВМС Украины, украинские ВМС, флот Украины, украинский флот, Военно-морской флот Украины
Военно-морской флот Украины пережил развал, фактическое уничтожение и возродился в большой войне с Россией | Фото: ВМС ВСУ

З0 лет назад президенты Леонид Кучма и Борис Ельцин разделили Черноморский флот. Украине достались "отходы" советских кораблей, которые не дожили до большой войны, а флагман "Гетьман Сагайдачный" был затоплен в 2022 году. Что осталось от советского флота и куда движутся морские силы Украины, выясняли Фокус и военный эксперт Максим Паламарчук.

Военно-морской флот Украины пережил развал, фактическое уничтожение и возродился в большой войне с Россией — в новой форме. Пришли новые технологии, благодаря которым российский флот вынужден был бежать в Новороссийск: за последние годы ВМС Украины совершили качественный скачок, который привел к крупным победам над превосходящими силами противника в Черном море.

30 лет назад Ельцин и Кравчук поделили советский флот: что досталось Украине

В 2022 году Украина отмечала 30 лет современной истории Военно-Морских Сил. 5 апреля 1992 года президент Леонид Кравчук издал Указ "О неотложных мерах по созданию Вооруженных Сил Украины". Второй пункт этого документа определил: "Сформировать Военно-Морские Силы Украины на базе сил Черноморского флота, дислоцированных на территории Украины". А 8 апреля Минобороны Украины издало директиву №Д-8, положившую начало созданию украинских военно-морских сил.

Відео дня
Военно-Морские Силы Украины, Черноморский флот, Севастополь
Апрель 1992 года. Моряки Черноморского флота стран СНГ поднимают советский военно-морской флаг в порту Севастополя. Но приказ сформировать Военно-Морские Силы Украины на базе сил Черноморского флота, дислоцированных на территории Украины, уже отдан
Фото: Getty Images

Этот естественный для независимого государства шаг вызвал реакцию руководства России: в апреле того же года вышел указ президента РФ Бориса Ельцина "О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота", который обязывал поднять на кораблях и судах Черноморского флота российский флаг.

Точка отсчета — восстание на СКР-112

События разворачивались стремительно — на фоне обострения между Киевом и Москвой часть офицеров, поддержавших суверенитет Украины, приняла решение о переходе сторожевого корабля СКР-112 под украинский флаг.

21 июля 1992 года СКР-112 поднял флаг Украины и, без разрешения российского командования, начал переход из Севастополя в Одессу. Выйдя в море, корабль двинулся в сторону побережья, а в погоню за ним отправились российские силы.

Восемь часов длилось преследование — российские военные открывали по сторожевому кораблю огонь, поднимали в небо вертолеты, и даже пытались идти на таран. Ситуация накалилась до предела и могла привести к вооруженному конфликту, однако украинские моряки тогда не открыли ответный огонь. СКР-112 под руководством командира корабля капитан-лейтенанта Сергея Настенко все же прибыл в Одессу, а сам инцидент вынудил глав государств начать переговоры по разделу Черноморского флота.

Корабль СКР-112, история флота, Черноморский флот, раздел Черноморского флота СССР, ВМС Украины, украинские ВМС, флот Украины, украинский флот, Военно-морской флот Украины
Сторожевой корабль СКР-112 проект 1135П
Фото: Архивное фото
СКР-112, преследование СКР-112, СКР ЧФ Разительный, история флота, Черноморский флот, раздел Черноморского флота СССР, ВМС Украины, украинские ВМС, флот Украины, украинский флот, Военно-морской флот Украины
СКР ЧФ "Разительный" преследует СКР-112
Фото: Википедия

Технические характеристики СКР-112 (проект 1135П)

  • Водоизмещение: 3 200 тонн (полное).
  • Длина: 123 метра.
  • Экипаж: до 180 человек.
  • Вооружение: АК-100 (100 мм); ПУ ЗРК "Оса-М"; противолодочные торпеды; реактивные бомбометные установки РБУ-6000.
  • Двигательная установка: газотурбинная, полный ход — до 32 узлов.
  • Радиолокационное и гидроакустическое оборудование для обнаружения подводных и надводных целей.

Формирование флота

В 1993–1997 годах шел сложный и противоречивый процесс раздела Черноморского флота между Украиной и Россией. Итогом стало соглашение от 9 июня 1995 года, по которому Украине отошло 18,3% корабельного состава бывшего Черноморского флота СССР — 43 боевых корабля и судна обеспечения.

В частности, в состав Военно-морских сил Украины были переданы:

  • 43 боевых корабля, включая одну подводную лодку;
  • 132 судна и катера обеспечения;
  • 12 самолетов и 30 вертолетов;
  • 227 береговых объектов, а также значительное количество техники, вооружения, боеприпасов и иного имущества.

В начале 2000-х годов украинский флот имел в своем составе пять фрегатов: "Севастополь", "Николаев", "Днепропетровск", "Гетман Сагайдачный" и "Славутич". Однако со временем большинство этих кораблей было списано или порезано на металл.

Украинский фрегат, фрегат Николаев, история флота, Черноморский флот, раздел Черноморского флота СССР, ВМС Украины, украинские ВМС, флот Украины, украинский флот, Военно-морской флот Украины
Фрегат "Николаев" перед утилизацией в 2001 году
Фото: Википедия

Фрегат "Гетман Сагайдачный": флагман ВМС Украины

Главной ударной единицей стал фрегат "Гетман Сагайдачный" — флагман ВМС Украины. Корабль построили на заводе "Залив" в Керчи по проекту 11351. Первоначально он получил имя "Киров" и предназначался для советской погранслужбы, но в ходе распада СССР был передан Украине и получил новое имя — "Гетман Сагайдачный".

фрегат гетман сагайдачный, история флота, Черноморский флот, раздел Черноморского флота СССР, ВМС Украины, украинские ВМС, флот Украины, украинский флот, Военно-морской флот Украины
Украинский фрегат "Гетман Сагайдачный"
Фото: Facebook / ВМС ЗС України

Основные характеристики фрегата "Гетман Сагайдачный" (проект 11351)

  • Тип: фрегат (сторожевой корабль).
  • Водоизмещение: 3 570 тонн (полное).
  • Длина: 123 м.
  • Ширина: 14,2 м.
  • Осадка: 5 м.
  • Скорость: до 32 узлов (59 км/ч).
  • Дальность плавания: до 7 000 морских миль при скорости 14 узлов.
  • Экипаж: около 192 человек.
  • Вооружение: артиллерия (одна 100-мм универсальная артустановка АК-100 и две 30-мм зенитные автоматические установки); противолодочное вооружение (два 533-мм торпедных аппарата и одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000); ЗРК "Оса-М"; вертолет Ка-27ПЛ.

"Гетман Сагайдачный" активно участвовал в международных морских миссиях, в частности, в учениях "Sea Breeze" в рамках партнерства с НАТО.

Корабль неоднократно проходил техническое обслуживание и частичную модернизацию. Последние крупные ремонты проводились в 2017–2020 годах на "Судостроительном заводе Украины" в Николаеве. Тем не менее, ресурсы корпуса и силовых установок были на исходе, а системы вооружения в значительной мере устарели.

"Гетман Сагайдачный" стал не только боевой единицей, но и символом независимых ВМС Украины. К сожалению, на начало полномасштабного вторжения на фрегате продолжались ремонтно-модернизационные работы, но в итоге в 2022 году корабль был затоплен. Это одно из трагических, но вынужденных решений первых недель войны.

Подводная лодка "Запорожье"

Особое место в истории флота Украины занимает единственная украинская подводная лодка "Запорожье", переданная в состав ВМС в 1997 году. Несмотря на попытки восстановления и частичный ремонт в 2013 году (до 70% готовности), подлодка так и не была введена в полноценную эксплуатацию. Тем не менее, в свое время подлодка "Запорожье" имела боевой потенциал — скорость до 15 узлов, автономность до 90 суток и вооружение из десяти торпедных аппаратов калибра 533 мм.

В 2014 году, во время аннексии Крыма, субмарину захватили россияне, однако от эксплуатации в составе Черноморского флота РФ отказались. В 2025 году выяснилось, что подводная лодка "Запорожье" стала музейным экспонатом в парке "Патриот" в оккупированном Севастополе.

Украина подводная лодка, субмарина, подводная лодка Запорожье, украинская субмарина, украинская подводная лодка, история флота, Черноморский флот, раздел Черноморского флота СССР, ВМС Украины, украинские ВМС, флот Украины, украинский флот, Военно-морской флот Украины
Подводная лодка "Запорожье" ВМС Украины
Фото: Википедия

Историческое наследие СССР: общее состояние украинского флота

В комментарии Фокусу специалист по морской тематике Максим Паламарчук рассказал, что после распада Советского Союза Военно-морские силы Украины формировались на основе кораблей, переданных из состава Черноморского флота. Однако Черноморский флот в советской системе не рассматривался как ударное соединение первого эшелона из-за его географического положения — в случае войны флот оказывался запертым в акватории Черного моря.

Кроме того, наиболее мощные силы ВМФ СССР — прежде всего атомные подводные лодки — размещались на Северном и Тихоокеанском флотах. На Черноморском флоте таких лодок не было. Следовательно, и состав корабельной группировки был ориентирован на вспомогательные, патрульные и региональные задачи.

Паламарчук добавляет: когда в первой половине 1990-х годов Украина получила часть кораблей ЧФ, Москва сохранила оперативный контроль над флотом, а Киев, по сути, получил не боеспособные соединения, а их вторичный состав. Это были в основном устаревшие сторожевики, минные тральщики и вспомогательные суда. Один из примеров — крупнейший корабль ВМС Украины до 2014 года, танкер "Макеевка" водоизмещением 22 000 тонн. Построенный по советским стандартам, он предназначался для обеспечения корабельных группировок в дальнем плавании, но для флотилии, действующей в пределах Черного моря, его мощность была чрезмерной, а обслуживание — слишком дорогим.

танкер Макеевка, история флота, Черноморский флот, раздел Черноморского флота СССР, ВМС Украины, украинские ВМС, флот Украины, украинский флот, Военно-морской флот Украины
Танкер U757 "Макеевка"
Фото: Архивное фото

По словам специалиста, несколько кораблей, заложенных в СССР и достроенных украинскими судостроительными предприятиями в начале 1990-х, не смогли компенсировать старение остального флота. Во второй половине 1990-х годов ВМС Украины начали сокращаться как количественно, так и качественно. Финансирование было ограничено, многие корабли простаивали без ремонта, а модернизация фактически не проводилась. Наиболее боеспособным кораблем украинского флота был фрегат "Гетман Сагайдачный", но и он к 2010-м годам значительно устарел по большинству показателей.

Аннексия Крыма: последствия для украинских ВМС

Оккупация Крыма в марте 2014 года нанесла тяжелый удар по украинскому флоту. На полуострове находилась основная инфраструктура ВМС — базы, командование, учебные центры и более 70 кораблей. Россия захватила почти весь действующий состав флота, включая наиболее современные единицы. Несмотря на дипломатические договоренности о возвращении части кораблей, Москва вернула лишь устаревшие и непригодные к использованию суда. Более новые корабли остались в Севастополе, но при этом практически не использовались самими россиянами.

Как подчеркивает эксперт, после 2014 года ВМС Украины перестали быть флотом в классическом понимании и превратились с войска береговой обороны. Их задачи свелись к патрулированию акваторий, охране побережья и сдерживанию диверсионных угроз.

В этом же контексте Паламарчук упоминает создание бронированных артиллерийских катеров "Гюрза-М", а также катера проекта "Айленд", которые Украина получила в рамках военной помощи от США.

"Отечественные бронированные катера "Гюрза-М" и американские "Айленд", полученные до полномасштабного вторжения, скорее предназначались для задач патрулирования, у них отсутствовали реальные шансы поразить вражеские корабли", — пояснил эксперт.

боевой катер Вышгород, история флота, Черноморский флот, раздел Черноморского флота СССР, ВМС Украины, украинские ВМС, флот Украины, украинский флот, Военно-морской флот Украины
Катер "Вышгород" типа "Гюрза-М"
Фото: Открытые источники
Патрульный катер P190, Катер P190 Славянск, патрульный катер, история флота, Черноморский флот, раздел Черноморского флота СССР, ВМС Украины, украинские ВМС, флот Украины, украинский флот, Военно-морской флот Украины
Патрульный катер P190 "Славянск" ВМСУ
Фото: Defense Express

Корабли проекта 58250

Отдельно отметим попытки Украины восстановить строительство высокотехнологичных боевых кораблей. Например, проект 58250 по строительству корветов задумывался как основа океанского компонента украинского флота. В частности, корвет "Владимир Великий", который был заложен в 2011 года на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, должен был стать вполне современной боевой единицей. Водоизмещение 2650 тонн, дальность плавания — 4000 миль, автономность — 30 суток. Экипаж — 108 человек.

Предполагалось оснащение противокорабельными ракетами Exocet MM40 Block 3, зенитными ракетами Aster 15, 76-мм артиллерийской установкой Oto Melara Super Rapid, двумя 35-мм автоматами Oerlikon Millennium, а также вертолетом NH90 NFH.

К 2014 году корпус был сформирован примерно на 80%, однако из-за экономических трудностей и политической нестабильности работы были приостановлены, а в 2021 году предприятие обанкротилось — и дальнейшая судьба проекта неизвестна.

корабль проекта 58250, история флота, Черноморский флот, раздел Черноморского флота СССР, ВМС Украины, украинские ВМС, флот Украины, украинский флот, Военно-морской флот Украины
Схематическое описание кораблей проекта 58250
Фото: Открытые источники

Таким образом, несмотря на отдельные усилия по модернизации, ВМС Украины перед полномасштабным вторжением РФ не обладали средствами ни для господства в море, ни для нанесения ударов по корабельным соединениям противника. В условиях, когда Россия развертывала в Черном море фрегаты с крылатыми ракетами "Калибр" и дизель-электрические подлодки, украинский флот оказался неконкурентоспособным.

Новая эпоха: стратегия "москитного флота" и беспилотники

С 2014 года Украина начала реализацию новой военно-морской доктрины, основанной на концепции так называемого "москитного флота". Это решение было обусловлено как финансовыми ограничениями, так и необходимостью оперативной защиты морских рубежей от более мощного противника.

Поворотным моментом стало принятие в 2019 году "Стратегии развития ВМС Украины до 2035 года". Документ был разработан при участии международных партнеров — экспертов НАТО, США, Великобритании, Швеции и Турции. В нем была заложена трехэтапная программа восстановления военно-морского потенциала, но полномасштабное вторжение России внесло коррективы в реализацию планов.

В феврале 2022 года украинский флот вновь оказался под угрозой. Основные пункты базирования в Очакове и Бердянске подверглись атакам, а противник попытался установить блокаду Черного и Азовского морей. Однако ключевой чертой нового этапа стало широкомасштабное внедрение асимметрических средств морской войны — прежде всего, морских дронов.

К началу 2023 года в распоряжении Украины появились автономные надводные аппараты типа Magura V5 и Sea Baby, способные на дальности до 800 км атаковать корабли и инфраструктуру противника. Морские дроны с GPS-наведением, взрывным зарядом до 300 кг и скрытным профилем выходили в Черное море группами по 10–20 единиц, нанося удары по кораблям в бухтах Севастополя, по мосту через Керченский пролив и даже по объектам в порту Новороссийска.

На этой фазе украинские ВМС окончательно трансформировались в асимметрическую силу, не полагающуюся на корабли как основное средство проецирования силы. Морские дроны, в частности, носители FPV-беспилотников, разведывательные платформы, дистанционно управляемые мины и береговые ракетные комплексы стали основными инструментами морских операций.

морской дрон, морской беспилотник, магура, дрон магура, дрон Magura V5, история флота, Черноморский флот, раздел Черноморского флота СССР, ВМС Украины, украинские ВМС, флот Украины, украинский флот, Военно-морской флот Украины
Украинский морской беспилотник Magura V5
Фото: Navy Recognition
дрон Magura V5 характеристики, магура, дрон магура, история флота, Черноморский флот, раздел Черноморского флота СССР, ВМС Украины, украинские ВМС, флот Украины, украинский флот, Военно-морской флот Украины
Характеристики беспилотника Magura V5
Фото: АрміяInform
беспилотник Sea Baby, морской дрон, морской беспилотник, история флота, Черноморский флот, раздел Черноморского флота СССР, ВМС Украины, украинские ВМС, флот Украины, украинский флот, Военно-морской флот Украины
Украинский морской беспилотник Sea Baby
Фото: СБУ

Максим Паламарчук подчеркивает, что на сегодня украинский военно-морской флот состоит из трех составляющих.

  • Первая — это корабли, находящиеся за границей: два корвета класса "Ада" в Турции (на стадии достройки), два тральщика в Великобритании и три тральщика, которые готовится передать Бельгия. Эти единицы станут основой ВМС Украины после войны.
  • Вторая составляющая — патрульные катера, которые совместно с катерами Морской охраны Госпогранслужбы обеспечивают безопасность судоходства в украинские порты. Созданные уже после 2022 года речные дивизионы ВМС тесно взаимодействуют с Сухопутными войсками ВСУ.
Корвет класса Ада
Корвет класса "Ада"
Фото: Turkey's Presidency of Defence Industries

"Ну, и самая интересная часть — безэкипажные катера. В тоже время хотя в составе ВМС и создана отдельная бригада беспилотных систем, по сути изначально беспилотники используются под руководством или СБУ и ГУР", — поясняет эксперт.

Подведем итог. С 2014 по 2025 год Военно-морские силы Украины прошли путь от почти полного исчезновения до превращения в одну из самых технологически гибких морских сил региона. Украина отказалась от попыток конкурировать с Черноморским флотом России по тоннажу или числу боевых кораблей и вместо этого сосредоточилась на инновациях, мобильности и высокоточном ударном потенциале.

Морские дроны и береговые комплексы стали не просто временным решением — они превратились в основу новой морской доктрины. Украина первой в мире на практике реализовала концепцию замены флота автономными системами. В результате Россия вынуждена была перебазировать большую часть своего флота из Севастополя в Новороссийск, что стало беспрецедентным успехом без участия классических надводных сил.