Вот, новый переворот. Президент Судана отрешен от должности и помещен под арест

Фото: radiosvoboda.org
Фото: radiosvoboda.org

17 апреля бывший президент Судана Омар аль-Башир сменил пребывание под домашним арестом на одиночную камеру. Его отставка была вызвана военным переворотом, который возглавил министр обороны Ахмед Авад ибн Ауф. Фокус разбирался, к каким последствиям может привести смена власти в этой африканской стране и как это отразится на интересах других государств

Related video

Завершилось 30-летнее правление разыскиваемого Международным уголовным судом диктатора, ответственного за этнические чистки в ходе Дарфурского конфликта, укрывательство международных террористов, ущемление христианского населения Судана и насаждение радикального ислама в политической жизни страны.

Военный переворот в Судане стал следствием акций протеста "Партии Уммы" бывшего премьер-министра Садика аль-Махди, "Движения реформ" Гази Салахуддина Атабани (бывший генсек правящей партии "Национальный конгресс"), "Демократической юнионистской партии" Шарифа Сиддига Эль Хиндии и еще 19 оппозиционных политических сил, выступающих под лозунгами демократизации, перехода к гражданскому обществу и правовому государству. Протесты в Судане начались в декабре 2018 года, за это время в столкновениях с органами правопорядка погибло 60 человек.

Кроме Омара аль-Башира были арестованы председатель "Национального конгресса" Ахмад Харун, губернатор Хартума Абдель Рахим Мохаммед Хуссейн, бывший вице-президент Али Осман Тах. С февраля этого года аль-Башир единолично руководил страной. Он объявил чрезвычайное положение, распустил правительство и отправил в отставку глав провинций.

Общественно-политическая обстановка в Судане стремительно меняется. После отстранения от власти аль-Башира был создан военный совет во главе с министром обороны Ахмедом Авадом ибн Ауфом. Изначально военсовет планировал править Суданом два года и за это время отменить действующую конституцию. Ибн Ауф намеревался ввести военное положение с комендантским часом на три месяца. Однако такой поворот событий не устраивает оппозицию, так как генерал ибн Ауф является давним соратником аль-Башира. В его отношении действуют американские санкции за причастность к этническим чисткам во время Дарфурского конфликта.

Новым председателем военного совета назначен генеральный инспектор вооруженных сил Абдель Фаттах аль-Бурхан. Бытует мнение, что именно он организовал военный переворот и его поддерживает суданский спецназ.

Аль-Бурхан провел встречу с представителями оппозиции, на которой заявил: "Я отменяю комендантский час и постановляю немедленно отпустить всех, кого задержали во время недавних протестов. Мы уделяем особое внимание защите прав человека в соответствии с международным законодательством. Мои уважаемые сограждане, военный совет был создан, чтобы представлять интересы суверенного государства. Будет сформировано гражданское правительство. Переходный период продлится максимум два года, по его итогам власть в стране будет передана гражданскому правительству".

Гримасы кризиса

К сентябрю 2018 года инфляция в Судане достигла 68%. По темпам и масштабам, с которым обесценивалась национальная валюта по отношению к доллару, суданский фунт занимал второе место в мире после венесуэльского боливара. Поводом для начала массовых протестов стало резкое увеличение цен на продовольствие в октябре-ноябре. За один месяц мука подорожала на 20%, говядина – на 30%, картофель – на 50%. Кризисные явления в экономике были вызваны снижением мировых цен на нефть и санкциями США, которые действовали против Судана с 1997-го по 2017 год.

Аль-Башир пришел к власти в 1989 году в результате военного переворота, свергнув правительство премьер-министра Садика аль-Махди при поддержке армии. Аль-Башир стал проводить интенсивную исламизацию регионов, в которых проживает чернокожее население, исповедующее христианство. В правовую систему государства внедрялся шариат, который должны были соблюдать представители всех конфессий. В 1993 году США внесли Судан в перечень стран, спонсирующих терроризм, так как здесь нашли прибежище "террорист номер один" Осама бен Ладен и один из лидеров палестинских экстремистов Халил аль-Банна. На территории Судана работали тренировочные лагеря палестинских террористов. Хартум подозревается в связях с террористическими организациями "Организация Абу Нидала", "Палестинский исламский джихад", "Хамас", "Хезболла", "Аль-Каида".

Дополнительный удар по суданской экономике нанесла потеря 75% нефтяных месторождений в результате 22-летней гражданской войны на юге страны, где проживают преимущественно христиане, которая тянулась с 80-х и завершилась провозглашением независимости Южного Судана в 2011 году по итогам референдума, поддержанного ООН, США и ЕС. На сегодняшний день продажа нефти составляет 98% дохода Южного Судана, разрываемого гражданским противостоянием, эпидемиями и голодом. До конца 2018 года планировалось довести добычу до 210 баррелей в сутки. Экономику Судана истощают вооруженные конфликты в центробежных регионах Дарфур, Южный Кордофан, Голубой Нил, где также есть месторождения нефти. Страна находится в состоянии гуманитарного кризиса. Из одного только Дарфура с 2003 года бежало свыше 2 млн чел. Свыше 300 тыс. человек было убито спонсируемыми правительством отрядами арабов-джанджавидов, которые выступают за сохранение Дарфура в составе Судана.

Неудачная попытка

Народ Судана не верит в способность аль-Башира и его партии "Национальный конгресс" справиться с валом проблем. Решение аль-Башира в очередной раз выдвинуть свою кандидатуру на пост президента на всеобщих выборах 2020 года вызвало недовольство в обществе. Как результат, активизировались оппозиционные партии, которые решили устроить в Судане "бархатную революцию". Во главе протестов встал давний противник аль-Башира, исламист имам аль-Махди. В прошлом году он призвал добиться смены власти мирным путем и провести демократизацию. Аль-Махди осуждает применение силы против мирного населения в Дарфуре. Имам предложил всем партиям и общественным организациям объединить усилия для прекращения огня и содействия доставки гуманитарной помощи в депрессивные регионы Судана. В январе 2019 года 22 политические силы призвали аль-Башира сложить полномочия, распустить кабинет министров и передать власть переходному правительству из представителей гражданского общества для подготовки к прозрачным и свободным всеобщим выборам.

Однако военные перехватили инициативу, вынудили аль-Башира уйти в отставку и создали собственное переходное правительство в виде военного совета, который обещает принять меры по демократизации страны. Складывается впечатление, что генералы ибн Ауф и аль-Бурхан повторяют алжирский сценарий. Напомним, начальник генштаба вооруженных сил Алжира генерал Ахмед Гаид Салах убедил президента Абдель Азиза Бутефлику уйти в отставку. Его обязанности до президентских выборов исполняет председатель сената Абдель Кадер Бенсалах. При этом соратники Бутефлики сохранили управление страной, несмотря на акции протеста.

Цель военного переворота в Судане заключается в том, чтобы не допустить резкого прихода к власти оппозиции и перераспределения финансовых потоков. Новые власти готовят массовые чистки госаппарата, в том числе силовых структур.

Черное золото

Судан является объектом интересов Ирана, Саудовской Аравии и ОАЭ, которые конкурируют за влияние в мусульманском мире. Военный переворот в Судане может иметь неоднозначные последствия для Тегерана. Официальный представитель министерства иностранных дел Ирана Бахрам Касеми выступил против иностранного вмешательства во внутренние дела Судана. С отставкой аль-Башира Иран потерял влиятельного союзника на африканском континенте. Обе страны долгое время развивали партнерство в торгово-экономической и военно-технической сфере. Иран иногда брал на себя расходы по закупкам российского оружия для суданской армии. В то же время отношения между Тегераном и Хартумом испортились после 2016 года, когда аль-Башир расторг дипломатические отношения с Ираном в угоду Саудовской Аравии и послал воинские подразделения в Йемен для участия в гражданской войне против повстанцев-хуситов (их спонсирует Иран). Сейчас у иранских дипломатов появилась возможность попробовать перезагрузить отношения с военным советом Судана.

Однако нефтяные монархии времени зря не теряют и начали сближение с новыми властями Судана. Саудовская Аравия и ОАЭ поддержали военсовет и его главу аль-Бурхана и распорядились отправить в страну гуманитарную помощь. Страны Персидского залива заинтересованы в том, чтобы вытеснить влияние Ирана из Судана, добиться продолжения участия Хартума в борьбе с йеменскими хуситами. В январе 2019 года ОАЭ предоставили Судану кредит в размере $300 млн. Эмираты инвестируют в сельскохозяйственный, туристический и нефтегазовый сектор страны. В течение последних четырех лет Саудовская Аравия выделила Судану свыше $2 млрд в качестве финансовой помощи. В декабре 2018-го Эр-Рияд и Хартум договорились о создании совместных сельскохозяйственных предприятий.

Вызов Москве и Пекину

Смена власти в Хартуме свидетельствует о том, что РФ и Китай теряют влиятельного союзника и лоббиста в Африке. Недаром, два года назад Омар аль-Башир сказал Владимиру Путину, что его страна является ключами от Африки. Судан превратился в плацдарм для распространения российского влияния на континенте. По информации телеканала "Дождь", в африканских странах, включая Зимбабве, ЮАР и Нигерию, работает пара сотен российских политтехнологов, связанных с российским бизнесменом Евгением Пригожиным. В частности, Судан голосовал против резолюции Генассамблеи ООН, осуждающей аннексию Крыма Российской Федерацией.

Известно о планах компании "Российские железные дороги" принять участие в модернизации железнодорожной инфраструктуры, компании "Росатом" в строительстве атомной электростанции, "Роснефти", "Лукойла" и "Татнефти" в разработке новых нефтяных месторождений на территории Судана. По данным британской газеты Times, на территории страны находятся российские наемники из ЧВК "Вагнер". В Судане расположен российский вертолетный центр, а суданских военных обучают 30 инструкторов из РФ. При аль-Башире Россия и Китай стали крупнейшими поставщиками оружия в Судан. За последние 20 лет суданское правительство приобрело российских вооружений на $1 млрд. По данным Amnesty International, Россия и Китай продавали оружие в Судан вопреки запрету ООН.

Китай является крупнейшим торгово-экономическим партнером и инвестором Судана. Доля китайского капитала в нефтяных месторождениях Судана составляет 40%. Китай инвестирует в портовую и транспортную инфраструктуру страны. В августе 2018 года власти Судана выразили желание участвовать в реализации китайской транспортно-логистической инициативы "Новый Шелковый путь". Проект включает сухопутные и морские маршруты, связывающие страны Запада и Востока. Судан имеет выход к стратегически важному Красному морю, через которого проходит 20% потоков международной торговли.

Влияние США и Израиля

В прессе встречается информация, что к акциям протеста в Судане и военному перевороту приложили руку США и Израиль. Суданские власти обвиняли студентов из Дарфура в насилии и утверждали, что они связаны с повстанческими группировками, имеющими отношение к Израилю. Отношения Израиля и Судана остаются напряженными. Судан принимал участие в военных действиях против Израиля в 1948-м и 1967 году на стороне Египта и Сирии, поддерживает связи с палестинскими террористами. Израиль поставлял оружие сепаратистам на юге Судана, помог им создать "Освободительное движение Южного Судана" в 1971 году. Аль-Башир запретил израильским самолетам пересекать воздушное пространство Судана.

В любом случае, кто бы ни находился у власти в Судане, военный совет или оппозиция, вроде имама аль-Махди, страна не будет идти в фарватере внешней политики США. Если сравнить аль-Башира и аль-Махди, то оба политика выступали за укрепление влияния ислама в общественно-политической жизни страны, за сбалансированные отношения с Ливией, Египтом, Ираном, странами Персидского залива. Они проводили сближение с Москвой. С исламскими экстремистами заигрывает не только "Национальный конгресс", но и оппозиция. В частности, среди партий и организаций, которые требовали смены власти в Судане, фигурирует египетская экстремистская группировка "Братья мусульмане", действующая на территории различных мусульманских стран. Отношения Судана с США и Израилем будут оставаться напряженными до тех пор, пока у власти в Хартуме будут находиться исламисты.

Но все же, с приходом к власти в США президента Дональда Трампа, произошло ситуативное потепление в американо-суданских отношениях. В октябре 2017 г. США отменили санкции, которые действовали против Судана, якобы в связи с улучшением ситуации в сфере соблюдения прав человека. ЦРУ развивало сотрудничество с бывшим главой разведки Судана Салахом Гошем в сфере борьбы с международным терроризмом. США интересует информация о террористических организациях, с которыми поддерживал отношение режим аль-Башира. По слухам, Гош уже давно метил в президентское кресло, а американцы считали его человеком способным оказывать влияние на суданскую политику. По информации издания Middle East Eye, Гош встречался с руководителем израильской разведки "Моссад" Есси Коэном в феврале 2019 г. и обсудил с ним планы своего прихода к власти в Судане (сам Гош отрицает это). Однако, Салах Гош на днях покинул свой пост под давлением протестующих и его политические перспективы, как соратника аль-Башира, весьма туманны. У США и Израиля нет союзников в Судане, и им придется заново налаживать связи с новыми властями африканской страны.