"Мое тело – не инкубатор!": с чего начались протесты женщин в Польше и к чему они ведут

Фото:archiwumosiatynskiego
Фото:archiwumosiatynskiego

22 октября Конституционный Суд Польши принял решение о том, что прерывание беременности из-за патологий или болезни плода – неконституционно. Часть поляков с таким решением не согласилась

Related video

22 октября Конституционный Суд Польши, отвечая на обращение 119 депутатов от правоконсервативных партий, постановил, что прерывание беременности из-за тяжелой болезни и генетической патологии плода противоречит польской Конституции. Это не первый подобный запрет, но для начала нужно понять, как обстояло дело с прерыванием беременности в Польше в общем.

Как обстояло дело с абортами в Польше ранее

До 1932 году аборты были запрещены без исключений. В этом же году прерывание беременности было разрешено только по медицинским показаниям и (впервые в Европе) в случае если беременность стала результатом преступного акта. В 1958 Сейм добавил пункт о том, что аборты разрешены также в случае, когда женщина находится в "трудных условиях жизни". Толкование поправки в закон менялось от запрета в конце 1950-х до разрешения аборта по требованию в 1960-х и 1970-х.

Важно
В Польше запретили аборты по медицинским показаниям
В Польше запретили аборты по медицинским показаниям

После падения коммунистического режима в Польше начались дебаты об абортах. Римско-католическая и лютеранская церкви, политики правого толка осуществляли давление на правительство с целью запрещения абортов за исключением если аборт является единственным средством спасти жизнь беременной женщины. Этому противостояли политики левого толка и большинство либералов, они настаивали, чтобы правительство сохранило в силе закон 1956 года об абортах.

Действующий сейчас в Польше закон об абортах (Закон о планировании семьи, защите человеческого плода и условия для легального аборта) вступил в силу в январе 1993 года в качестве компромисса между сторонниками двух лагерей.

По этому закону женщина может прервать беременность только в трех случаях:

— беременность угрожает жизни или здоровью женщины;

— медицинские исследования показывают, что ребенок с высокой степенью вероятности родится с тяжелым и необратимым дефектом или неизлечимой болезнью, которая поставит под угрозу его жизнь;

— есть основания полагать, что ребенок был зачат в результате преступления — например, изнасилования, или инцеста.

В 1997 Парламент одобрил изменение закона об абортах, который разрешает прерывание беременности в случаях эмоционального или социального бедствия, но Конституционный трибунал Польши посчитал, что это изменение противоречит конституции. В декабре того же года легальный статус абортов вернулся к положению 1993 года.

23 сентября 2016 года депутаты польского Сейма приняли в первом чтении законопроект, который полностью запрещает аборты в стране (за исключением случаев прямой угрозы жизни матери) и вводит уголовную ответственность — до 5 лет лишения свободы — для всех причастных к проведению аборта, то есть включая как врача, так и мать зачатого ребенка.

Fullscreen

Протесты Czarny Poniedziałek в 2016 году/Фото: соцсети

3 октября 2016 года в Польше начались протесты, именуемые Czarny Poniedziałek ("Черный понедельник"). Тысячи мужчин и женщин, одетых в черное, вышли на улицы, выражая свой протест против данного решения и требуя его отмены. 5 октября комиссия Сейма приняла решение поставить на голосование вопрос по отказу от данного проекта. В тот же день в Европейском Парламенте состоялась дискуссия на тему положения женщин в Польше. 6 октября 2016 года Сейм принял решение отклонить проект закона.

К чему привела данная политика?

Оказалось, что тысячи польских женщин делают аборты за границей, или же прерывают беременность в подпольных клиниках, или же самостоятельно, с помощью препаратов.

В 2016 году, по словам участницы акции протеста, данная процедура в Европе стоила от 1 до 2 тысяч евро. В эту сумму входит проезд, проживание и сама операция с учетом срока беременности.

Еще одна женщина говорила о том, что подпольный аборт возможно провести и в Польше, но это обойдется в минимум 400 евро, что больше минимальной зарплаты. Для безработной, малоимущей женщины или для многодетной семьи - это внушительная статья расходов.

На сайте Федерации женщин и планирования семьи, организации, выступающей против запрета, сообщается, что ежегодно на аборт решаются от 80 до 100 тысяч польских женщин. Но они сообщают, что эти данные неточны. Также они публикуют анонимные истории женщин, которые рассказывают, с какими трудностями им пришлось столкнуться, когда они хотели прервать беременность даже из-за патологии плода, что вроде как разрешено законом. Одна из женщин рассказала, что когда ее направили в клинику в городе, который женщина не назвала, то сначала на нее набросилась акушерка, которая обвинила ее том, что она посмела вообразить, что ей предоставят в их больнице "подобную услугу". Позже врач сказал ей, чтобы она ехала в другую больницу, потому что если узнают, что в их клинике проводят подобные операции, то "у нее будет плохая репутация" и все решат, что можно прийти и сделать тут аборт.

Еще одна женщина рассказала, что когда во время беременности выяснилось, что у плода патологии, то ее "перебрасывали" из больницы в больницу, а когда все же приняли в одной из клиник, то главврач заявил, что "в палате могут работать люди, для которых процедура (аборт, - ред.) противоречит их совести" и они могут отказаться давать ей лекарства. Также женщина заявила, что хоть ей и удалось прервать беременность, но она понимает, насколько бы это было тяжелей в маленьких городах.

Девушка рассказала, что когда она забеременела в 14 лет, то ей пришлось вместе с матерью ехать в Германию, чтобы прервать нежелательную беременность.

Не привела данная политика и к демографическому взрыву. В Польше - один из самых низких в Европе показателей рождаемости. Многие женщины просто отказываются иметь потомство, или же отказываются от уже рожденных детей.

Протесты в 2020 году

После решения Конституционного суда в Польше опять, как и в 2016 году начались массовые протесты. Уже вечером 22 октября на улицы вышли сотни противников запрета на аборты. Наиболее массовая акция прошла в Варшаве, на нее вышли около полутора тысяч человек. Протестующие собрались возле здания Конституционного суда и двинулись маршем в сторону дома Ярослава Качиньского, лидера правящей партии "Право и справедливость" консервативного толка, программа которого основана на национализме и традиционных ценностях.

Среди 119 депутатов, обратившихся в Конституционный суд с просьбой запретить аборты, женщин - меньшинство, отмечает в комментарии Фокусу Елена Бабакова, украинская журналистка, проживающая в Польше. "Дискуссия про аборты в Польше очень маскулинизированна. Так, даже на независимых каналх часто бывает, что все 6-7 спикеров в программе про аборты - мужчины. Главная пролайферша Польши - Кайя Годек - женщина, но стоят за ней организации, возглавляемые и поддерживаемые мужчинами-политиками", отмечает Елена.

Бывший президент Евросовета, лидер Европейской народной партии Дональд Туск назвал обсуждение темы аборта в эпицентре пандемии коронавируса "политической подлостью". Лидер крупнейшей оппозиционной партии "Гражданская платформа" Борис Будка отметил, что Ярослав Качиньский "пытается устроить польским женщинам ад".

Также протестные акции собирались в Варшаве, Лодзе, Познани, Гданьске, Вроцлаве и Кракове. Участники протестов Strajk Kobiet (Страйк женщин) ополчились против церковников, которые традиционно выступают против абортов. Они штурмовали католические храмы с лозунгами "католикам тоже нужны аборты" и "с нас хватит".

Протестующие фотографировались у статуй Богоматери с плакатами "Давайте молиться за право на аборт". К церквям были вызваны наряды полицейских, а мессы были сорваны.

Fullscreen

Протест у костела/Фото: соцсети

Руководители церкви отрицали, что как-то влияли на решение Конституционного суда. "Не Церковь принимает законы у нас на Родине, и не епископы принимают решения о соблюдении или несоблюдении закона. Однако, Церковь не может перестать защищать жизнь и не может отказаться от провозглашения того, что каждое человеческое существо должно быть защищено от зачатия до естественной смерти", - заявил архиепископ Станислав Гондецкий.

"Церковь - главный лоббист запрета абортов", - рассказала Фокусу Елена Бабакова. "Она очень сжилась с "Право и справедливость", не расследует многочисленные педофильские скандалы, заливает хейтом геев, укрепляет гендерные стереотипы и пропагандирует мизогонию. Символ Старого порядка, несправедливого для многих мира, с которым надо покончить. Хотя бы символически".

Одним из лозунгов протестов 2020 года стало выражение "Wypierdalać!", что можно перевести, как "Съеб…ай", символом – красная молния и металлическая вешалка с подписью "никогда опять", с ее помощью женщины прерывали беременность, что часто приводило к их смерти. Также на протесты выходят не только женщины, но и мужчины.

Fullscreen

Плакаты с лозунгом "Wypierdalać!"

Fullscreen

Один из символов протеста: красная молния/фото: соцсети

Fullscreen

Онлайн-протест, когда студенты выяснили, что их преподаватель поддерживает запрет абортов

Fullscreen

Юноша на акции протеста с плакатом "Мои сестры - не инкубаторы"/Фото: соцсети

"Послушайте, мы в центре Европы, на двое - 21-ый век, и кто-то пытается объяснить женщинам, что они лишены права распоряжаться собственным телом, это абсолютно возмутительно", - говорит из участников акции протеста.

Накануне демонстранты заблокировали движение транспорта на центральных улицах Варшавы. Образовались огромные пробки. Акция протеста переросла в стычки с полицией, те использовали слезоточивый газ, как делали это уже во время начала протестов под домом Ярослава Качиньского. Власти Польши заявляют, что будут решительно противодействовать нарушениям общественного порядка и закона.

Так, премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что "агитация и ситуации, с которыми мы имеем сейчас дело на улицах, не должны происходить, и мы будем решительно противостоять этим актам агрессии". Также он затронул и штурм церквей, заявив, что "актам агрессии, нападений и варварства нет места и они недопустимы". А аборты по медицинским показаниям назвал "попыткой евгенического отбора".

Fullscreen

Надпись на стене костела: "аборт - это нормально"

В то же время участники протестного движения призывают не идти на компромиссы с властью и требуют у Сейма выполнять уже принятые ими обязательства. Они упоминают о том, что не соблюдается та часть закона о семье, где упоминается о том, что "знания о сексуальной жизни человека, о принципах сознательного и ответственного отцовства, о ценности семьи, дородовой жизни, методах и средствах осознанного продолжения рода должны быть включены в школьные программы", а поддержка семей, где есть дети с инвалидностью не осуществляется должным образом.

Данных соцопросов о поддержке протестов пока нет, говорит Бабакова. "Есть данные с прошлого года, что полный запрет абортов поддерживают меньше 15% поляков. То есть можно сделать вывод, что 4/5 населения решение Трибунала не нравится. Протестовали на выходных в 150 городах, даже в маленьких. Социальная база очень широкая". По словам журналистки, пожилые люди мало ходят на акции из-за пандемии, но повестку дня протестующие перехватили.

К чему приведут протесты?

Несмотря на сотни протестующих на улицах польских городов, часть населения все же поддерживает запрет абортов. Это связывают с религиозностью общества, негативным отношением к прерыванию беременности католической церкви и общим консерватизмом Польши, в которой, как считают современные авторы, так и не произошла "сексуальная революция". Долгое время общество жило, сохраняя традиции, однако, столкнувшись с запретом, который может оказать прямое влияние на их жизни, в сочетании с пандемией коронавируса, из-за которого снова могут быть закрыты границы - вышло на протесты. Влияние могут оказать прочие страны Европейского союза. Еще в марте 2020 года Европейский трибунал по правам человека принял решение по которому Польша должна исправить ситуацию с доступностью абортов после того, как к трибуналу обратились три гражданки Польши, которые имели право прервать беременность, но не смогли этого сделать из-за преград, которые им создавали чиновники и врачи. Одна из женщин после родов потеряла зрение, вторая была вынуждена родить ребенка от насильника, а третья не смогла прервать беременность, несмотря на то, что у плода были на ранних сроках обнаружены признаки тяжелых генетических заболеваний. Трибунал принял сторону пострадавших и Польшу обязали предоставлять женщинам доступ к соответствующей медицинской помощи. На исправление ситуации Польше дали год. В противном случае Польшу ждут дисциплинарные меры со стороны Совета Европы. Однако будут ли они - неясно. По словам Елены Бабаковой, в короткой перспективе у протестов вряд ли будет какой-либо результат: "Выборы через 3 года только. Хотя, возможны, конечно, непредсказуемые варианты - вот Качинский только что выступил на телевидение, назвал протестующих преступниками, уничтожителями пол народа, и пообещал защищать порядок всеми средствами (то есть силовыми тоже). В долгой перспективе - прогресс не остановить. Протесты быстро набрали антиклерикальный характер, общество отходит от консервативных ценностей, так что делают дорогу молодым и левым."