Слишком иррациональны: напав на Израиль, Иран избрал путь самоубийства, — Telegraph

аятолла Хаменеи
Фото: Getty Images | Иранская теократия сейчас вошла в смертельную петлю

Британское издание предупреждает о смертельно опасной геополитической ситуации. Атаковав Израиль, Тегеран начал битву, которую не может выиграть, но и не может отступить, ведь это грозит потерей авторитета аятоллы Хаменеи среди нового поколения исламистов.

Related video

Иран не может выиграть войну против Израиля, но опасность заключается в том, что его лидеры слишком иррациональны, чтобы признать это. Иранский режим избрал путь самоубийства. Однако для логического окончания фатального и, вероятно, необратимого курса действий Верховного лидера аятоллы Хаменеи требуется еще некоторое время. Об этом пишет британская газета The Telegraph.

В то же время очевидно, что иранская теократия сейчас вошла в смертельную петлю. Тегеран может ждать распад по образцу краха Советского Союза на фоне региональной войны, которую он не может себе позволить, или кровавая смена режима. Прибегнув к атаке Израиля со своей территории Иран начал битву на грани, которую он не может выиграть. Израиль знает, что не может позволить себе оставить иранскую атаку без ответа. Он также знает, что Тегеран, который возможно вскоре будет иметь ядерное оружие, вероятно усилит скоординированные проявления агрессии со стороны Сирии на востоке и со стороны Хезболлы в Ливане на севере.

Пока Израиль может рассчитывать на поддержку США в случае полномасштабной региональной войны, но через несколько лет этого может уже не произойти. Впрочем, Иерусалим вряд ли отступит.

Издание отмечает, что региональная война для Израиля стала бы испытанием, а для Ирана она была бы разрушительной из-за того, что Тегеран не может позволить себе противостоять своему противнику. Чтобы собрать миллиарды, необходимые для финансирования своей ядерной программы и поддержки режима Башара Асада в Сирии, Иран уже значительно поднял налоги и девальвировал свою валюту до опасного уровня.

"Ситуация, возможно, достигла переломной точки, когда Иран не может увеличить расходы, чтобы удовлетворить требования военной эскалации, не вызвав фактического банкротства или экономического коллапса, который может спровоцировать народное восстание", — пишет автор статьи Шерил Джейкобс.

Однако представляется также маловероятным и то, что Тегеран сможет отступить, не потеряв при этом лица. Его авторитет среди нового поколения исламистов, поддерживающих режим, наверняка будет разрушен. Издание риторически спрашивает, почему окружение аятоллы Хаменеи выбрало именно такой путь и не сошел ли с ума режим? Сам Хаменеи, который является вторым по продолжительности правления лидер Ближнего Востока, возможно, больше не действует рационально, отмечает The Telegraph.

Как и в случае с Путиным, западные аналитики пытаются оценить всеобъемлющее ощущение судьбы Хаменеи, балансирующего на тонкой грани между бредом и апокалипсисом.

В стране, где 60% людей живут в бедности, а отказ носить платок стал мощным символом сопротивления, стратегия Хаменеи, похоже, изменилась от религиозного популизма к выживанию. Кажется, цель больше не состоит в том, чтобы убедить иранцев сохранить веру в революционное дело, а в том, чтобы укрепить поддержку узкого круга лоялистов, которые могут защитить его от свержения. Вероятно, что именно эта фракция настроена на войну, радикализировавшись до такой степени, что не способна к геополитическому реализму или расчетам издержек и выгод.

"Это создает смертельно опасную геополитическую ситуацию. Мировые державы могут призывать к спокойствию, как будто это просто игра в прятки. Но ужасная реальность заключается в том, что Иран, возможно, просто сошел с ума", — резюмирует Шерил Джейкобс.

Напомним, 15 апреля американское издание Wall Street Journal сообщило, что Тегеран может прибегнуть к ядерной эскалации, ведь не смог нанести серьезный ущерб Израилю во время атаки 14 апреля

15 апреля Business Insider писал, что некоторые непоследовательные стратегические шаги со стороны США во время войны между Израилем и сектором Газы могли повлечь то, что Иран нагло проигнорировал предупреждение Байдена не атаковать Израиль.