Гибель "Курска": россияне признали, что за 24 года после катастрофы не построили достаточно спасательных судов

Субмарина "Курск" после катастрофы, курск, курск, подводная лодка курск, гибель курска
Фото: topwar.ru | Субмарина "Курск" после катастрофы

После катастрофы субмарины РФ хотела развивать собственный спасательный флот, но эти планы так и не были реализованы, отмечают аналитики.

Related video

Россияне признали, что их государство так и не сделало надлежащих выводов после катастрофы подводной лодки "Курск" и так и не построило флот поисково-спасательных судов на случай новых аварий или катастроф субмарин в открытом море. Такие планы были, но они так и не стали реальностью. Об этом пишет Defense Express.

По плану развития ВМФ РФ на период до 2025 года предусматривалось построение сразу шести крупных поисково-спасательных судов проекта 21300 "Дельфин", все из которых должны были бы войти в состав флота РФ в течение 2016-2020 годов.

игорь белоусов судно Fullscreen
Судно "Игорь Белоусов"
Фото: topwar.ru

Одной из особенностей этого проекта было наличие глубоководного аппарата, предназначенного для спасения людей с затонувших подводных лодок. Ведь моряки на "Курске" погибли, потому что российский флот не имел надлежащей поисково-спасательной аппаратуры.

Еще в 2020 году российские военные признавали, что спасать моряков на "Курске" не было чем.

Субмарина "Курск" после катастрофы Fullscreen
Субмарина "Курск" после катастрофы
Фото: naked-science.ru

"Их не было чем спасать. Наши аварийно-спасательные суда типа "Михаил Рудницкий", они были по сути своей не готовы. Экипажи спасательных аппаратов, которые были единственной надеждой тех людей, которые оказались пленниками девятого отсека, были не отработаны настолько, что даже не имели опыта тренировок, как стыковаться с затонувшей подлодкой", — вспоминал капитан 1-го ранга Игорь Курдин.

Конструкция спасательных судов проекта 21300 "Дельфин" предусматривает возможность размещения на борту значительного количества людей, которые могут быть спасены с затонувших подводных лодок.

Если говорить о конкретных характеристиках, то проект 21300 "Дельфин" предусматривает длину корпуса в 97,8 метра, полное водозамещение 5310 тонн, автономность работы в открытом море — до 30 суток, экипаж — 96 человек, и еще до 120 человек со спасенных субмарин, силовая установка — дизель-электрическая, со вспомогательными двигателями для подруливания и более точного позиционирования на месте проведения поисково-спасательных работ.

Набор оснащения и вооружения — глубоководных водолазный комплекс ГВК-450 с подводным аппаратом "Бестер-1", 12 переносных зенитно-ракетных комплексов "Игла" и два противодиверсионных гранатомета ДП-65.

Глубоководный спасательный аппарат Бестер 1 Fullscreen
Аппарат "Бестер-1"
Фото: topwar.ru

Но из запланированных шести поисково-спасательных судов проекта 21300 "Дельфин" для всех флотов ВМФ РФ россияне построили только одно судно под названием "Игорь Белоусов", которое было заложено в 2005 году, спущено на воду в 2012 году и сдано заказчику уже в 2015 году. Сделали его для Тихоокеанского флота.

В 2020 году росСМИ писали, что серийное строительство спасательных судов проекта 21300 "Дельфин" отложено на неопределенное время.

Основная причина — отсутствие "максимально отечественного" глубоководного водолазного комплекса ГВК-300. Единственное судно этого типа, имеющееся в составе ВМФ РФ, главный спасатель проекта 21300 "Игорь Белоусов" имеет на борту глубоководный комплекс ГВК-450 иностранного производства. По словам источников, этот комплекс сложный и дорогой, к тому же есть проблемы с поставками комплектующих к нему в условиях санкций.

Комплекс ГВК-450 Fullscreen
Комплекс ГВК-450
Фото: topwar.ru

Напомним, в ВМФ РФ впервые сообщили об аварии с "Курском" только через два дня, тогда как катастрофа произошла 12 августа. Информация была противоречивой: сначала сообщалось, что с лодкой установили связь, затем эту информацию опровергли сообщениями о том, что единственным способом общения с экипажем является перестук.

Субмарина "Курск" до катастрофы Fullscreen
Субмарина "Курск" до катастрофы

Тогда росСМИ критиковали российских военных, что те тянули несколько дней с решением принять помощь от иностранцев — Великобритания предложила ее еще 14 августа, а норвежское судно Seaway Eagle с британской мини-подводной лодкой подошли к месту гибели подводной лодки только вечером 19 августа. Люк открыли только 20 августа. Все 118 моряков "Курска" погибли.

В 2021 году в РФ появилась новая версия катастрофы с подводной лодкой "Курск". Адмирал Вячеслав Попов заявил, что российская субмарина столкнулась с "натовским судном", которое позже и подало сигнал бедствия.