Кинодепрессанты. Украинские режиссеры снимают фильмы, которые заставляют думать и страдать

Украинские режиссеры предпочитают снимать фильмы, которые не развлекают зрителя, а заставляют его много думать и страдать. Кассовых успехов это картинам не приносит, зато обеспечивает успех на кинофестивалях

Related video

Холодной зимой 1944 года в набитом людьми поезде непонятно откуда и непонятно куда едут мама с мальчиком. Мама болеет тифом, поэтому соседи по вагону хотят поскорее от нее избавиться, а судьба ребенка вообще мало кого волнует. Их высаживают на безымянном полустанке, о котором мальчик, когда вырастет, будет помнить только одно: на вокзале там стоял дом с покосившейся башенкой.

Создатели фильма "Дом с башенкой", выходящего в украинский прокат 16 августа, говорят, что старались сделать красивое и трогательное кино. Красиво у них действительно получилось: длинные черно-белые планы заснеженных пейзажей, снятые цифровой камерой, а затем переведенные на пленку, выглядят как живописные полотна. А вот вместо трогательного кино получилось жестокое. По безрадостным лицам и главных, и второстепенных героев сразу понятно: счастливого финала ждать не приходится. "Я хотела, чтобы все было, как в жизни", — объяснила режиссер Ева Нейман.

Вышло и правда, как в жизни. Декорации строить не пришлось, живописные руины съемочная группа нашла в Одессе. В одном из одесских детских домов отыскался и исполнитель главной роли, девятилетний Дима Кобецкой, который играет практически самого себя. Роль умирающей от тифа матери исполнила российская актриса Катерина Голубева, более известная в Европе, чем у нас. Для нее работа в "Доме с башенкой" стала последней ролью в кино — почти сразу после съемок актриса при невыясненных обстоятельствах умерла, повторив судьбу экранной героини, и была похоронена в Париже на кладбище Пер-Лашез. Во второстепенных ролях задействованы актеры с фактурными, но малоизвестными лицами, правда, в одной из ролей снялась отечественная звезда Виталий Линецкий.

Живописность и жизненность уже оценило жюри на кинофестивале в Карловых Варах. Там "Дом с башенкой" получил главный приз в программе "От Востока к Западу". Для Евы Нейман, которая училась в Берлинской академии кино и телевидения и после выпуска успела поработать с Кирой Муратовой, фестивальные успехи не в новинку. Ее первая полнометражная картина "У реки", снятая в 2007 году, побывала на фестивалях в России, Польше и Нидерландах. И с нее, собственно, началось знакомство западной публики с новым украинским кино.

Режиссерский подход
Ева Нейман объяснила Фокусу, почему ее ленту "Дом с башенкой" можно считать развлечением и зачем нужно отменить все фестивальные награды

— "Дом с башенкой" трудно назвать развлекательным фильмом. Думали ли вы о будущих зрителях, когда снимали картину? С каким ощущением они должны выходить из зала после просмотра?
— Конечно, я думаю о зрителе, когда снимаю кино. И не только, когда снимаю. Один из зрителей — это я. Возможно, даже самый строгий. Мне бы хотелось, чтобы люди пришли и досмотрели фильм до конца. И чтобы он им понравился. Я оригинальными желаниями не отличаюсь. А что вынес? Когда смотришь или читаешь что-то хорошее, независимо, кстати, от темы, то на душе становится хорошо, появляется какая-то приподнятость. Вот если бы мне это удалось, я была бы горда собой. А насчет того, развлекательный или не развлекательный фильм, то пойти в кино — это в том числе и развлечение. И, я так думаю, моя лента — тоже в какой-то степени развлечение.

— Но ведь одно дело пойти на новую серию про приключения Джеймса Бонда и совсем другое — на молчаливый черно-белый фильм о ребенке, у которого умерла мать. В первом случае — это чистое развлечение. Во втором же нужно себя заставлять, разве нет?
— Зачем себя заставлять? Заставлять себя вообще не надо. Другое дело, что процесс образовательный, какая-то культурная прививка действительно стоит усилий. Это воспитательный процесс. Нужно все-таки что-то преодолевать, чтобы быть культурным, образованным человеком.

— Что для вас как для режиссера было бы более ценным — "Оскар" или "Золотая пальмовая ветвь"?
— Для меня как для режиссера было бы культурной революцией, если бы призы вообще отменили. И все были бы счастливы. Потому что если фильм получит награду, он почему-то якобы становится ценнее. Это неправильно. Ну повезло кому-то, так сложились звезды, что фильму дали приз. А присутствовали бы другие люди в жюри, было бы другое решение. Это все такие зыбкие вещи. Не надо к ним относиться слишком серьезно. Неужели вы думаете, что только когда картине вручают приз, режиссер понимает, что снял хороший фильм? Режиссер и сам знает. И часто ошибается, что тоже неизбежно. Внутренний критерий — это совесть. А внешний… Приятно, когда зритель хорошо принимает картину. Но я ведь знаю, что абсолютно на любой фильм найдется и поклонник, и жесткий критик. Для меня главное — жить по чести.

Украинский прорыв
Отечественное кино редко находит массового зрителя, зато наши режиссеры все чаще добиваются признания на зарубежных кинофестивалях

Ядерные отходы, 2012
режиссер: Мирослав Слабошпицкий
23-минутный фильм режиссер Мирослав Слабошпицкий полностью снял в Припяти. Он рассказывает о людях, живущих в Чернобыльской зоне. Лента стала единственной короткометражкой из стран СНГ, попавшей в конкурсную программу международного фестиваля в Локарно, и получила "Серебряного леопарда".

В тумане, 2012
режиссер: Сергей Лозница
Военная драма "В тумане" стала вторым игровым фильмом документалиста Лозницы. Как и первая его художественная лента "Счастье мое", попала в конкурс Каннского кинофестиваля, что само по себе успех. Вдобавок в этом году картина Лозницы удостоилась приза Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ.

Гамер, 2011
режиссер: Олег Сенцов
Драма взросления о студенте, который решил стать лучшим в компьютерных играх, за последний год успела собрать десяток наград на небольших кинофестивалях, в том числе и в Одессе. Однако главное достижение дебютанта Сенцова — это участие в конкурсе Роттердамского фестиваля.

Кросс, 2011
режиссер: Марина Врода
За 15 минут, которые длится зарисовка о бегущих кросс школьниках, режиссер Марина Врода успела рассказать о личных воспоминаниях, подумать о судьбе страны и вообще человечества и напомнить о традициях украинского поэтического кино. Жюри короткометражного конкурса в Каннах оценило мастерство украинки и наградило ее главным призом.

Мелодия для шарманки, 2009
режиссер: Кира Муратова
Мрачная рождественская сказка об осиротевших детях, которые пытаются выжить на улице и найти свое место в жизни, участвовала в программе Московского международного кинофестиваля и получила там три приза. В том числе за лучшую женскую роль и приз от Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ.

Юлия Куприна, Фокус