Репетиция выборов в Польше

Молодые поляки советуют друг другу в день выборов cпрятать паспорта своих бабушек. Тогда Ярослав Качинский, возглавляющий правящую партию «Право и справедливость», наверняка проиграет. Впрочем, и сама молодежь собирается на выборы без особого энтузиазма

Related video

Городок Вжесня, расположенный в центре Великопольского воеводства, одного из богатейших регионов страны, — это Польша в миниатюре: чистые улицы с красивыми домами, уютный рынок. Именно во Вжесне каждый раз за две-три недели до всенародного голосования проходят предварительные выборы. Здесь состоялась репетиция народного волеизъявления и перед досрочными выборами в парламент 21 октября. Однако жители Вжесни не сдали зачет по демократии: явка была очень низкая — всего около 8%.

Политическая ярмарка
На рынке городка поставили палатки почти все партии, участвующие в предвыборной гонке. Не хватало только главных игроков: партии Ярослава и Леха Качинских "Право и справедливость" и их главного конкурента — "Гражданской платформы" Дональда Туска. Видимо, и те, и другие посчитали, что рейтинги дают им большое преимущество, поэтому приезжать во Вжесню и заниматься тут агитацией не нужно.

Жители городка ходят вокруг разноцветных палаток левых, крайне правых, партии аграриев и популистов и новой партии феминисток — Партии женщин. Создается впечатление, что политика для них — это разноцветная ярмарка, своего рода развлечение выходного дня. Горожане не особо переживали из-за перепалок политиков, хотя атмосфера иной раз накалялась до предела: о налоговой системе много спорили представители радикальных правых и социал-демократов. Но людей интересовали не столько идеологические дискуссии, сколько вопрос, где и у кого можно получить сувениры — майки, фляжки. Были и такие, кто пришел просто отдохнуть и перекусить за счет агитаторов.

— Я вообще не интересуюсь политикой, но, скорее всего, проголосую, как мой муж, — за правящую партию "Право и справедливость". А сюда я пришла с детьми просто погулять, — объяснила молодая мама Магда Висневская.

Предварительные выборы в этом великопольском городке выиграла "Гражданская платформа", а партия Качинских заняла второе место. Но, учитывая низкую явку, вряд ли показатели тестовых выборов во Вжесне могут заслуживать доверия.

Отцы и дети
Польское общество за две недели до выборов оказалось разделено на два лагеря: Польшу "А", куда входят крупные города (в большинстве своем они против Качинских), и Польшу "Б" — провинцию, которая поддерживает придуманную Качинскими идею Четвертой Речи Посполитой (Вторая Речь Посполита — Польша до войны, Третья — период после падения коммунистического режима в 1989 г.).

Идея новой Речи Посполитой в том, чтобы построить государство без коррупции, разорвать связи бизнеса и политики и сосредоточиться на интересах простого гражданина. Политологи оценивают идею как PR-лозунг, так как после прихода к власти ПиС в 2005 г. никаких особенных реформ в стране не произошло.

Но раскол этот более глубокий. В отличие от Украины, где разделение идет по географическому признаку, раскол в Польше часто происходит внутри одной семьи: молодая и старая генерация совсем по-разному смотрят на политику и свое будущее. Большинство молодых и успешных поляков против власти Качинских, но проблема в том, что они почти не участвуют в политической жизни страны. Эти люди выбирают эмиграцию: либо внешнюю — в западные государства ЕС, либо внутреннюю — занимаются карьерой, личной жизнью, только бы подальше от политики.

Это самые важные выборы в Польше с 1989 года (после падения коммунистического режима), твердят правящие политики и оппозиция. И те, и другие подталкивают поляков к нелегкому выбору.

Качинский говорит: "Мы стоим там, где была "Солидарность" (польская оппозиция 80-х)". Таким образом, выходит, что сегодняшняя оппозиция находится там, где когда-то были коммунисты.

В свою очередь, лидер оппозиционной "Гражданской платформы" Дональд Tуск утверждает, что Качинские вводят в Польше мягкий авторитаризм и им ближе ценности Востока, а не Запада.

Польский вестерн
"Право и справедливость" начала новую кампанию практически на следующий день после своей победы на выборах 2005 г. Это была постоянная борьба со всеми: либералами, левыми и даже членами собственной правящей коалиции. Были показные задержания в стиле маски-шоу и громкие аресты врачей и бизнесменов, которых подозревали в коррупции. Были попытки подкупа депутатов других фракций обещаниями высоких постов, прослушивание своих же товарищей из правящей коалиции и даже секс-скандал в партии "Самооборона" — бывшего союзника Качинских. Сейчас Качинские обвиняют оппозицию в предательстве национальных интересов, а та, в свою очередь, заявляет, что братья пытаются ввести диктатуру в стиле Лукашенко.

Но вопреки всем прогнозам политологов, которые предупреждали, что поляки не любят ссор и скандалов и накажут авантюристов, правыми в этой игре оказались Качинские. Их кампания была направлена на то, чтобы расколоть общество во имя идеи: либо вы с нами, либо вы наши враги. Поэтому они взяли на себя роль справедливых шерифов, которые борются со всем злом этого мира. Такая идея понравилась более чем 30% избирателей.

Остальные поляки выступают против Качинских. Возможно, после выборов оппозиционным партиям удастся создать коалицию и отправить Ярослава Качинского в отставку, но в любом случае он окажется победителем, ведь у главы самой сильной партии всегда есть шанс вернуться к власти. К тому же на его стороне будет брат-президент.

"Словопролитие" политиков
— Я честно скажу: не знаю за кого голосовать, — переживает Яцек Цвалина. Тридцатилетний менеджер большой шведской корпорации, работающей в Варшаве, два года назад поддержал "Право и справедливость". Тогда ему надоели политические скандалы и коррупция правящих социал-демократов-посткомунистов. Яцек очень хорошо зарабатывает, недавно он взял кредит на сорок лет и купил квартиру площадью в 100 кв. м.

— К счастью, от политиков экономика зависит все меньше, — говорит он. Для таких, как Яцек, лучше, если эти деятели будут по-прежнему ссориться на экранах телевизоров, но не смогут реально влиять на такие вопросы, как новые инвестиции, проценты в банках и т. д. Потому что с открытием каждой новой корпорации в стране у поляков появляется больше возможностей для развития карьеры. Но время от времени "словопролитие" политиков вызывает у Яцека болезненную реакцию.

— Премьер-министр Ярослав Качинский говорил, что так называемая Tретья Речь Посполита была нездоровым образованием. Но мое поколение было воспитано именно в этой "ужасной" Tретьей Речи Посполитой, и нам неплохо тогда жилось, — возмущается Яцек.

Однако он не собирается поддер­живать оппозицию. Для многих молодых поляков "Гражданская платформа" как прорыночная и либеральная партия может и является идеологически привлекательной, но отпугивает слабостью своих лидеров.

— Такое впечатление, что Дональд Туск сам не знает, чего хочет, — говорит 23-летняя студентка из Варшавы Вероника.

Даже последние радикальные заявления Туска в адрес Ярослава Качинского не изменили его имиджа мягкотелого политика. Туск заявил, что такой человек, как Качинский, не имеет права обещать строить новые дороги в стране, ведь у него даже нет водительских прав. Поэтому вместо ремонта дорог ему лучше сосредоточиться на установке новых фоторадаров, которые фиксируют превышение скорости.

— Ярослав Качинский опять спровоцировал Туска на неконтролируемые действия и в очередной раз продемонстрировал избирателям, что он сильный лидер, — говорит политолог Марек Мигальский.

Бабушки на выборы не идут
Для семидесятилетней Тересы Конзикевич из небольшого городка под Лодзи все предельно ясно: премьер Качинский защищает простых граждан. Именно среди жителей маленьких городков и людей со средним образованием наблюдается самый высокий уровень недоверия к бизнесменам и страх перед коррупцией. Именно эта часть населения считает, что всем угрожает преступность и… немцы. Похоже, люди из предвыборного штаба "Права и справедливости" внимательно изучили статистику и хорошо знают, чего боятся поляки из провинции. До сих пор, за исключением крайних популистов, политики игнорировали этих избирателей. Зато теперь польские страхи выписаны на политических знаменах.

Тереса ходит в костел каждую неделю, но не слушает радиостанцию "Марыя" (это самая влиятельная католическая радиостанция в Польше, особой популярностью она пользуется среди малообразованных жителей провинции).

— Мне обидно, когда политики-либералы и левые называют нас мохерами (так говорят о консервативных поклонниках "Права и справедливости" — из-за типичных для пожилых женщин мохеровых беретов и шапок), — говорит Тереса. — А Качинский обычный нормальный человек, он такой же, как и мы.

Это тоже секрет успеха Качинского: он сам и его соратники отличаются от остальных политиков тем, что не скрывают своих недостатков. Уже сам внешний вид невысоких и не очень красивых лидеров партии привлекает к ним симпатии большинства граждан, у которых тоже много недостатков. Качинский и другие лидеры умеют жестко и даже грубо ответить своему собеседнику. И многие поляки ведут себя точно так же — в этом легко убедиться, сев за руль машины и проехавшись по польским автострадам.

У Бартека, 25-летнего внука пани Тересы, иное отношение к Качинским.

— То, что у нас есть два таких политика, как Качинские, это позор на всю Европу! Но что делать, если бабушки выбирают таких дедушек, — смеется Бартек.

Внук Тересы четыре месяца работал в Ирландии и через месяц снова едет в Дублин. На выборы 21 октября он не пойдет, — гражданскому выбору Бартек предпочитает поездку в Прагу.

— Я поработаю еще несколько месяцев, а может и лет, в Ирландии и потом приеду, надеюсь, в другую Польшу. Если, конечно, все окончательно не испортят, — планирует он.

Для таких, как Бартек, один молодой поляк объявил в интернете акцию: "Спрячь бабушкин паспорт!", чтобы 21 октября пенсионеры не смогли проголосовать за "Право и справедливость". Акция приобрела большую популярность, но уже через несколько дней ее автор раскаялся и заявил, что пошутил. Ходили слухи, что остряка кто-то напугал. Скорее всего, он испугался премьера Ярослава Качинского, который на одном из своих партийных заседаний сильно раскритиковал акцию против бабушек.

Это вполне объяснимо: лидеру партии "Право и справедливость" выгоден электорат в возрасте, и его вполне устраивает, что молодые люди не рвутся голосовать на выборах.