Мифы об УПА

8 старых и новых мифов об Украинской повстанческой армии, которые сегодня активно используются политиками

В послевоенные годы компартия преуспела в дискредитации воинов Украинской повстанческой армии (УПА) и членов Организации украинских националистов

Креста на нем нет. Роману Шухевичу немецкий железный крест навесили современные политики

Казалось, что с обретением независимости и получением доступа к документам все эти мифы должны были развеять историки. Но получилось наоборот: на месте неумирающих старых появились новые, которые представляют участников украинского национального движения как идеальных, кристально чистых людей. Теперь цель новых баек – оправдать не вполне моральные поступки УПА.

Внесли свою лепту в мифологизацию повстанцев и отечественные политики. Осознав, что УПА и ОУН имеют среди простых украинцев множество сторонников и противников, политтехнологи быстро взяли эту тему на вооружение и уже более 10 лет используют ее в предвыборных баталиях.

Миф 1
Убийцы из "Нахтигаля"
В Советском Союзе в 50-х годах удачно был создан миф о зверствах воинов батальона "Нахтигаль" (он состоял в основном из членов ОУН Степана Бандеры) в отношении польских и еврейских интеллектуалов Львова, расстрелянных по приказу немцев 3–4 июля 1941 года. Эту историю до сих пор активно используют в своих выступлениях противники УПА, невзирая на отсутствие доказательной базы. Однако на Нюрнбергском процессе в 1946 г. этот вопрос даже не рассматривался, а главный обвинитель с советской стороны Роман Руденко утверждал: "Убийства советских граждан (во Львове) проводились не случайными бандитскими группами немецких офицеров и солдат, а согласно с утвержденными планами немецкими военными соединениями, полицией и СС". В солидных документальных изданиях СССР ("Німецько-фашистський окупаційний режим на Україні: збірник матеріалів. – Київ, 1963", "Iсторія застерігає. – Київ, 1986", "Советская Украина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945". – Киев, 1980"), о зверствах бойцов "Нахтигаля" нет ни единого слова. Кстати, авторитетные польские историки, например Альберт Зигмунд, также отвергают обвинения в адрес батальона.


Миф 2
Нацистский орденоносец

Один из любимых мифов неприятелей командира УПА Романа Шухевича – о награждении его самим Гитлером двумя нацистскими крестами и медалью за заслуги перед Германией. Этот миф появился в 2007 г.

А впервые об этом в одном из своих интервью заявил профессор Анатолий Чайковский. Потом повторил его коллега Дмитрий Табачник. При этом ни один, ни другой, невзирая на ученые степени, не удосужились предоставить ни единого документа, подтверждавшего эти слова. Информация пришлась по душе борцу за идеи Ленина Петру Симоненко, заявившему с трибуны Верховной Рады накануне празднования столетия Шухевича, что Украина не должна чтить память "человека, получившего из рук Гитлера два железных креста". Естественно, информация была растиражирована СМИ, и в массы пошла гулять новая легенда.

В действительности не существует документов, подтверждающих данный факт. Более того, если бы Шухевич действительно имел нацистские награды, об этом обязательно написали бы советские историки, и не единожды. Этим вопросом занималась специальная комиссия при Институте истории Украины, но и они не нашли никаких подтверждений. В 2007 г. в Москве был опубликован справочник Константина Залесского "Железный крест", где представлены все, кто получал такую награду. Фамилии Шухевич здесь тоже нет, как нет ее и в досье КГБ за 1946 г., заведенном на командующего УПА.


Миф 3
Украинский след в Хатыни

Советская идеология в 80-х годах пыталась приписать украинским националистам даже сожжение белорусского села Хатынь. После того как такой ход не удался, сама идея мифологизировалась и пошла в народ. И сейчас некоторые политики не гнушаются утверждать, что к сожжению Хатыни имеют отношение "украинские буржуазные националисты".

На самом деле это не так. Хатынь сожгли солдаты 118-го батальона, в состав которого входили советские комиссары и красноармейцы, перешедшие на сторону нацистов. Командовал этим карательным батальоном Григорий Васюра – выходец из Украины, суд над которым состоялся в Белоруссии в 1987 г. Его приговорили к высшей мере наказания.

Тогда же и зародился миф о причастности украинских националистов к хатынской трагедии. Дело в том, что на суде советское руководство предприняло попытку провести связь между расстрелами в Бабьем Яру и "Буковинским куренем", бойцы которого якобы входили в состав 118-го батальона. В ходе заседаний выяснилось, что украинские националисты не имеют к этому никакого отношения.

Тем не менее в книге "Бабий Яр" Александр Шлаен – по сути, автор мифа – без каких-либо фактов и вопреки заключению суда в Белоруссии все же пишет: "В Хатыни, через полтора года после Бабьего Яра, некоторые (украинские националисты) были уже не простыми убийцами, но и руководителями казни".

Не заставил задуматься приверженцев данного произведения и тот факт, что еще в 1991 г. судья Виктор Глазков, рассматривавший дело, комментируя высказывания Шлаена о причастности украинских националистов к трагедии, заявил: "Автор… переложил всю вину за хатынскую трагедию на украинских националистов-бандеровцев. Но это же не так! Я считаю, что бандеровщине прощения нет и быть не может. Но вешать Хатынь на бандеровцев тоже нельзя. Это было бы наперекор исторической правде. Хатынь сожгли каратели 118-го полицейского батальона. Но это были не националисты, а простые предатели".

Миф 4
Немцев не убивали
То, что украинские повстанцы якобы никогда не вели вооруженной борьбы против немцев, – один из любимых мифов, который левые политические силы используют как аргумент в споре о роли УПА в борьбе за независимость Украины. При этом левые утверждают, что нет никаких документов, подтверждающих обратное, а именно: что такие бои были. В общем, миф о том, что УПА не воевала с немцами, призван служить еще одним доказательством того, что Украинская повстанческая армия не являлась третьей воюющей стороной в ходе Великой Отечественной войны. Соответственно, воины УПА не имеют права называть себя ветеранами. Действуя по старинке, сторонники этого мифа опять же не считают нужным оперировать архивными документами, фактами или, наконец, исследованиями историков. Главный их аргумент сводится к тому, что нет немецких документов, подтверждающих обратное.

Не могут переубедить их даже историки, которые опираются не только на документы УПА, но и на отчеты советских партизан. И что интересно, "невидимые для левых сил" немецкие документы так же рассказывают о многочисленных боях с УПА. Например, Владимир Косик в своей монографии "Україна і Німеччина в Другій світовій війні", опираясь на немецкие и повстанческие источники, детально описывает военные действия немцев против УПА. Только в октябре и ноябре 1943 г., по данным историка Льва Шанковского, УПА провела 47 боев против нацистов, в которых немцы потеряли более 1500 солдат и офицеров убитыми и ранеными, а потери повстанцев составили 414 человек. В центральных архивах страны также хранится масса документов, свидетельствующих о противостоянии немцев и УПА, правда, они интересуют профессиональных историков, а не политиков и их сторонников.


Миф 5
Во всем виноваты Советы

В истории УПА есть много не совсем приятных страниц, о которых не хотели бы вспоминать ярые сторонники украинского национально-освободительного движения. Например, террор УПА в отношении мирного населения. Надо признать: за годы независимости отечественные исследователи много сделали, чтобы приукрасить репутацию повстанцев – подобные факты оправдывали военным временем. Ведь во время войны население терроризировали не только УПА, но и советские партизаны. Невзирая на заключения историков, правые политические силы пытаются обелить действия УПА, распространяя новый миф, что террор повстанцев в отношении мирного населения – в действительности дело рук переодетых в форму УПА сотрудников НКВД.

Согласно новому мифу, переодетые энкавэдэшники (в научных кругах "легендированные группы") передвигались по селам Западной Украины и выявляли сторонников украинских повстанцев. Иногда они попросту уничтожали поляков и украинцев с целью дискредитации УПА в глазах общественности. Однако это не совсем так. Такими же методами пользовались и повстанцы в отношении своих идеологических врагов.

Следует также помнить, что согласно советской статистике на счету "легендированных групп" НКВД числится 1163 убитых, более 2 тыс. взятых в плен и 700 выведенных из подполья, тогда как вследствие террористическо-боевой деятельности УПА погибло, по разным данным, от 25 до 35 тыс. человек.

Миф 6
Мстители от народа

Желание сделать из воинов УПА "народных мстителей", как это было в СССР с красными партизанами, иногда приводит к абсурдным ситуациям, когда, казалось бы, достоверные факты переворачивают с ног на голову. Так получилось в случае с убитым повстанцами в 1949 г. советским писателем Ярославом Галаном, славившимся жесткой критикой ОУН, католической веры и униатов, за что он и поплатился жизнью.

Причастность к смерти писателя УПА еще в СССР доказали спецслужбы, найдя организатора и исполнителей. В ходе следствия выяснилось, что организовал теракт руководитель Жовковского надрайонного провода ОУН Роман Щепанский (Буй-Тур). В исполнители он подобрал студента Илярия Лукашевича и Михаила Стахура. Именно они и зарубили топором идейного врага. Об убийстве срочно уведомили Никиту Хрущева и министра госбезопасности СССР Виктора Абакумова. Естественно, Никита Сергеевич тотчас написал об этом Сталину, приврав для "колориту", что писателя зарубили гуцульским топором. Убийц вскоре нашли и приговорили к смертной казни.

Уже в независимой Украине этому инциденту дали правовую оценку. В частности, прокуратура Львовской области, руководствуясь Законом Украины "О реабилитации жертв политических репрессий в Украине", в декабре 1994 г. подтвердила, что Стахура и Лукашевича осудили обоснованно.

Однако в одном из интервью бывший лидер националистического подполья в Западной Украине Василий Кук заявил: "Существуют неопровержимые доказательства того, что на их совести (имеется в виду спецслужб СССР) убийство Галана, хоть его приписывают ОУН". Сам он, естественно, никаких фактов не привел, тем не менее его примеру последовали многие историки, в частности Иван Билас и профессор Ротгерского университета (США) Тарас Гунчак. Несмотря на отсутствие документов, подтверждающих этот миф, он до сих пор пользуется спросом в среде политиков крайнего националистического направления.


Миф 7
Добровольная армия

Сторонники УПА любят повторять, что армия повстанцев состояла исключительно из добровольцев, боровшихся против советской власти за независимое украинское государство. На самом деле не все попадали в ряды повстанцев по собственному желанию. В 1943 г. за отказ вступать в УПА в одном из сел Ровенщины было зарублено 27 крестьян, спустя год здесь же повстанцы отбили и забрали в лес 1130 призывников советской армии. Надо отметить, что данная практика не является изобретением УПА, ее использовали во все времена, не гнушались таких действий и советские партизаны. Мифом является и утверждение о том, что армия УПА в разные годы насчитывала около 300 тыс. солдат, иногда даже говорят о миллионе повстанцев, стремясь подчеркнуть массовость движения. Однако действительность несколько иная. Один из авторитетных исследователей украинского повстанческого движения Владимир Вятрович, комментируя данную ситуацию, утверждает, что количество воинов УПА не превышало 40 тыс. человек, а если учитывать количество прошедших через ряды УПА в годы борьбы за независимость, то цифра увеличится до 150 тыс., не более.

Миф 8
Слово де Голя
В последнее время сторонники украинского национального движения очень часто заявляют, что деятельностью УПА восторгался даже сам президент Франции Шарль де Голь. Согласно их утверждениям, в августе 1944 г. в Рамбуйе он сказал: "Если бы я имел такую армию, как УПА, то немецкий сапог никогда не топтал бы французскую землю". Как и в предыдущих случаях, источник, подтверждающий данное высказывание, никто не указывает. Тем не менее несколько таких заявлений политиков в СМИ – и слова де Голя повторяет практически каждый почитатель УПА. На самом деле все это уж очень похоже на очередной миф, родившийся в независимой Украине. Изначально утверждали, что якобы эта фраза взята из мемуаров французского президента, но там ее нет, в чем может убедиться каждый желающий.

Если же быть объективными, то Шарль де Голь никогда не был проукраински настроенным политиком, а как раз наоборот, о чем пишет в своих исследованиях историк Владимир Косик. В те годы Франция была союзником СССР в борьбе против нацистской Германии, поэтому высказываться с таким восторгом о заклятых врагах своего партнера было бы по меньшей мере неразумно. Некоторые авторитетные украинские историки через отечественное посольство во Франции пытались найти источники, подтверждающие слова де Голя, но поиски пока не дали положительных результатов.