Украинцев могут окончательно лишить власти
Всеукраинский референдум, который, вероятно, состоится этим летом, может окончательно отстранить граждан от власти. Но за пределами Украины такая форма прямого управления государством работает совсем по-другому
Украинцы референдумами не избалованны. За всю историю страны их было всего два. Сначала граждан спросили о согласии на независимость, затем предложили реформировать систему государственного управления. И если после опроса в 1991 году появилось самостоятельное государство, то результаты второго референдума в 2000 году остались на бумаге — изменения в законодательстве до сих пор не внесены в парламент.
Слишком часто пускать народ во власть у нас не принято. Хотя в современном мире есть множество примеров того, как система прямого правления государством слаженно работает не одну сотню лет. Прямая демократия развита в Лихтенштейне, Италии и Калифорнии (США). Например, жители американского штата недавно провалили введение налога с продаж в интернет-магазинах.
Граждане вправе отклонить любую законодательную инициативу парламента, даже если по какому-то вопросу договорились все партии. И как бы ни старались политики, голос народа — решающий
На родине референдумов — в Швейцарии — граждан регулярно привлекают к решению большинства проблем в стране. Швейцарцы голосуют четыре раза в год по вопросам общенационального значения. Кроме того, они участвуют в референдумах на местном уровне и выбирают окружных и местных представителей. Только за 12 месяцев швейцарцы голосуют чаще, чем граждане других стран за всю свою жизнь. Народ может запретить правительству снижать пенсии, ограничить рост зарплат и количество бонусов топ-менеджерам крупных компаний, отказаться от увеличения оплаченного отпуска с 4 до 6 недель и поддержать запрет строительства так называемых "вторых домов" на горнолыжных курортах. По мнению большинства, швейцарцам должно хватать и одного дома, того, в котором они живут, а строить еще и уютное "шале" где-то в горах — излишество, поскольку повальное возведение таких домов разрушает уникальную экологию Альп.
Граждане вправе отклонить любую законодательную инициативу парламента, даже если по какому-то вопросу договорились все партии. И как бы ни старались политики, голос народа — решающий. Главным недостатком этой системы швейцарцы называют медленный механизм принятия решений. Может понадобиться не один десяток лет, чтобы мнение людей изменилось. Но жители альпийских лугов уверены: лучше народных инициатив и референдумов пока никто ничего не придумал.
Спросив у швейцарца, сколько денег из бюджета страны выделяется на проведение референдумов, вы вряд ли получите точный ответ. "Мы — богатая страна и можем себе это позволить", — говорят местные жители. Они даже не представляют, что в местном бюджете могут не найтись средства на очередной референдум. Мы же привыкли к тому, что в Украине этот вопрос всегда был предметом манипуляций, когда власть категорично заявляет: "Что вы! Какое волеизъявление народа? На это нет денег в бюджете!" Хотя в случае с будущим референдумом, намеченным на лето, деньги неожиданно нашлись. По подсчетам ЦИК, налогоплательщикам опрос обойдется в 1,2 млрд гривен.
Украинские граждане, лично наблюдавшие фальсификации в избирательных кампаниях, вмешательство силовиков в избирательный процесс и пересчет голосов через суды, к референдумам относятся подозрительно. Причина — невысокое доверие к власти. Поэтому даже если на простой вопрос о сокращении надоевших народных депутатов и хочется сказать "да", избиратель может сказать "нет". Потому что давно привык читать между строк. И, читая вновь, понимает: парламент при таких нововведениях перейдет под президентский контроль, а это означает, что любая народная инициатива в будущем (для которой нужна регистрация 2000 сторонников и 3 млн подписей за 40 дней) может быть отклонена одним росчерком пера главы государства. А теперь посмотрим, как эта система работает в Швейцарии. Там для вынесения предложения на референдум нужно собрать 100 000 подписей в течение 18 месяцев. Ощущаете разницу?
Выходит, что от привычных для демократических стран инструментов в Украине остается только красивая упаковка, с содержанием которой нужно обращаться крайне осторожно. И помнить: если человек или небольшая группа лиц получает неограниченную власть, то пользоваться ею эти люди будут в неограниченных масштабах. И, скорее всего, исключительно в собственных интересах.
Яна Седова, редактор отдела За рубежом