И дать и взять. Новый антикоррупционный закон не помешает взяткам
С 1 июля по взяткам ударит новый закон о борьбе с коррупцией. Фокус разобрался, как чиновники будут "брать на лапу" по-новому
"Я голосовал против этого закона, по духу он мне напоминает слова Жванецкого: "Вижу, вижу свет в конце тоннеля, но тоннель, блин, никак не кончается", – иронизирует если не самый главный, то самый громкий борец с коррупцией Геннадий Москаль. Генерал милиции, нардеп и первый замглавы парламентского комитета по борьбе с оргпреступностью и коррупцией утверждает: принятие закона оттягивали как могли. "Дали возможность попрятать свои активы, переписать на кого следует. После третьего чтения наш комитет несколько раз собирался, в нарушение регламента что-то там еще правили. "Тушки" и Партия регионов все это обстряпали и подсунули на подпись Януковичу. Конечно, это не борьба с коррупцией, а детская присыпка вместо хирургического вмешательства", – негодует Москаль. И с некоторыми его выводами трудно не согласиться
История войны
Идея ударить новым законом по украинской коррупции – далеко не нова. Эпопея с принятием правого акта с пафосным названием "Об основах предупреждения и противодействия коррупции" длилась более двух лет. Первый закон был разработан еще при президенте Ющенко в июне 2009-го. Он был довольно радикальным. Например, сотрудник правоохранительных органов, попавшийся на взятке в особо крупном размере, то есть более 50 тыс. грн., мог получить пожизненный тюремный срок. Чиновникам такой закон был не нужен, и его введение отсрочили до 1 января 2011 г. Однако 21 декабря 2010-го вступление в силу антикоррупционного закона опять по-тихому перенесли. Ситуация получилась абсурдная: старый закон о борьбе с коррупцией 1995 г. уже не действует, а новый так и не появился. Чиновники такому повороту обрадовались – если нет закона, не за что и протоколы о коррупции составлять. И, кстати, не составляли – полгода страна жила практически без коррупции.
В парламенте тема вновь ожила только 7 апреля этого года, и то из-за того, что президент Виктор Янукович с конца 2010-го говорил о важности принятия закона. Его даже называли президентским. Документ приняли, но, как оказалось впоследствии, изрядно сократили. Вместо борьбы с коррупцией закон создает лишь видимость этой борьбы, ведь никому из чиновников, включая президента, реальная борьба со взятками не выгодна.
За здравие и упокой
Парламентские эксперты, опрошенные Фокусом, делают однозначный вывод: закон составлен так, чтобы оставить чиновникам необходимые коррупционные лазейки.
"Я не голосовал за этот документ, потому что в нем, в отличие от того, который был принят 11 июня 2009 года, а потом отменен Януковичем, нет ключевого пункта – безусловного декларирования всеми чиновниками и членами их семей своих расходов", – говорит нардеп и член комитета по нацбезопасности и обороне Анатолий Гриценко. – В нынешнем законе только записано, что должны декларировать расходы те, кто живет вместе с чиновниками под одной крышей. На деле же это в основном малолетние дети. Президент, премьер и министры по декларациям будут бедные, словно церковные мыши, а их дети войдут в рейтинги богачей. К примеру, исходя из декларации Януковича-старшего у него даже машины своей нет, зато его сын Александр попадает в рейтинг самых богатых украинцев. Банки скупает направо и налево". Коллега Гриценко Сергей Мищенко, глава комитета ВР по вопросам правовой политики, голосовал за новый закон, хотя и не прекращает его критиковать. "Меня шельмовали за это голосование, в новом законе масса минусов, но я считаю, пусть будет хоть такой закон, чем вообще никакого", – оправдывается он. Депутат отмечает, что основные статьи закона начинают действовать с 1 июля, но декларирование доходов и расходов по-новому – только с 1 января 2012 года. А если взять отчетный период, до которого нужно подать декларацию, то вообще получается, что первые декларации чиновников граждане увидят только в апреле 2013-го. "Я спросил у одного регионала: "Ну зачем вы это сделали?". А он мне: "Нам же нужно подготовиться", – рассказывает Мищенко.
Бег на месте
Детальное изучение закона вызывает массу вопросов. Например, обязательная сумма декларирования расходов чиновниками и их родственниками увеличена с 50 тыс. до 150 тыс. грн. Хотя даже 149 тыс. 99 грн., которые уже не подпадают под обязательное декларирование, – внушительная сумма, на которую можно купить автомобиль. Правовую неразбериху вызовет расширение списка коррупционных деяний. Если раньше статья была одна – "получение взятки", то новый закон добавляет в Уголовный кодекс такие понятия, как "незаконное обогащение" или "коммерческий подкуп". Наказания в данном случае предусмотрены более мягкие.
К тому же критерии применения новых понятий не разработаны, и это дает возможность двойного толкования преступления: следователь может посчитать, что судить коррупционера следует по более мягкой статье. При этом никаких изменений в те сферы, которые и порождают системную коррупцию – хотя бы в ту же разрешительную систему, в таможенное законодательство, новый закон не вносит.
Источники Фокуса в правоохранительных органах к вступающему в силу 1 июля закону относятся весьма скептически. Неприятие у силовиков вызывает то, что порядок борьбы с коррупцией не упростили. "Если говорить об административной ответственности за коррупцию, то по старому закону на чиновника составляли протокол о коррупции, и нужно было ему лично вручить копию, – вспоминает один из высокопоставленных сотрудников ГПУ, занимавшийся документированием взяток судей и коррупцией чиновников. – Но большинство ВИПов специально протокол не брали, гвоздями же к ним не приколотишь. Вспомните, как сотрудники УБОП в свое время гонялись за мэром Черновецким, чтобы вручить ему этот, по сути, бесполезный протокол".
Оригинал протокола передавали в суд, и предусматривался граничный срок, в который судья должен был его рассмотреть, но служители Фемиды специально затягивали время якобы из-за загруженности. Истекали сроки, и чиновники даже без штрафа оставались. В новом законе практически ничего по этой части не изменилось.
Впрочем, кое-что с 1 июля поменяется кардинально: в стране создают единый реестр коррупционеров. С одним "но" – в него будут вносить не только чиновников, но и простых граждан, которые захотели откупиться от ГАИ либо дали взятку врачу. Если блюстители закона начнут ловить таких бедолаг во время спецрейдов, то статистика борьбы с коррупцией и правда взлетит вверх. Правда, коррупцию это не искоренит, и лучше никому от этого не станет.
Как теперь брать
Проанализировав закон о "Об основах предупреждения и противодействия коррупции", Фокус обнаружил, как его можно обойти
1. Согласно закону чиновник не может получать подарки более двух раз в год и дороже 50% минимальной зарплаты (сейчас – 480 грн.). Запрет этот обойти нетрудно. Во-первых, чиновнику не запрещено принимать подарки от близких родственников. А значит, достаточно передать презент через жену. Кроме того, подарок на сумму более 480 грн. нельзя принимать от одного человека. Если же подарок дарит коллектив из 100 человек, то чиновник вполне может получить в свое распоряжение недорогой автомобиль. Главное – оформить это все как коллективное подношение.
2. Декларировать расходы обязаны члены семьи чиновника, проживающие вместе с ним. Эта норма направлена на то, чтобы выявлять дисбаланс доходов и расходов родственников чиновника – когда семья тратит больше, чем зарабатывает. На практике обойти закон труда не составляет: надо прописать жену в другой квартире. соответственно, на нее оформляются дорогие покупки.
3. В Уголовный кодекс должны ввести новые статьи – "Незаконное обогащение" и "Коммерческий подкуп". В отличие от статьи "Получение взятки", они не предусматривают наказания до 12 лет лишения свободы. Пока в УК нет соответствующих пояснений, в правоохранительной системе коррупция лишь усилится – обвиняемые станут платить за назначение более мягкой статьи.
4. По закону родственники не могут находиться в непосредственном подчинении у чиновника. Впрочем, никто из чиновников не расстроится по поводу того, что их родственники не смогут работать с ними в одном кабинете. Достаточно пролоббировать назначение родича в соседний департамент, управление, отдел.
5. Согласно закону, если чиновник открыл валютный счет за рубежом, он обязан в 10-дневный срок известить об этом налоговую администрацию. Очень странная норма, учитывая то, что и сейчас чиновники не декларируют свои реальные состояния. Настоящие капиталы высокопоставленные должностные лица продолжат прятать через офшорные компании.
Андрей Ткач, Сергей Высоцкий, Фокус