Модная стекловата

Главное событие в отечественной моде третий год подряд именуется Ukrainian Fashion Week. Взяв мировой бренд, организаторы ужесточили правила отбора участников. Однако западного лоска украинская неделя prеt-a-porter так и не приобрела. Мероприятие — по-прежнему для внутреннего употребления, как борщ и украинские пампушки

Related video

Эндрю Такер
член британского Совета по моде:
Когда я ехал в Украину, не имел представления о том, какова украинская мода. Но я увидел, что она очень разнообразна, и это меня порадовало. Мне кажется, в вашем дизайне ощущается российское влияние, но в целом он ближе к общеевропейскому стилю. Пожалуй, украинской моде свойственно новаторство. К слову, Лондонская неделя как раз разыскивает молодых дизайнеров-новаторов, пока коммерчески незаангажированных. Поэтому "байеры" и наведываются к нам — чтобы увидеть моду во всем своем разнообразии.
Я думаю, свежесть стиля может стать особенностью украинской моды. Разумеется, своих модельеров нужно поддержать. К примеру, наша организация помогает молодым дизайнерам 3-4 года. Большинство средств, а это около 200 тыс. фунтов в год, поступают от мэра Лондона, и еще нескольких спонсоров, которые неизменно участвуют в London Fashion Week.

На неделю моды наши люди по-прежнему ходят, чтобы блеснуть сережками и увидеть шоу. Внешняя сторона мероприятия пока берет верх над его внутренним содержанием. Возможно, это и есть наш путь в моде? Во всяком случае, многие украинские дизайнеры приняли такие правила игры. И заботятся не столько о качестве коллекций, сколько о том, как поразить воображение зрителя праздничным костюмированным шоу.

Гром по сцене
Среди тех, кто особенно горазд на выдумки — Алексей Залевский. Его показы почти всегда рассчитаны на шок. В прошлом году он поразил воображение зрителей Ukrainian Fashion Week (UFW) головными уборами, живописно утыканными шприцами. В нынешнем показе дизайнера доминировали битое стекло и вата.

Пожалуй, самое заметное событие недели моды — вторая линия Виктории Гресь — также поставил Залевский. Живой звук от группы "Борщ", девушки в цилиндрах трубочистов, стремянки (которые к середине показа рухнули на сцену) оживили демонстрацию джинсовой серии. Однако гром на сцене, по мнению некоторых специалистов, отвлек внимание от коллекции Гресь — тонкого дизайнера, одежда которого узнаваема, при этом ненавязчива, аристократична и женственна. Неспроста первая линия одежды была посвящена Парижу. Впрочем, сама г-жа Гресь не согласна с этим мнением:

— Мы давно хотели совместить показ с живой музыкой. Как-то шоу сопровождал классический секстет, но были проблемы со звуком. Нельзя сказать, что это безумно новая идея. Рок с модой давно пересекался. Но главное — не идея, а то, как она воплощена.

Укрепляя статус
В нынешнем году дизайнеры впервые платили за используемую на показе музыку, накануне заручившись добром Комитета по защите авторских прав и интеллектуальной собственности. Стало быть, UFW становится цивилизованнее. Пусть медленно, но растет и уровень демонстрируемых авторских коллекций.

Конечно, можно считать мнение отборочной комиссии (возглавляемой энергичной Ириной Данилевской), субъективным. Но другой формы отсева участников пока не изобрели.

Одно достижение недели моды является бесспорным: она дает бесценный опыт нашим дизайнерам, укрепляет их статус.

— Сейчас много разговоров, что у нас модно носить вещи от украинских дизайнеров. Но пока это лишь разговоры, — сетует Виктор Завадский, дизайнер тандема OZ, один из тех, кто начал свою карьеру как раз на "Сезонах моды". — В погоне за престижем, человек с деньгами по-прежнему предпочитает покупать, например, Dolce&Gabbana или Gucci. Ukrainian Fashion Week делает благородное дело, поднимая наши таланты вровень с громкими западными именами. Не секрет ведь, что большинство наших дизайнеров по-прежнему зарабатывают, выполняя частные заказы, обшивая своих клиентов. До поры до времени так работать в Украине выгоднее, нежели продавать готовую одежду, прибегая к помощи "байеров" (продавцов модной одежды).

Высокие гости
В сетке показов Ukrainian Fashion Week, теперь уже традиционно, несколько имен зарубежных дизайнеров. Автандил Цквитинидзе в четвертый раз привез свою коллекцию в Киев. Его у нас любят. И вовсе не потому, что в столице большая грузинская диаспора. Коллекции Автандила благородны, строги и вместе с тем не растеряли национальный колорит. В который раз на Неделе моды и россиянка Светлана Тегин.

20 недель украинской моды
Нынешняя Ukrainian Fashion Week – проводится в двадцатый раз.
За время существования ее посетили 425 тыс. зрителей, которые увидели:
422 авторские коллекции;
158 отечественных дизайнеров;
28 зарубежных модельеров.
после киевских показов в стране открылись 40 мультибрендовых и 50 мультибрендовых бутиков.
Информация о Неделе моды публиковалась в 3600 печатных публикациях и телесюжетах.

Организаторам удается заманить на шоу и более именитых дизайнеров. В прошлом году, к примеру, в Киев пожаловал известный итальянский бренд Gigle. В нынешнем — немка Аннет Гертц. Ее показ был приурочен к открытию в Киеве монобрендового бутика Annette Gortz.

Но, будем откровенны, не только громкие имена гостей обеспечивают успех национальных показов. Важнее, чтобы начали появляться ключевые люди модной индустрии — "байеры", покупатели коллекций. На очередной Ukrainian Fashion Week их было не много и они предпочитали не афишировать свое присутствие (как например, представитель французских шоу-румов).

Зато UFW посетили несколько представителей зарубежных недель моды. Йозеф Чермат — организатор Пражской недели моды — даже пригласил нашего Эдуарда Насырова (ТМ "Столичный") на майские показы в Прагу. А вот Эндрю Такер, член британского Совета по моде, на круглом столе в Британском консульстве не постеснялся сказать, что ничего не смыслит в украинской фэшн-индустрии. Лондонский скаут просмотрел коллекции первых двух дней показов, пришел к глубокомысленному выводу, что наша мода "мост между Востоком и Западом", и убыл на свой Туманный Альбион. По всей видимости, не слишком вдохновленный увиденным.

Национальное видение
"Как же нам заинтересовать капризных "байеров"?" — вопрос этот витал в воздухе Ukrainian Fashion Week. Специалисты сходятся на том, что путь один — не затмевать национальные особенности.

Эту идею сейчас активно продвигают львовские энтузиасты. В западной столице Украины существует своя, довольно представительная и богатая талантами, школа дизайна одежды.

"Джинсовая" линия Виктрии Гресь - кульминация Недели украинской моды

— Нас всех объединяет прекрасный город Львов и Львовская академия искусств. Они дали нам знания и возможность создавать прекрасные образы, — раскрыла Фокусу дизайнер Елена Даць свой и коллег источник вдохновения.

Львовян Роксолану Богуцкую и Оксану Караванскую нет нужды представлять. Анна Бублик — из тех же мест, хотя работает в Киеве и имеет здесь свой бутик. В коллекциях этих дизайнеров бездна национального колорита. Однако вот ведь парадокс: их одежда удивляет, ею восхищаются… но носят ее немногие. Стало быть, и национальное нужно дозировать?

— Было бы здорово, если бы в "национальном видении" было больше очертаний будущего. Это нормально, когда дизайнер стремится привнести что-то новое в коллекцию, а не только вышивку и ленты, — уверен Виктор Завадский.

Львовяне, однако, стоят на своем. Дескать, еще Коко Шанель говорила: "Мода — это то, что выходит из моды". Роксолана Богуцкая, хотя и привезла на этот раз в Киев коллекцию в балканском стиле, без вышиванок не обошлась.

Вторую линию Оксаны Караванской представляли "звездные" дети - Влад Шовковский, Маргарита Литовченко, Святослав Караванский и Устина Ступка

— Это не совсем балканские вышиванки, — призналась дизайнер нашему журналу. — Но, если бы я выбрала какой-нибудь абстрактный геометрический орнамент, это было бы неестественно.

Тем временем Львов продолжает претендовать на звание модной столицы Украины. С каждым годом разговоры о проведении UFW во Львове становятся все громче и увереннее.

Зеленая зависть
Пожалуй, показы молодых дизайнеров вызывают самый большой интерес в рамках UFW. Просто потому, что никогда не бывают скучны. В средней коллекции титулованного дизайнера — от 25 до 50 нарядов. Молодые дизайнеры представляют всего 10-15 нарядов. Виктор Завадский, постоянный зритель показов молодых дизайнеров, считает:

— Я думаю, причина успеха молодых на Неделе моды еще и в том, что им не нужно поддерживать имидж, у них нет обязательств перед клиентами, они могут фантазировать вволю. Кроме того, они не думают о том, как завтра продать одежду.

По этой причине многие украинские дизайнеры иногда завидуют молодым. Им-то никак нельзя быть идеалистами. В противном случае — можно запросто вылететь в трубу.