Все статьиВсе новостиВсе мнения
Авторы
Репутационные АКТИВисты
Красивая странаРейтинги фокуса

Спецпроект Хмельная интуиция. Как в Луганской области делают украинское пиво

<span class="label red">Спецпроект</span> Хмельная интуиция. Как в Луганской области делают украинское пиво

Сватово — единственный город Луганской области, который никогда не оказывался под властью сепаратистов. Ещё в начале 2014 года его жители однозначно заявили: "Сватово — это Украина". И как бы в подтверждение этого факта здесь работает пивзавод, снабжающий пенным напитком всю страну

000

Пиво в Сватово варят более 50 лет. Пивной цех на базе Пищевкусового комбината основали в 1957 году. На пике развития, в 1970-х, предприятие выпускало 320 тыс. дал продукции ежемесячно. Однако потом дела пошли на спад. В 1995-м цех закрылся, после чего простаивал 10 лет. Наладить производство по "второму кругу" попытались в 2005 году. Однако снова неудачно. Из-за кризиса в 2009-м компания свернула производство. Но, как любят говорить жители востока страны, их можно согнуть, но не сломить. Поэтому сватовский пивзавод снова возродился. Третья попытка написать пивную историю города — дело рук Дмитрия Харченко, собственника и директора компании "Вест Менеджмент". Начиная с 2013 года он практически заново создал пивной цех, наладил производство и за счёт оптимизации бизнес-процессов добился одной из самых низких в стране себестоимости напитка.

Без плана

Харченко никогда не мечтал стать пивоваром. Запуск пивного производства, по его словам, стал абсолютно неожиданным бизнес-проектом. В 2009 году он купил разваливающийся сватовской пищекомбинат, привёл в нормальный вид цеха и старое оборудование и начал производить подсолнечное и кукурузное масло. Именно производство растительных жиров Харченко изначально рассматривал в качестве основного направления бизнеса. Тем временем на территории простаивал вышеупомянутый пивной цех. "Я подумал: а почему бы нет? Нужно начинать пивной бизнес. Ведь постоянно хочется что-то делать, развиваться", — вспоминает предприниматель.

Никаких бизнес-планов и стратегий у Харченко не было. "Просто интуитивное решение, ведь я сам даже пива не пью", — говорит бизнесмен. Он чётко понимал одно: украинцы любят пиво, особенно летом.

На возобновление производства понадобилось более года. И ещё два года, чтобы отработать технологию. "Мы начали варить пиво в конце 2013-го. Но состоялись как пивзавод только во второй половине 2015 года", — рассказывает Харченко. Ключевая проблема, с которой столкнулось предприятие на стадии запуска, — нехватка знаний. Учиться варить пиво пришлось "вслепую", методом проб и ошибок. Конкуренты-пивовары, к которым бизнесмен обращался за советом, не хотели делиться наработками. Поэтому он полагался на интуицию и советы из профильной литературы. Лишь через два года работы бизнесмену удалось найти опытного технолога-пивовара Анну Мацокину. По словам Харченко, это человек с большим опытом, работающий в пивоварении ещё с советских времён. Она привнесла на производство системность и новые стандарты.

Пивовару из прифронтового городка удалось превратиться в одного из ключевых поставщиков торговых сетей

Дальше — конфликт на востоке Украины. Хотя, как уже говорилось, город никогда не попадал под оккупацию, но всё же атмосфера была напряжённой. К примеру, о Сватово заговорили в 2015 году — когда взорвались склады с боеприпасами и снаряды разрушали дома. Да и вероятность, что город окажется на линии фронта, была высока. Однако предпринимателя всё это не смущало. "В 2014–2015 годах завод звёзд с неба не хватал. Было много проблем со вкусовыми качествами пива, но мы работали, несмотря на конфликт", — вспоминает бизнесмен. О стартовом капитале и заработках в первые два года он не говорит, аргументируя это тем, что то было время экспериментов и учёбы.

Перерождение строптивого

"Если меня попросят дать совет начинающему предпринимателю, без размышлений скажу: необходимо полностью модернизировать производство, совсем устаревшее оборудование заменить новым", — говорит директор "Вест Менеджмента". Именно такой совет дал себе Харченко в 2015 году и начал второй этап перезапуска производства. "По сути, мы начали с чистого листа и исправляли свои ошибки", — говорит бизнесмен. При помощи технолога Харченко удалось существенно улучшить вкус продукции. Но высокие затраты электроэнергии из-за работы на устаревшем, неэкономичном оборудовании нависали над экономикой предприятия дамокловым мечом. Цена на электричество для промышленности в Луганской области — одна из самих высоких в стране, и "втиснуться" в разумную себестоимость продукции было невероятно сложно. Чтобы оптимизировать расходы, "Вест Менеджмент" заказал у харьковской компании "Термоком" холодильные установки, собранные из импортных узлов.

"Мы обеспечили холодом троекратно возросшие  мощности производства, но при этом потребление электроэнергии уменьшилось на 20–25% по сравнению с тем, что было при старом оборудовании", — рассказывает бизнесмен. Закупка холодильного оборудования, монтаж и его запуск обошлись бизнесмену в 42 тыс. евро. Часть нужной суммы он получил в кредит от Укргазбанка, а часть взял из оборотного капитала компании. По данным банка, повышение энергоэффективности позволило предприятию ежегодно экономить более 310 тыс. кВт/ч, то есть около 600 тыс. грн в год.

Следующий этап повышения энергоэффективности — переоснащение котельной. Уменьшение потребления природного газа и замена его биотопливом — подсолнечной лузгой, которая накапливалась на предприятии как отходы от производства масла. Модернизация оборудования обошлась всего в $10 тыс., хотя затраты на топливо снизились на 70%. По словам Харченко, повышение энергоэффективности позволило "Вест Менеджменту" добиться того, чтобы себестоимость пива была ниже, чем у конкурентов. Соответственно, и розничная цена на пиво компании самая низкая  на рынке — от 14 до 20 грн за литр. "Благодаря этому мы можем развиваться и существовать", — подытоживает бизнесмен.

Стратегическое решение

Изначально "Вест Менеджмент" планировал сосредоточиться на розничных продажах пива в Донецкой и Луганской областях. "Но в апреле 2014 года всё изменилось", — рассказывает Харченко. Из-за вооружённого конфликта компания потеряла покупателей на разрушенном востоке страны. Бизнесмен принял стратегическое решение: переориентировать завод на работу с крупными сетями ретейла, в первую очередь с дискаунтером "АТБ". И не прогадал. Именно эта сеть супермаркетов стала одним из главных покупателей сватовского пива. Сегодня завод продаёт "АТБ" примерно 50% своей продукции. Остальное приходится на прочие розничные сети в центральной части Украины.

Харченко смог осуществить мечту множества небольших пивоварен из гораздо более спокойных и благополучных регионов нашей страны

Благодаря низкой себестоимости и налаженной работе с торговыми сетями объёмы заказов у сватовского пивзавода ежегодно растут примерно на 16%. По словам Харченко, 2017 год компания закончила с оборотом около 70 млн грн, заплатив 12,5 млн грн налогов. Если в 2013–2015 годах "Вест Менеджмент" производил около 2 тыс. дал пива в месяц, то сейчас около 6 тыс. дал. Самое популярное из производимых "Вест Менеджмент" сортов — светлое с плотностью 12%. Варят его преимущественно из украинского солода. Остальное сырьё, примерно 20%, из Чехии и Германии.

Предприниматель не планирует останавливаться на достигнутом и думает о дальнейшем расширении производства, на котором сейчас работает 23 человека. В его планах до конца 2018 года нарастить объёмы до 8 тыс. дал пива в месяц. Так, благодаря грамотному использованию банковского кредитования и повышению энергоэффективности пивовару из прифронтового луганского городка удалось превратиться из мелкого игрока на локальном рынке в одного из ключевых поставщиков торговых сетей. Харченко смог осуществить несбыточную мечту множества небольших пивоварен из гораздо более спокойных и благополучных регионов нашей страны.

Зачем платить больше

Михаил Медко

Директор департамента малого и среднего бизнеса Укргазбанка  о том, как привлечь кредиты, которые не приведут к увеличению финансовой нагрузки

Укргазбанк обслуживает предприятие "Вест Менеджмент" с момента создания — с августа 2009 года. За это время у нас уже налажены партнёрские отношения и мы хорошо изучили потребности клиента. Постепенно предприятие стало увеличивать объёмы реализации продукции, и имеющихся мощностей оказалось недостаточно. Естественно, руководитель начал задумываться о необходимости расширения производства. Мы предложили варианты возможного финансирования, а также консультировали клиента в части выбора современного качественного оборудования для уменьшения энергопотребления.

На тот момент клиент выбирал из двух вариантов: открытие ещё одной линии производства или модернизация оборудования, что могло ускорить и усовершенствовать процессы варки пива.

После консультаций с банком предприниматель решил, что оптимальным вариантом увеличения мощностей будет именно модернизация оборудования. В частности, замена мощности холодильной установки, которая задействована в процессе пивоварения. Лишь за счёт этого удалось не только увеличить объёмы производства почти в два раза, но и сократить энергопотребление на 25%. Это позволяет ежегодно дополнительно экономить более 600 тыс. грн. Уже за счёт сэкономленных средств клиент обслуживает кредит без какой-либо дополнительной финансовой нагрузки на бюджет предприятия.

В Укргазбанке мы всегда развиваем и улучшаем наши кредитные программы для предложения клиентам оптимальных условий финансирования. Основное направление в данном вопросе — сотрудничество и внедрение партнёрских программ для финансирования малого и среднего бизнеса. Среди наших партнёров Немецко-украинский фонд, Европейский инвестиционный банк, Международная финансовая корпорация, правительство Республики Беларусь, Министерство аграрной политики и продовольствия Украины.

В данном случае финансирование было предоставлено в рамках кредитного договора с Немецко-украинским фондом. Мы сотрудничаем с этой организацией с 2013 года. Программы фонда направлены исключительно на поддержку предпринимателей малого и среднего бизнеса. Причём в рамках данных программ предоставляются как долгосрочные инвестиционные кредиты, так и финансирование текущих расходов. Также клиентам предлагаются низкие процентные ставки — от 14,7% годовых.

Убей Совок в себе

Ольга Нечитайло

Эксперт сектора "Энергетика" офиса эффективного регулирования BRDO, о том, как предприятию сэкономить на потреблении энергии

Украина, как и большинство постсоветских стран, получила в наследство промышленность с высокой энергоёмкостью. На одну единицу ВВП мы потребляем больше ресурсов, чем в Европе. За 27 лет независимости ситуация кардинально не изменилась. Причин тому много. Это и слабая диверсификация экономики, и отсутствие средств, и устаревшие технологии, и изношенность фондов.

От этого страдает бизнес, больше всего тот, для которого поиск возможностей по экономии энергоресурсов становится дополнительной нагрузкой к основным бизнес-процессам из-за отсутствия специальных энергетических служб. В первую очередь это сегмент малого и среднего бизнеса (МСБ). Бизнеса, совокупный объём энергопотребления которого составляет почти 30% от топливно-энергетического баланса Украины.

BRDO проанализировал украинское законодательство по энергоэффективности с фокусом на МСБ и обнаружил, что механизмы поощрения энергоэффективных компаний на государственном уровне или вообще отсутствуют, или недостаточно известны. Из-за этого себестоимость растёт, а конкурентоспособность товара снижается. Мы предложили ряд "поощрений" для бизнеса, в частности, введение прогрессивных тарифов, таможенные и налоговые льготы на энергоэффективное оборудование, налоговые льготы для украинских производителей такого оборудования. Это процесс не одного дня, ждать придётся долго. Но начать экономить можно уже сейчас. Вот несколько советов:

  1. Одно из наиболее очевидных решений по сокращению расходов на электроэнергию — использование энергоэффективного оборудования. Это может сэкономить от 10% до 80% энергии. Например, лишь установка светорегуляторов, датчиков и отражателей позволяет экономить до 15% электроэнергии, которая расходуется на освещение.
  2. Диверсификация источников электроэнергии. На предприятии можно установить как генераторы, работающие на бензине, дизеле, газовом или твёрдом топливе, так и агрегаты, вырабатывающие электроэнергию из альтернативных (возобновляемых) источников энергии. Это не обеспечивает непосредственную экономию потребления, но позволяет обезопасить себя от перебоев электроснабжения. При этом существует возможность получить "зелёный" тариф, один из наиболее мощных элементов государственной поддержки для бизнеса. Оборудовав солнечными панелями теплицы или фермы, вы получите гарантированные дополнительные поступления, защищённые от инфляционных рисков.
  3. Применяйте тепловые аккумуляторы. На производстве это позволяет экономить 40–50% средств за счёт использования ночного тарифа, хотя при этом не уменьшается объём потребления электроэнергии. Использование автоматических систем управления электроприводом двигателей (преобразователей частоты, контроллеров-оптимизаторов, софтстартеров) экономит 10–50%. Ещё один эффективный шаг — установка системы вентиляции с рекуперацией тепла, когда значительная часть (до 90%) выбрасываемого тепла передаётся воздуху, который поступает в помещение извне.
  4. Модернизация системы отопления. Для этого осуществляется теплоизоляция оборудования, трубопроводов и помещений, где они расположены, а также устанавливаются клапаны для балансировки системы и автоматических погодозависимых терморегуляторов на каждом отопительном приборе. Дополнительно установка тепловых насосов позволит превращать низкотемпературную возобновляемую энергию из почвы, грунтовых вод или воздуха в высокопотенциальное тепло для отопления помещений и подогрева воды. Однако стоимость тепловых насосов часто обременительна для малого бизнеса — от 5 тыс. евро.
  5. Наконец, не стоит забывать о мерах, которые не требуют существенных капитальных затрат. Например, таких, как внедрение стратегии "зелёного офиса", предусматривающей личную ответственность и дисциплинированность каждого сотрудника. Бизнесу следует учитывать, что сотрудники переносят привычки бытового использования энергии в рабочую сферу. Если работник привык безрассудно использовать энергоресурсы дома, так же он будет вести себя и на рабочем месте.

Попасть в сеть

Николай Чумак

Основатель и СЕО консалтинговой компании IDNT, о том, почему ретейлер не менее важен, чем конечный покупатель

Обычно предприниматель, занятый производством продукта, хорошо разбирается в технологических нюансах и качестве. Часто он стремится создать лучший или уникальный в его понимании продукт и верит в него. Но при этом иногда упускает работу с ценностью продукта для конечного потребителя. Именно от потребителя зависит, будет ли продан товар, будут ли востребованы его качества. У малого бизнеса зачастую нет достаточного понимания предпочтений потребителя. Почему люди должны купить именно этот продукт или сервис, выбрав его из десятков других предложений? Кто эти люди и сколько они готовы заплатить, как часто будут покупать? Без ответа на эти вопросы начинать бизнес рискованно, можно не угадать и создать действительно "классный" продукт, покупать который будете только вы сами.

Не менее важно взаимодействие с сетями. Традиционно небольшим производителям сложно выходить в сетевые магазины. Ретейлер, розничная сеть — по сути, это интерфейс взаимодействия производителя с потребителем. Люди выбирают те или иные магазины в том числе по качеству продуктов и ассортименту. Ретейлеры стремятся предоставить покупателям как можно больше ценности в своих предложениях. И требуют соответственного отношения от поставщиков. Создавая бизнес, нужно понимать, что ваш покупатель — не только конечный потребитель. Розничные сети и прочие каналы продаж (маркетплейсы-партнёры, интернет-магазины и т.д.) — это тоже клиенты. Какую ценность ваш продукт даёт им? Как, на их взгляд, выглядит ваш ассортимент, качество, маржа, условия и стабильность поставок, ценовая политика, прогнозы по оборачиваемости и многое другое? Часто ретейлеры отказывают начинающим поставщикам по той причине, что их, пусть даже уникальный для потребителей продукт, не "упакован" в виде хорошей программы сотрудничества для ретейлера. Независимо от того, что вы производите — пиво или телевизоры, ответьте на вопрос, какая выгода для ретейлера в том, что ваш продукт займёт место на полке.

Бизнес — это мир

Георгий Тука

замминистра Министерства оккупированных территорий, о том, почему важно развивать предпринимательство в прифронтовой зоне

Донбасс всегда отличался большой концентрацией населения и промышленности. Шахты, домны, индустриальные предприятия — именно с этим в первую очередь ассоциировался регион. Но надо понимать, что каждое крупное предприятие со временем обрастает массой маленьких обслуживающих компаний. Такая конгломерация с началом войны оказалась разрезанной по живому. Мы должны осознать: того Донбасса, который мы знали до войны, уже не будет. Затоплены 32 шахты, и возрождать их никто не собирается. Значительная часть оборудования крупных предприятий порезана на металлолом и вывезена в Россию. Промышленный гигант мёртв. Это повлияло не только на жизненный уровень населения, но и сильно ударило по людям в психологическом плане. Поэтому они вряд ли способны самостоятельно затевать стартапы. 

Возникает вопрос: что делать? Единственное предложение, которое я постоянно слышу, — создать на Донбассе Силиконовую долину. Это смешно. Первое, что нужно для подобных проектов, — кадровый потенциал и безопасность. Пока этого нет, подобные идеи — мыльный пузырь. Кое-кто из политиков пытается навязать идею о создании на Донбассе свободной экономической зоны. В теории это неплохо. Но зная и понимая, как работает наша коррупционная система, я не сомневаюсь, что эта зона будет моментально превращена в налоговую помойку.

Кроме того, говоря о развитии бизнеса на Донбассе, нужно помнить и о том, что там есть часть неконтролируемой границы. Стоит ли удивляться, что на неоднократные обращения к иностранным инвесторам помочь со стартовым капиталом бизнесу на Донбассе следовал ответ: ни один инвестор не будет вкладывать деньги в предприятие, которое в любой момент может быть разрушено.

Но поддерживать и развивать малый и средний бизнес на Донбассе нам вполне по силам. Даже без помощи инвестиций извне. У государства есть ряд подходящих для этого инструментов. Во-первых, лояльное налогообложение. Во-вторых, льготное кредитование либо субсидирование. Плюс помощь в организации логистики. Через подобный опыт прошли многие страны. Один из ярких примеров — Лас-Вегас, который был создан посреди пустыни, только потому, что в этом месте игорный бизнес освободили от уплаты налогов.

Развитие экономической деятельности в зоне, приближённой к боевым действиям, равнозначно возвращению туда мира. Когда в регионе нет работы, люди там не живут. Остаются старики, которых содержит государство. И не поддерживая бизнес, мы фактически обрекаем эту территорию на вымирание.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.