Вожди и дети. Чем баловала и как наказывала судьба "кремлевских детей" СССР
Корреспондент Фокуса разыскал близкую подругу Галины Брежневой и свидетеля кайфующего на Бессарабке сына-наркомана первого секретаря ЦК КПУ Владимира Щербицкого.
С образованием СССР вопрос наследственности и прочих монархических атрибутов считался не то что дурным тоном, а даже преступлением. Дети первых лиц страны не должны были иметь ничего общего с цесаревичами и княжнами. Роскошь считалась аморальной. Но так было только на бумаге. В действительности же отпрыски партийной верхушки находились на особом положении.
— Еще в первые годы СССР на территории самого Кремля был организован детский сад "Красная звездочка", где воспитывались наследники кремлевской элиты. С одной стороны, они были в таких же условиях, что и остальные дети, но воспитатели четко понимали, что это не так, — говорит Стефан Машкевич, доктор физико-математических наук, автор книг на исторические темы.
В дальнейшем разрыв между уровнем жизни представителей власти и обычных граждан только упрочит эту разницу.
— Работники высших органов власти не имели никаких хозяйственных проблем — ни с жильем, ни с бытовым обслуживанием, они занимались только партийной работой, — рассказывает Ольга Бажан, директор Центрального госархива общественных объединений. — Например, у нас в Киеве действовал комбинат обслуживания "Коммунар" — там для партийной верхушки шили одежду и обувь.
Многие из детей партийной элиты при первой возможности сменили советскую прописку на американскую
Благами партработников пользовались и члены их семей. Дети учились в отдельных школах, отдыхали в правительственных санаториях, жили на госдачах, пользовались служебным транспортом и пайками. Спецмагазины "для своих", спецстоловые занимали обязательное место в жизни элиты. К примеру, в Пуще-Водице под Киевом располагался оздоровительный санаторий им. 30-летия Советской Украины, чтобы отдыхать недалеко от столицы. В Центральном государственном архиве общественных объединений Украины хранится распоряжение замуправляющего делами ЦК Стародумова, отправленное заместителю министра торговли УССР Костинскому о том, сколько продуктов нужно выдать.
— Икры китовой, икры зернистой, селедок дунайских, семги, шпрот, судака свежемороженого, лососины, балыка, мандаринов и апельсинов — то есть всего того, что простые граждане видели в лучшем случае по большим праздникам, — резюмирует Ольга Бажан.
Апофеозом жизни московской элиты в начале 1930-х считали Дом на набережной, названный так после выхода одноименного романа Юрия Трифонова. Еще в 1920-х, в разгар НЭПа, в Москве спроектировали специальное здание для членов ЦИК и Совнаркома, сочетавшее новые по тем временам технологии и изысканность: горячая вода в квартирах, газовые плиты, телефон, паркет, радиоточки и даже потолки с лепниной. Проект многоэтажного комплекса в стиле конструктивизма на Берсеневской набережной Москвы-реки разработал одесский архитектор Борис Иофан.
Комплекс включал все мыслимые и немыслимые радости советского человека, в том числе прачечную, амбулаторию, сберкассу, почту, ясли, библиотеку, спортивный зал и теннисный корт, мусоропроводы на этажах, лифты (пассажирские и грузовые), снеготаялку и даже мусоросжигательный цех. Одной из главных "достопримечательностей" был распределитель спецпитания.
— Семьи чиновников имели абонементные книжечки с талонами на спецпитание, один талон на каждый день, — объясняет Машкевич. — Они приезжали в этот распределитель, им отрывали талон и давали горячий обед либо сухой паек.
В 1931 году, когда шикарное строение ввели в эксплуатацию, НЭП с его капиталистическим лоском бесславно канул в Лету. Скоро жизнь в коммунальном раю превратилась в ужас — с 1933-го начались аресты, а в годы Большого террора здесь исчезали целые семьи. Свыше 700 человек репрессируют, многих расстреляют, в народе дом назовут "улыбкой Сталина" и "казематом на Берсеневской". Беззаботно здесь жили только дети Сталина — Светлана и Василий.
Взлеты и падение Васьки Красного
Представить Иосифа Сталина в семейном кругу крайне трудно, но куда сложнее вписать его в образ любящего отца. Историки говорят о таком факте: после смерти первой жены Екатерины Сванидзе, которую он по-настоящему любил и у могилы которой рыдал, Сталин в скоропостижном уходе начал винить… ее же. Дескать, таким образом предала его. Вторая жена Надежда Аллилуева была объектом насмешек, застольной травли, презрения. В 1932 году после очередной ссоры со Сталиным она выстрелила себе в сердце.
В первом браке родился сын Яков Джугашвили, никогда не пользовавшийся расположением отца, во втором — дочь Светлана Аллилуева и сын Василий. Младший сын, которого из-за рыжих волос диктатор прозвал Красным, получит фамилию Сталин, а не Джугашвили. Впрочем, достойного преемника из него не выйдет. Еще в ранние годы (по некоторым воспоминаниям, с 11 лет) Васька Красный пристрастился к выпивке. Сталин редко бывал на даче с семьей, проводя почти все время в Кремле, а доносить вождю о выходках отпрыска не решались. Васька Красный мог оскорбить учителя посреди урока, выйти из класса, не стесняясь, прикрываться фамилией отца. Нередко такие скандалы приходилось улаживать начальнику охраны Сталина — Николаю Власику.
Когда пришло время выбирать профессию, Василий решил стать военным летчиком, что отнюдь не было героизмом, скорее данью времени: в 1930-е офицерская карьера считалась престижной, а стать летчиком — примерно как сейчас устроиться айтишником в иностранную компанию. Летчиком стал и другой московский "денди" тех времен — известный квартирными кутежами Леонид Хрущев, сын Никиты Хрущева от первого брака. При не до конца выясненных обстоятельствах Хрущев-младший погибнет на фронте.
После того как летом 1941-го под Витебском батарея старшего сына Сталина, Якова, попала в окружение и его пленили немцы, Василия оберегали. По одним данным, его больше не подпускали к боевым вылетам, по другим — он храбро сражался. Но в любом случае военная служба обернулась для него сплошным звездопадом.
— У Василия Сталина была нереально стремительная карьера. Путь от курсанта до генерал-лейтенанта у него занял всего несколько лет. Часто он бывал в страшных запоях, доходило до белой горячки, все это документировалось, — говорит Константин Никитенко, доктор исторических наук.
Есть мнение, что алкоголизм младшего сына Сталина был результатом перезревшего юношеского протеста, зародившегося после смерти матери. Со временем его заносы вышли далеко за пределы семьи, породив конфликты с высшим окружением, — зарвавшийся, вечно пьяный генерал-лейтенант имел привычку врываться в кабинеты различных инстанций, сверкая погонами и пугая своей фамилией. Отстаивая интересы подшефной хоккейной команды СКА, Сталин-младший выманивал хоккеистов из "Динамо", что приводило в бешенство Лаврентия Берию.
— Одному своему близкому приятелю Василий в момент откровений рассказывал, что живет под секирой своей фамилии, мол, пока жив отец, он жив, на свободе, но как только Сталина не станет, на следующий же день закончится и его карьера, — утверждает Никитенко.
Так и случилось. Одной из последних капель был военный парад в Тушино, проведенный им в 1952 году, когда вечером вдрызг пьяный генерал-лейтенант Сталин явился на прием и в присутствии отца дерзил членам ЦК. В марте 1953-го, как он и предвидел, все закончилось — через считанные дни после смерти отца Василий, находившийся в тяжелом запое, был снят с должности, а уже в апреле после его визитов в китайское посольство и публичных заявлений о якобы отравлении отца был арестован. В 1961-м освобожден и выслан в Казань, где через год умер от алкогольного отравления.
Цирк для Галочки
После 1953 года в Доме на набережной прекратятся аресты, начнется оттепель — культ личности Сталина будет снесен, взамен Никита Хрущев пообещает в течение нескольких десятилетий построить коммунизм. Из жизни партийной элиты исчезнет страх расстрела, роскошь перестанет быть табу — непозволительным станет лишь демонстрировать ее на людях. Впрочем, и этот период продлится недолго. Уже в эпоху "дорогого Леонида Ильича" на фоне растущих дефицитов Москву будут сокрушать запросы "кремлевской принцессы" Галочки, дочери генсека Галины Брежневой, — ее гулянки, покупки, многочисленные любовники и серия замужеств. Первое — с цирковым артистом. Как ни парадоксально, но Галине любовь к цирку привил именно отец: Леонид Ильич любил смотреть борцовские состязания, столь популярные в цирке 1950-х. Полюбила эти номера и Галочка, да так, что первым ее супругом стал акробат, а вскоре — руководитель Белорусского, а потом и Московского цирка Евгений Милаев.
— Мне говорят: "Вы едете в Минск, пришла разнарядка. Там Милаев — это зять Брежнева. Он женат на дочке Брежнева". В общем, меня в этот же день отправляют в Минск, — вспоминает историю знакомства с Галиной Брежневой и ее первым супругом Эльвира Григорьевна Косяченко, ветеран цирка.
Милаев был на 20 лет старше Галины, по возрасту приближался к самому Леониду Ильичу, но, по воспоминаниям знакомых, был мужчиной волевым и крепким — в цирковом номере поднимал до десяти человек. Кроме того, он умел находить подход к людям, в том числе к Брежневу.
— Я приехала в Минск, все были после поездки за рубеж разодетые, а у меня — старенькое пальто, скромное платье. Ну и Милаев, когда посмотрел номер, говорит: "Да, она сейчас бедно одета, но она богаче нас — она горит". А Галина была очень простая в обращении, никаких интриг, очень мечтала работать в манеже, но говорила, что папа не разрешает, — рассказывает Эльвира Косяченко.
Вскоре Эльвира увидела Польшу — полуразрушенную Варшаву, в которой, впрочем, были автоматы с музыкальными пластинками и комиссионки с французской одеждой, косметикой и парфюмами.
— Я и пододелась, а Галя говорит: "Ну вот, Элла, мы привезли в Польшу одну Эллочку, а увозим другую, модно одетую. Я же до этого даже губы не красила, все спрашивали, почему. Отвечала, что не под что было краситься, а теперь, когда приоделась, помада пошла в ход, — вспоминает Эльвира Григорьевна. — А Милаев, значит, купил для Брежнева двух щенков сенбернаров. Мы, наверное, первые привезли эту породу в Советский Союз в 1959-м. Потом, когда я уже была в украинском коллективе, в Москве, Милаев поехал в ФРГ и оттуда привез Брежневу машину. Леонид Ильич любил автомобили — у него шикарный автопарк был! Говорили, он был очень простой в обращении и к Милаеву хорошо относился.
Но однажды Галочка застала Милаева с молодой артисткой. Измену не простила, потребовала развода и пустилась во все тяжкие.
В начале 1960-х 33-летняя Галина закрутит бурный роман с иллюзионистом Игорем Кио, который был значительно младше ее, и захочет снова вступить в брак.
— Они женились тайно, но к тому моменту Брежнев уже был генсеком и спустил, что называется, всех собак. Брак просуществовал всего 10 дней — КГБ задержал Кио, изъял у него паспорт, и ему выдали новый, без штампа о браке, после чего отпустили, — рассказывает Павел Гай-Нижник, доктор исторических наук.
Третьим мужем Галины станет майор Юрий Чурбанов, ему на момент знакомства с 41-летней дочерью генсека было 34. Быстро смекнувший о выгодах, которые сулит этот брак, Чурбанов бросил семью и сделал Галине предложение.
— Брежневу человек в погонах понравился, к тому же генсек порядком устал от выходок Галины. Но все обернулось иначе: Чурбанова практически никогда не было дома, именно тогда Галина Брежнева начала злоупотреблять спиртным, связывалась с криминалом, в том числе с певцом Борисом Буряце, — говорит Гай-Нижник.
Вскоре поползут нехорошие слухи: тенор причастен к ограблению дрессировщицы Ирины Бугримовой, Людмилы Толстой (дочери Алексея Толстого), а также к убийству киноактрисы Зои Федоровой. Кроме того, певец имел отношение к бриллиантовым операциям. После смерти Брежнева в ходе андроповских чисток Чурбанов оказался за решеткой, а Галина пустилась в пике — последние годы "советская Пэрис Хилтон" исступленно пропивала все накопленное при жизни и умерла от алкоголизма в психиатрической больнице.
Тайна Андропова и горе Щербицкого
Скелет в шкафу был и у одиозного главы КГБ, а потом и генерального секретаря Юрия Андропова. Сын от первого довоенного брака Владимир, родство с которым Андропов публично не демонстрировал, рос без отца, часто сбегал из дому, из Суворовского училища, пока не связался с плохой компанией и стал карманником. Первый раз за кражу он получил условный срок. Но затем его снова поймали и таки отправили в тюрьму. После отсидки он поселился в Кишиневе и, казалось бы, зажил нормальной жизнью: работал слесарем на фабрике, получил комнату в общежитии, женился.
— Жизнь ему сломала карьера отца, — утверждает Павел Гай-Нижник. — Когда Юрия Андропова перевели в Москву и он стал главой КГБ, Владимир тут же попал в опеку местных молдавских кагэбэшников в Тирасполе, которые начали его обхаживать — выдали машину, двухкомнатную квартиру. Он уволился с работы, так как появились деньги, и крепко запил. Умер сын Андропова от цирроза печени в 35 лет, его отец ни на похоронах сына, ни на его могиле не побывал.
В конце жизни Андропов сожалел, что мало времени уделял семье. Говорил, что работал "по субботам всегда, а в воскресенье — как правило".
Вероятно, не вовремя заметил перемену в своем сыне Валерии и Владимир Щербицкий, последний многолетний руководитель Украинской ССР.
В Советском Союзе роскошь считалась аморальной, но отпрыски партийной верхушки находились на особом положении
— Представьте: лежит мужчина на лавочке неподалеку от Бессарабки. С виду одет хорошо, но лицо болезненное. И никто не смотрит в его сторону, даже милиционер, который ходит взад-вперед. Я был удивлен, увидев эту картину, а мне говорят: так это сын Щербицкого. Потом приезжала милиция, брала его под руки и аккуратно везла домой, за это сержанту платили 25 руб., — вспоминает Алексей Ковжун, политолог.
Страшное экзотическое слово 1980-х — "наркоман". Валерий Щербицкий в семье изгоем не был — он присутствует на семейных фото рядом с отцом. Вероятно, Щербицкий-старший принял судьбу сына на свой счет, но рецепта спасения придумать не смог.
— Говорят, что сам Щербицкий очень не любил общаться с молодежью, якобы ему было тяжело, он сам себя спрашивал, мол, чему может их научить, если за собственным сыном не уследил. Его сын (хоть и старались ограничить его круг общения, дружков отправляли в армию, даже арестовывали) постоянно попадал в плохие компании, — говорит Константин Никитенко.
Валерий пережил своего отца лишь на один год.
Вопреки отцам
После войны на смену военным профессиям пришла мода на высокие технологии. Оказалось, что те дети крупных партийных боссов, которые ударились в науку, стали вполне самодостаточными.
— Отличился в этом плане сын, Лаврентия Берии — Серго Берия, который был конструктором ракетной техники и оставался в науке до конца 1980-х, — вспоминает Стефан Машкевич. — Физиком-теоретиком в Киеве был Виталий Шелест, сын бывшего партийного босса Украины Петра Шелеста. Он основал Институт теоретической физики, который живет и здравствует.
Также дети вождей интересовались международными отношениями благодаря открывающимся возможностям поездок за рубеж. Многие из них при первой же возможности и вовсе предпочли сменить советскую прописку на американскую. Так, Сергей Никитович Хрущев, работавший в области ракетных технологий, в начале 1990-х уехал в США. Там же свои дни закончила и дочь Сталина Светлана Аллилуева.