Разделы
Материалы

Судьба резидента. Почему фильм "Гундерманн" о рокере-экскаваторщике из ГДР нужно смотреть украинцам

Виктор Демиевский

В Киеве стартовал фестиваль "Новое немецкое кино". Корреспондент "Фокуса" побывал на открытии и посмотрел премьерный фильм "Гундерманн" - фестивальную сенсацию этого года с рокером-экскаваторщиком в качестве главного героя.

Объединение Германии состоялось в 1990 году, но до сих пор две части страны очень непохожи друг на друга, и жители бывшей ГДР все еще чувствуют себя людьми если не второго сорта, то "какими-то не такими" немцами. В этом смысле, "Гундерманн" - фильм очень актуальный для современной Украины, показывающий, как нелегко преодолеть прошлое и как просто сделать шаг к этому – разумеется, при наличии доброй воли.

Перед нами – судьба очень неформатного человека, который при этом прост, как пять пфенингов. Герхард Гундерманн - самодеятельный автор, в стилистике и содержании песен очень напоминающий Боба Дилана. У него было сложноватое, хотя и не самое беспросветное детство. Однажды он подставил отца, после чего тот получил условный срок, а семья развалилась. Но ничего катастрофического за этим не последовало. Гундерманн спокойно окончил школу и встроился в социальную систему ГДР, более того - даже искренне проникся идеями, которые там проповедовались. Достигнув подходящего возраста, он стал оператором циклопических размеров экскаватора, действующего в карьере по добыче бурого угля. Параллельно он сочиняет песни и выступает со своей группой к восторгу немногочисленной, но благодарной аудитории. И в один день происходит неизбежное – на его горизонте возникает агент секретной восточнонемецкой полиции "штази", делая предложение, отказаться от которого можно, но сложно.

Короче, Гундерманна вербуют и делают нештатным осведомителем. Дело происходит в 1976-м, и на "штази" он работает 8 лет, выполняя всякие не самые сложные поручения за границей (гастроли ему теперь обеспечены) и рассказывая "конторе" о людях, которые интересуют представителей власти.

Но если бы это было все! При перечисленных качествах, Гундерманн еще и социально активен. Он с трудом переносит ложь партийных бонз, он не стесняясь критикует порядки на своем предприятии, а при случае даже может отвесить тумака местному функционеру. Он легко цитирует Маркса и искренне верит в возможность торжества социализма на немецкой земле, но видит, что ГДР идет куда-то не туда. И не может молчать. Вот такой парень живет в восточнонемецкой провинции километрах в 150 от Берлина.

В фильме очень много музыки. Это немного раздражает, хотя песни хорошие – очень простые, с бесхитростными, но задумчивыми текстами, как будто вырезанными из повседневной жизни. Это реальные песни реального человека – действительно, был такой музыкант Герхард Гундерманн, с точно такой судьбой, от экскаваторного до "конторского" бэкграунда. На экране его произведения исполняет Александер Шеер – актер, играющий заглавную роль. Делает это очень качественно, что неудивительно – кроме работы в кино и театре, он с юности занимается музыкой и периодически выступает до сих пор. Помимо прочего, Шеер – тоже "осси", то есть уроженец ГДР. Так что вжиться в роль ему было просто, и получилось у него замечательно. Он обаятелен и "шершав", прост и глубок.

Фильм никак не отнесешь к остросюжетным. Несмотря на постоянные временные "качели" (нас регулярно перемещают из 90-х в 70-е и обратно), повествование течет неторопливо, как провинциальный выходной. Но дело свое фильм, в конечном итоге, делает. Режиссер Андреас Дрезен (тоже человек с опытом жизни в Восточной Германии) лепит своими уверенными руками неспешную, проникновенную историю о том, как человек, всегда старавшийся быть собой, внезапно утрачивает это качество – но возвращает ценой решительного покаяния (причем, что особенно ценно – покаяния без самоуничижения). Настоящий Гундерманн стал символом разочарованных восточных немцев в 90-х годах. Дрезен (неоднократный лауреат Берлинского и Каннского фестивалей) показывает нам, почему это случилось и за что люди так ценили странного человека с философией пролетария и талантом барда. Посмотреть на историю жизни Гундерманна полезно и всем нам. Посмотреть и сделать поправку на наши специфические реалии, конечно.