Разделы
Материалы

Есть ли независимость без бензина? Может ли Украина отказаться от российского и белорусского топлива

Елена Середа
Фото: pxhere.com

В конце апреля из-за некачественной российской нефти поставки топлива в Украину были практически заморожены. Игроки рынка судорожно скупали остатки, все ждали кризиса и взлета цен на заправках. Фокус разбирался, как удалось преодолеть кризис и возможна ли нефтяная независимость Украины

Ситуация на рынке автомобильного топлива меняется очень быстро. Если неделю назад игроки готовились к существенному росту цен на топливо, и факторов для роста было более, чем достаточно. То сегодня операторы уже спокойно смотрят в будущее – цены на топливо за неделю практически не изменились. Более того, появилась вероятность, что топливо начнет дешеветь. Так, неделю назад показатели мировых цен на нефть достигли пятимесячного максимума, и эксперты прогнозировали дальнейший рост. Однако по итогам прошедшей недели стоимость июньских фьючерсов Brent снизилась с 74 до 72 доллара за баррель.

Кроме того, кризис с поставками белорусского топлива, судя по всему, остался в прошлом. На прошлой неделе и в начале текущей казалось, что рынок столкнулся с проблемой, для устранения которой понадобится не меньше месяца. 30 апреля Белоруссия полностью остановила прием российской нефти, которая является основным сырьем для белорусского топлива. При этом Белоруссия считается вторым по величине поставщиком дизтоплива, крупным поставщиком бензина в Украину, плюс, обеспечивает нас существенными объемами автогаза. По оценкам Сергея Куюна, директора "Консалтинговой группы А-95", доля Белоруссии в украинском рынке автотоплива около 35%. Но уже 2 мая стало известно, что в Белоруссию начала поступать российская нефть, которая соответствует стандартам качества.

Тем не менее, этот кризис показал, что отечественный рынок, если он не хочет повторения ситуации в будущем, должен уменьшать свою зависимость от белорусского и российского топлива, диверсифицировать свои поставки. Даже не смотря на то, что все существующие альтернативы дороже белорусской и российской продукции, в том числе топливо украинского производства.

Что произошло

Напомним, что первая информация о некачественной российской нефти, которая поступила в Белоруссию транзитом в участок магистрального нефтепровода "Гомельтранснефть Дружба", появилась 19 апреля. При этом "Белнефтехим" сообщил о 10–25-кратном превышении допустимых показателей доли органических хлоридов в сырой нефти. Это стало причиной повреждения дорогостоящего оборудования на белорусском Мозырском НПЗ. В свою очередь российская "Транснефть" не стала опровергать отклонения от норм, а Минэнерго РФ разъяснило, что проблемы имеют "технический характер". Как результат, белорусские НПЗ резко сократили переработку, а "Белнефтехим" и "Белорусская нефтяная компания" ограничили экспорт светлых нефтепродуктов. При этом "Белорусская нефтяная компания" сообщила своим клиентам о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют исполнению обязательств по поставке нефтепродуктов.

22 апреля некачественное сырье уже фиксировали на европейских НПЗ, а именно в Германии. В свою очередь, украинская "Укртранснафта", осуществляющая транзит, приняла решение не накапливать некачественную российскую нефть в своих резервуарах. При этом на отечественном рынке в этом время ситуация временами становилась неконтролируемой: "Игроки судорожно скупали все, что могут, оптовики прекратили отгрузку по безналичному расчету. Все боялись, что топлива не будет", - говорит Наталья Костяная, компания "ЮРТкомп", занимается мелким оптом автотоплива.

Участники конфликта начали пытаться урегулировать ситуацию - 23 апреля в Россию выехала делегация "Белнефтехима" с участием руководителей НПЗ для переговоров с "Транснефтью". Переговорный процесс проходил не один день и в разных местах. Одна из встреч состоялась 30 апреля в Будапеште, при участии, кроме российской и белоруской сторон, представителей "Укртранснафты", "Транспетрол" (Словацкая Республика), "МОЛ" (Венгрия) и словацкого "Словнафт".

Как уже было отмечено, на данный момент на отечественном рынке нет дефицита топлива. Во-первых, были запасы топлива. Во-вторых, поставки белорусской продукции возобновились. "Уже с конца апреля Мозырьский НПЗ возобновил поставки в Украину. Мы не ожидали такого быстрого восстановления поставок и поэтому быстро заместили недостающий продукт топливом Можекяйского НПЗ", - сообщили в пресс-службе АЗС KLO. В-третьих, как рассказал Сергей Куюн, часть топлива была законтрактована из Туркменистана и на днях оно прибудет в Украину. "Оно дороже российского, но нынешний уровень цен позволяет игрокам его покупать и ввозить в Украину", - отметил он.

Тем не менее, проблемы с качеством российской нефтью время от времени возникали. Хотя рынок достаточно застрахован от некачественного импортного топлива. Поскольку система поставок такова, что оптовые покупатели тщательно проверяют топливо на соответствие стандартам. Проверяют его и таможенные органы. Причем контроль над топливом ужесточается. К примеру, согласно инициативе Кабинета министров, с 1 июля в Украине может начать действовать система электронного администрирования реализации топлива и спирта. При этом все плательщики акциза должны будут пройти обязательную регистрацию и зарегистрировать все свои склады. Также должна быть создана электронная база данных всех продавцов и реестр плательщиков акциза на топливо. "Учитывая систему контроля, завод попросту не выпустит на рынок товар ниже определенных стандартов. Поскольку это грозит рекламацией и штрафом. В самом худшем случае, НПЗ будет дорабатывать топливо до уровня удобоваримого качества", - говорит Куюн.

Отметим, что белорусские НПЗ в этот раз не стали дорабатывать топливо из-за поломки оборудования. Заводы попросту не могли дать определенные объемы и технически не готовы были доработать топливо. При этом, чтобы доработать топливо, необходима нефть лучшего качества. А белорусские НПЗ, как отмечалось, зависят от поставок российской нефти, собственных ресурсов нефти в Белоруссии недостаточно.

Что будет с ценами

В конце апреля, на фоне прекращения поставок топлива из Беларуси и роста мировых цен на нефть количество предложений дизельного топлива в мелко- и крупнооптовом сегменте сократилось. Еще одним драйвером роста цен на топливо было и спекулятивное поднятие цены операторами. Хотя о каких-либо договоренностях между операторами рынок умалчивает. Попросту состояние неопределенности на рынке стимулировало игроков к спекулятивным решениям. Как результат, операторы в течение дня по нескольку раз пересматривали цены.

Таким образом, с 19 апреля по 3 мая средние оптовые цены на ДТ выросли с 23,90 до 27,00 грн /л. (почти на 3,00 грн). Средняя розничная цена достигла 28,75 грн/л. Ситуацию усугублял спрос на ДТ из-за предстоящих весенне-полевых работ, которые в этом году сдвинулась на несколько недель из-за неблагоприятных погодных условий. Одновременно с ДТ начали расти цены на бензин и автогаз. Средняя стоимость автогаза на АЗС по состоянию на 3 мая составила 13,50 грн/л, бензина марки А-95 – 29,75 грн/л.

"Розничные цены на АЗС за период пасхальных выходных незначительно выросли и уже пошли вниз. Ажиотажа нет: праздники и пониженное потребление. Рост цен совпал с ростом нефти. Если бы не было проблемы с белорусскими поставками, то цены все равно бы поднялись и связано это с ростом нефти", - сообщили в пресс-службе АЗС KLO.

Учитывая падение мировых цен на нефть до 72 долл./барр, вероятно, что в ближайшее время следует ожидать небольшого снижения цен на все виды топлива в диапазоне 0,5-1,0 грн/л. Кроме того, белорусы пытаются "наверстать упущенное", что также может отразиться на цене. "Белорусские игроки сработали оперативно и уже в конце апреля начали всех заливать, что спровоцировало переизбыток предложения на рынке", - добавили в АЗС KLO.

В поисках замены

Периодически на отечественном рынке автотоплива можно услышать разговоры о необходимости заменить белорусскую и русскую продукции. Но все существующие альтернативы, как правило, на 1-2 грн/л. дороже. Поэтому, несмотря на то, что общая доля топлива из Белоруссии и РФ в украинском рынке около 70%, диверсифицировать поставки никто не спешит. Альтернативой могут стать поставки из Польши и Литвы, а также морские поставки топлива танкерами из Туркменистана, Греции, Италии, Болгарии, Турции и других стран. Однако пока устойчивого спроса на топливо из других стран не будет, а, - значит, готовности покупать более дорогую продукцию, больших партий топлива из других стран в Украину возить не станут.

Говоря о морских поставках, сдерживающим фактором является также портовая и железнодорожная инфраструктура, которые не позволят нарастить значительные объемы за короткое время. Понадобится время, и поработать над этим необходимо будет как государству, так и игрокам. "Необходим комплекс мероприятий, который требует времени — от месяца (снижение портовых сборов) до 3–4 лет (модернизация НПЗ). Но в результате это снизит российско-белорусские поставки до 30–40%", - считает Куюн.

Целесообразно развивать собственную нефтепереработку, в частности на НПЗ "Укртатнафты" и "Шебелинском" ГПЗ. К слову, напомним, что у государственного "Нафтогаза Украины" есть 43% акций в крупнейшем НПЗ "Укртатнафта", который теоретически может обеспечить 100% потребностей в бензине, авиатопливе и на 30% в дизельном топливе. Сырье при этом может быть не российское, а азербайджанская или иранская нефть. Но, опять-таки, потребуется дорогостоящая модернизация. Кроме того, контрольный пакет акций "Укртатнафты" находится у Игоря Коломойского, с которым надо будет договариваться. Хотя стоимость отечественного топлива может быть дороже до 5% по сравнению с российским и белорусским. Но при этом рынок получит диверсифицированную структуру снабжения и возможности оперативно заместить российско-белорусские поставки.

Впрочем, отечественные игроки не стремятся к диверсификации поставок еще и потому, что РФ и Белоруссия заинтересованы в быстром нивелировании каких-либо проблем. Они не хотят терять такой "прикормленный" рынок сбыта, как Украина, поэтому при сбоях в поставках местные операторы предпочитают ждать, экономить топливо, которое осталось, и повышать цены.

Хотя в долгосрочной перспективе, наладив поставки альтернативного топлива, Украина могла бы предложить свои услуги и Белоруссии. "Украина могла бы использовать сложившуюся ситуацию себе во благо и предложить Белоруссии возможность транспортировки сырья из других стран через украинские трубопроводы. Таким образом, Белоруссия может дифференцировать поставки нефти", - рассказал Куюн. При этом можно использовать порт Одессы как нефтеперевалочную базу, после чего использовать нефтепровод "Одесса-Броды", затем нефтепровод "Дружба", одна из ниток которого может поставлять нефть в Белоруссию.

По мнению операторов, речь может идти не только о поставках в Белоруссию, но и в другие страны, которые зависят от российского и белорусского топлива. "Мы можем наблюдать проблемы с поставками белорусских нефтепродуктов в Европу, поскольку прокачка нефти по трубопроводу "Дружба" существенно снизилась. На данный момент восстановлена работа одной нитки трубопровода, а полное восстановление требует нескольких месяцев", - отметили в пресс-службе АЗС KLO.