Разделы
Материалы

Зеленые против черного. Почему власть начинает детенизацию экономики с давления на малый бизнес

Мария Бабенко
Фото: УНИАН

К чему может привести реализация задуманного и где искать налоговый компромисс между предпринимателями и государством

Сейчас на рынке не увидишь ни одного кассового аппарата. Да и в небольших магазинах регистраторы расчетных операций (РРО) встречаются нечасто. Их используют преимущественно точки, зарегистрированные как юридические лица. Правда, по словам Игоря Мяснова, председателя Житомирского областного отделения Всеукраинского общественного объединения малого и среднего бизнеса "Фортеця", некоторые торговцы-предприниматели уже начали устанавливать РРО, но в подавляющем большинстве "забыли" перевести их в фискальный режим. Иными словами, кассовый аппарат стоит и выдает чеки, но работает, образно говоря, на мусорное ведро.

Согласно принятым 20 сентября законам "О применении регистраторов расчетных операций (РРО) в сфере торговли, общественного питания и услуг" и "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг", все ФЛП, которые работают на второй или третьей группе упрощенной системы налогообложения, обязаны использовать РРО. Основную массу предпринимателей изменения затронут с 1 января 2021 года. А тем, кто торгует ювелирными изделиями из драгметаллов, лекарствами, техникой, подлежащей гарантийному ремонту, держит кафе, ресторан или отель, придется поторопиться с установкой РРО до 1 октября 2020 года.

Как отмечает Игорь Мяснов, большинство житомирских предпринимателей не читали новых законов и пребывают в счастливом неведении. Вероятнее всего, они спохватятся только на следующий день после обязательного внедрения кассовых аппаратов.

В то же время в Хмельницком, символ которого — огромный вещевой рынок, торговцы уже озабочены. "Предприниматели в шоке, — говорит Александр Сниховский, исполнительный директор Ассоциации хмельницких рынков. — Они рассчитывали, что их трогать не будут, как декларировалось в ходе избирательной кампании. Потому ожидают от президента наложения вето на эти законы".

Крупный же бизнес налоговые начинания новой власти приветствует. Как отмечает Данил Гетманцев, глава Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, принятые новшества инициированы "белым" бизнесом, который, заходя на рынок, вынужден работать "по-черному", чтобы оставаться конкурентным. Предусмотренные же изменения нацелены на создание равных условий.

Бюджетные потери. Из-за занижения оборота физлиц-предпринимателей госбюджет ежегодно недополучает около 2–2,5 млрд грн

Любые обвинения в притеснении предпринимателей в президентской команде отвергают. "Мнение о повышении давления на малого и среднего предпринимателя вследствие принятия законов (№1053-1 и №1073. — Фокус) ошибочно", — уверяет Данил Гетманцев. По его словам, в распространении подобных слухов заинтересованы представители компаний, которые не готовы работать в соответствии с законом.

Дешевая рыбка — плохая юшка

Упрощенную систему в Украине нередко используют для ухода от налогов. В соответствии с недавно обнародованным исследованием Института социально-экономической трансформации (ІСЕТ) и Центра социально-экономических исследований CASE-Ukraine, из-за занижения оборота физлиц-предпринимателей (ФЛП) госбюджет ежегодно недополучает около 2–2,5 млрд грн. "Огромные магазины в центре Киева продают технику и электронику на сотни миллионов гривен и по-прежнему выдают товарные чеки от ФЛП, нарушая текущее законодательство. Обороты в такой ситуации контролировать невозможно", — приводит пример злоупотреблений Олег Гетман, координатор экономических групп Экономической экспертной платформы.

В приведенных примерах речь идет о схемах крупного бизнеса с использованием ФЛП. Впрочем, некоторые представители малого и среднего бизнеса также стараются не светить весь оборот, чтобы не переходить в другую группу плательщиков единого налога (например, из второй в третью или на общую систему налогообложения). С введением РРО скрывать доходы им будет намного сложнее.

Вместе с тем по сравнению с китами большого бизнеса ухищрения с ФЛП на едином налоге выглядят мелкой рыбешкой. По данным упомянутого ранее исследования, больше всего потерь госбюджет несет из-за "серого" импорта и контрабанды (63–93 млрд грн в год), офшорных схем (22–36 млрд грн) и зарплат в конвертах (25–74 млрд грн). То есть для Зе-команды главным направлением должны были бы стать не злоупотребления со специальными режимами налогообложения, а контрабанда и перемещение прибыли украинского происхождения в низконалоговые юрисдикции.

Фискальная история. Сейчас на рынке не увидишь ни одного кассового аппарата. Да и в небольших магазинах регистраторы расчетных операций (РРО) встречаются нечасто

В том, что украинская власть в рамках детенизации экономики из раза в раз берется за ФЛП, Владимир Дубровский, старший экономист CASE Украина, усматривает признак лоббизма частных интересов. По его мнению, замешанные в крупных схемах таким образом могут отвлекать внимание от своих злоупотреблений и срывать настоящую налоговую реформу, а большие розничные сети уничтожать конкурентов, которые могут не выдержать тотальной фискализации (повсеместного использования кассовых аппаратов, о чем подробнее пойдет речь ниже).

"Контрабанда и офшорные схемы возможны только с участием представителей власти и большого бизнеса. Кто же будет с собой воевать?!" — продолжает Оксана Продан, глава Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса "Фортеця". — А малый бизнес создает конкуренцию большому и сдерживает рост цен. То есть мешает большим".

Тотальная диджитализация

Чтобы облегчить жизнь предпринимателям, новым законодательством вводятся программные РРО, позволяющие превратить в кассовый аппарат любой смартфон. Впрочем, узнав о программных РРО, предприниматели, торгующие на маркетплейсах группы компаний EVO (prom.ua и пр.), засыпали площадку вопросами. Им непонятно, каким образом будут создаваться электронные чеки и когда именно интернет-магазины должны их выдавать покупателям. "Мы ждем, что вслед за законодательством появятся документы, детально урегулирующие требования к программному обеспечению", — отвечает Алексей Король, руководитель юридического департамента EVO. То есть прояснить ситуацию пока не удается.

В группе компаний EVO также не исключают возможности создания собственного программного обеспечения для выдачи фискальных чеков, но, опять же, до появления подзаконных актов, которые устанавливают технические требования к программному обеспечению, о конкретных действиях говорить рано.

А у предпринимателей в регионах другая боль. "В некоторых населенных пунктах не то чтобы 4G, но и 3G нормально не работает, поэтому прежде чем вводить это, стоило бы покрыть скоростными сетями 100% территории Украины, — считает предприниматель Александр Сниховский из Хмельницкого. — К тому же в небольших населенных пунктах нередко отключается электроэнергия из-за погодных условий".

Кроме программных РРО еще одним пряником для малого и среднего бизнеса, с точки зрения законодателей, должно стать увеличение максимального оборота для второй группы плательщиков единого налога — с 1,5 млн грн до 2,5 млн грн. Но ФЛП это не особо радует. "Чтобы обеспечить минимальной зарплатой пятерых наемных работников, необходимо устанавливать максимальный оборот для второй группы минимум 4,5 млн грн, — говорит Сниховский. — Иначе более двух человек нанять не получится".

Плюс на минус

Мнения об эффекте новых законов для госбюджета также разделились. Ассоциации, куда в основном входит крупный "белый" бизнес, считают нововведения полезными с точки зрения наполнения госказны. "Бюджет получит дополнительные поступления, поскольку необходимость использования РРО для малого и среднего бизнеса приведет к учету операций, которые ранее могли оставаться лишь в "черной бухгалтерии", — поясняет Виктория Куликова из ЕБА.

Вячеслав Черкашин, в свою очередь, выражает сдержанный оптимизм. "Если власть перед стартом фискализации и увеличением штрафов успеет провести полную дерегуляцию рынка кассовых аппаратов, избавится от бумажных отчетов и сложных процедур регистрации, уничтожит "кассовую мафию" в налоговых органах, на деле запустит "электронный чек" и "программные РРО", то последствия для малого и среднего бизнеса будут умеренно тяжелыми", — отмечает он. В противном случае Черкашин ожидает замедление или остановку темпов снижения неформальной экономики и массовое бегство ФЛП в первую группу плательщиков единого налога.

Новые правила. Все ФЛП, которые работают на второй или третьей группе упрощенной системы налогообложения, обязаны будут использовать РРО

Оксана Продан обращает внимание на то, что в связи с повсеместным введением РРО расходы у малого и среднего бизнеса увеличатся, поэтому некоторые предприниматели не справятся и закроются. По ее мнению, малый бизнес будет платить меньше налогов.

Объем расходов, который ляжет на плечи малого и среднего бизнеса, впечатляет. Как подсчитала Государственная регуляторная служба, расходы на обязательное внедрение РРО для плательщиков единого налога второй группы суммарно составят 11,1 млрд грн, тогда как, для сравнения, из-за занижения оборота ФЛП на едином налоге госбюджет ежегодно недополучает около 2–2,5 млрд грн. То есть потери малого и среднего бизнеса в разы превысят возможную выгоду для госбюджета.

Ускользающий баланс

Спорные законы о фискализации малого и среднего бизнеса выглядят как точечная мера с неопределенными последствиями. Потому Украине предстоит нащупать компромисс в налоговой политике, при котором и государственный бюджет не будет нести значительных потерь из-за схем, и бизнес получит стимулы для развития в благоприятной среде.

По словам Владимира Дубровского, квинтэссенция качественной налоговой реформы — озвученные накануне выборов в Украине топ-10 требований бизнеса к новому правительству. Концепция, которую поддержали десятки бизнес-ассоциаций, предлагает заменить налог на прибыль налогом на выведенный капитал, снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда и прямые налоги, создать единый орган для расследования экономических преступлений, реформировать проверяющие органы, ввести современное трудовое право, сохранить упрощенную систему налогообложения, провести детенизацию рынка аренды земли и пр.

"В ходе предвыборной кампании мне довелось пообщаться со многими предпринимателями, которых объединяет общий конкурент — теневая экономика. Они просят равных условий, — озвучивает видение ЗЕ-команды Данил Гетманцев. — Кроме этого, нужно создать комфортные условия со стороны государства, простые, прозрачные сервисы и искоренить злоупотребления со стороны чиновников". То есть ради развития бизнеса и захода в страну инвесторов новая власть планирует минимизировать долю черного рынка.

Объем теневой экономики в президентской команде оценивают в 43–44% от ВВП страны. Фискализация рисковых отраслей — лишь один из запланированных властью шагов, направленных на детенизацию. Применяя комплексный подход в искоренении зло­употреблений крупного бизнеса в совокупности с неналоговыми мерами, власть предполагает вывести из тени до 20% экономики страны за пять лет.

Насколько достижима эта цель и будет ли при этом соблюден баланс между интересами государства и бизнеса, пока не ясно. Олег Гетман не спешит делать выводы о налоговой политике новой власти, поскольку Алексей Гончарук заявляет о подготовке радикальной налоговой реформы на весну 2020-го. Собеседник Фокуса надеется, что реформа предусмотрит и ликвидацию коррупционного налога на прибыль с переходом на налог на выведенный капитал, и снижение нагрузки на фонд оплаты труда.

Пока же житомирские торговцы, все еще не осознающие, что их ожидает, равно как и их коллеги из Хмельницкого, требующие президентского вето на принятые законы, вполне могут покинуть Украину или свернуть бизнес. Зато оставшиеся уж точно повысят цены на свой товар, чтобы компенсировать возросшие расходы.

Меньше знаешь. Большинство предпринимателей не читали новых законов и пребывают в счастливом неведении

Кучмины дети. От рассвета до заката: Леонид Кучма (второй президент Украины, «красный директор», называющий себя ракетчиком) в 1998 году указом запустил в стране упрощённую систему налогообложения. Таким образом глава государства попытался стимулировать предпринимательство в Украине, которая после распада СССР начала выбираться из глубокого экономического кризиса. Кучмина реформа успешно взлетела, ведь упрощёнка открыла возможность для небольших предпринимателей платить единый налог (на тот момент от 20 до 200 грн в месяц) и работать легально, а государственный бюджет начал получать от них хоть и небольшие, но стабильные отчисления. Словом, между властью и мелким бизнесом стал действовать неформальный договор о том, что предпринимателей не трогают, а они, в свою очередь, не уходят в тень. Более 10 лет любые налоговые новшества обходили упрощёнку стороной, словно священную корову. То ли у тогдашней власти руки не доходили до мелких предпринимателей, то ли интуиция подсказывала, что эту сферу лучше не трогать. Первая попытка режима Януковича — Азарова сузить возможности для применения упрощённой системы и усилить контроль над малым и средним бизнесом в готовящемся к принятию Налоговом кодексе всколыхнула в Украине массовые налоговые протесты. Многотысячные акции по всей стране в ноябре-декабре 2010-го получили название Налоговый Майдан. Его участники настолько озлобились на тогдашнюю власть, что после визита для переговоров в палаточный лагерь на Майдане Незалежности тандема «Янукович — Азаров» показательно отдраивали за ними мостовую с мылом. Несмотря на упорство протестующих, требования Налогового Майдана власть учла лишь частично. Кучмину упрощёнку перекроили, хоть и не так радикально, как хотели изначально. Именно тогда предпринимателей-упрощенцев поделили на группы и обязали платить единый социальный взнос (ЕСВ). После этого новые «подарки» от власти малый и средний бизнес начал получать с завидной периодичностью. Как иронизируют предприниматели, кто бы ни пришёл к власти, им первым делом пытаются навязать кассовые аппараты. Команда Зеленского не стала исключением.

1998 год.: Президент Леонид Кучма создаёт упрощёнку своим указом «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности субъектов малого предпринимательства». Предприниматели на этой системе платят только единый налог до 200 грн в месяц.

2010 год.: Для единоналожников ввели дополнительные платежи в Пенсионный фонд. Рада приняла Налоговый кодекс, подготовленный правительством Николая Азарова, в котором фактически упразднили упрощённую систему. Предприниматели протестуют против Налогового кодекса и организовывают многотысячный Налоговый Майдан, который простоял около двух месяцев. Налоговый кодекс частично ветировал президент.

2011 год.: Кроме единого налога упрощенцев обязывают платить единый социальный взнос (ЕСВ), на который с тех пор приходится львиная доля отчислений. Упрощенцев делят на группы в зависимости от численности наёмного персонала, оборота и сферы деятельности, что заметно усложняет упрощённую систему и увеличивает налоговую нагрузку. С тех пор условия работы для групп периодически корректируются, что создаёт дополнительные неудобства.

2017 год.: В период премьерства Владимира Гройсмана физлиц-предпринимателей (ФЛП) обязывают платить ЕСВ, даже если они декларируют нулевые доходы. ФЛП массово закрываются.

2019 год.: Минсоцполитики правительства Гройсмана инициировало законопроект, жёстко ограничивающий использование ФЛП вместо найма на работу. Спорная инициатива осталась нереализованной. Обновлённая Верховная Рада с монобольшинством в лице фракции «Слуга народа» принимает законы, обязывающие всех предпринимателей вне зависимости от оборота (кроме первой группы упрощенцев) использовать РРО (кассовые аппараты). Критики инициативы считают, что нововведение переживут далеко на все представители малого и среднего бизнеса.

2020 год.: Начиная с октября, использовать РРО обязаны предприниматели,  работающие в сферах с высоким риском уклонения от уплаты налогов (ювелирные изделия, техника и электроника, рестораны, отели и т. п.).

2021 год: . Все предприниматели-упрощенцы (кроме первой группы) обязаны использовать РРО. Покупателям дают право «настучать» на нарушителя и получить кешбэк — 100% от суммы покупки. Штрафы для предпринимателей составляют 100% и 150% от суммы покупки за первое и последующие нарушения соответственно.