Разделы
Материалы

Понять и простить. Готовы ли кредиторы Украины к списанию части госдолга в 2024 году

Дарья Денисова
Фото: коллаж Фокус | Госдолг Украины составляет 143,69 млрд долларов

Рост украинского госдолга в условиях войны закономерен: страна оказалась в форс-мажорных обстоятельствах из-за агрессии РФ. Какова сейчас ситуация с государственным долгом, будут ли продолжаться переговоры о списании части долга, и какой объем средств смогут простить Украине иностранные кредиторы.

Министр финансов Украины Сергей Марченко подписал Соглашение с США об отсрочке выплат по государственному долгу, предусматривающее Меморандум о приостановлении выплат с группой официальных кредиторов Украины из стран G7 и Парижского клуба. Об этом говорится в сообщении Минфина.

"Подписание данного Соглашения позволит уменьшить долговую нагрузку на государственный бюджет и направить средства, которые должны были быть уплачены на погашение и обслуживание долговых обязательств, на нужды социальной и гуманитарной сфер", — отметил Сергей Марченко.

Фокус исследовал, какова ситуация с государственным долгом Украины и какой объем средств и когда кредиторы страны могут списать.

Рост украинского госдолга в условиях разрушительной войны закономерен
Фото: скрин видео

Сколько задолжали: какой размер госдолга и как он изменился в последнее время

Согласно информации Министерства финансов, по состоянию на 29 февраля 2024 года государственный и гарантированный государством долг Украины составлял 5 490,10 млрд гривен, или 143,69 млрд долларов.

Со ссылкой на долговую статистику Минфина, структура государственного долга Украины на 29.02.2024 поделилась следующим образом:

  • внешний долг — 69% от общей суммы;
  • внутренний долг — 31%.

В феврале 2024-го объем госдолга в гривневом эквиваленте почти не изменился, а в валюте продолжал сокращаться. Такая ситуация сложилась на фоне снижения официального курса гривны с 37,87 до 38,21 грн/доллар соответственно на конец января-февраля 2024 года.

Как сказал Фокусу директор аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital Дмитрий Чурин, комментируя рост государственного долга и перспективу списания его части, Украина оказалась в форс-мажорных обстоятельствах войны из-за нападения страны-террориста и нуждается в помощи партнеров.

Украина оказалась в форс-мажорных обстоятельствах войны из-за нападения страны-террориста и нуждается в помощи партнеров

"Не только Украина, но и ее кредиторы должны разделить последствия враждебных действий России против цивилизованного мира. Меморандум с МВФ предусматривает проведение реструктуризации еврооблигаций Украины, что является вполне логичным шагом, потому что это было бы абсурдно, если бы условно мы бы получали помощь от МВФ и тратили бы ее на обслуживание долга перед кредиторами", — говорит Чурин. И добавляет: суммарный долг по еврооблигациям Украины составляет почти 20 млрд долларов, и сейчас с начала войны проценты по этим обязательствам не выплачиваются, но начисляются.

"График погашения этих еврооблигаций был перенесен, однако уже в сентябре 2024 года наступает необходимость осуществления выплат по обслуживанию и погашению евробондов в соответствии с предварительными договоренностями с кредиторами. Таким образом, Украина должна до сентября достичь соглашения о реструктуризации еврооблигаций во избежание дефолта по этим обязательствам, потому что в бюджете отсутствуют средства для осуществления выплат по еврооблигациям", — пояснил эксперт.

В течение зимы 2024 года госдолг Украины в валюте сократился на 1,1% в течение зимы 2024 года
Фото: Getty

Госдолг сократился, но ненадолго: каких изменений ожидать в 2024 году

В течение зимы 2024 года госдолг Украины сократился на 0,5% в гривне и в валюте на 1,1%, что обусловлено несколькими причинами. И прежде всего, отсутствием значительных внешних официальных заимствований. Также повлияла ситуация с ослаблением курса евро к доллару и гривне, что привело к переоценке и уменьшению долларового и гривневого эквивалента долга в евро.

Однако в марте, когда Украина привлекла около 9 млрд долларов льготных кредитов, рост госдолга возобновился и ускорился.

Внешние кредиты, которые Украина получила в марте 2024 года

  • 4,88 млрд долларов от ЕС (Ukraine Facility);
  • 1,5 млрд долларов от Всемирного банка (Development policy loan, DPL);
  • 1,47 млрд долларов от Канады (на административный счет МВФ);
  • 0,88 млрд долларов в рамках 4 транша от МВФ;
  • 0,23 млрд долларов от Японии (проект Всемирного банка в поддержку восстановления с/х).

В течение зимы 2024 года госдолг Украины сократился на 0,5% в гривне и в валюте на 1,1%, что обусловлено несколькими причинами. И прежде всего, отсутствием значительных внешних официальных заимствований

По мнению директора департамента управления проектами рейтингового агентства IBI-Rating Виктора Шулика, сейчас едва ли не единственный механизм внешнего финансирования социально-экономической поддержки во время войны или послевоенного восстановления — через долги от государств или наднациональных корпораций.

"Такие кредиты, как правило, или являются льготными, или дополнительно выделяются гранты на погашение процентов. Это можно увидеть, если ознакомиться с параметрами займа от ЕС или от Японии. Таким образом, межгосударственные долги, скорее всего будут расти даже при условии, если произойдет реструктуризация. Вопрос в том насколько", — пояснил эксперт.

Что касается возможного списания части долгов перед частными или суверенными кредиторами, то "окно возможностей" для таких операций есть, пока продолжается масштабное военное вторжение РФ.

"Судя по публичным заявлениям руководителей страны и релизов Министерства финансов, достаточно успешным для кредиторов является как реструктуризация облигации внешних государственных займов Украины (ОВГЗ) 2022 года, так и договоренности текущего года (анонсированные на прошлой неделе). За более чем два года войны не произошло даже перепрофилирование долга по ВВП варрантам. В то же время проект государственного бюджета на 2024 год и график выплат по внешним долгам в любом случае свидетельствует о дилемме для правительства — финансировать хотя бы на минимальном уровне расходы страны, или выплачивать долги. За последний год эта дилемма обострилась, и риск прекращения платежей вообще может сделать переговоры с кредиторами более конструктивными", — отмечает Виктор Шулик, приводя данные отчета по долговой стабильности от МВФ. А свидетельствуют они о значительной долговой нагрузке, не учитывая социально-политических приоритетов.

Меморандум с МВФ предусматривает проведение реструктуризации еврооблигаций Украины, что является вполне логичным шагом

Как Украина будет противостоять давлению госдолга на бюджет и ожидать ли списания долгов

Действительно, в условиях войны Украина привлекает кредиты на льготных условиях. Например, последний кредит от Всемирного банка (под гарантии Японии и Британии) имеет льготный период до 2030 года, погашение рассчитано до 15 августа 2057 года. Ставки также льготные (привязаны к ставкам межбанковского рынка в странах-гарантах). Кроме того, предусмотрена капитализация процентов на сумму 100 млн долларов для уменьшения стоимости обслуживания долга.

"Сейчас трудно сказать, что будет вообще в 2024-2025 годах с экономикой и внешними платежами, но при продолжении военный действий и значительных рисков для критических секторов экономики вероятность стрессовой реструктуризации со списанием выглядит все более реалистичной", — говорит Виктор Шулик.

Даже кредиты с льготными процентами нужно возвращать. Военная экономика не может обслуживать такие объемы долгов. Сейчас речь идет или об отсрочке выплат, или же о частичном списании некоторых заимствований

Однако даже кредиты с льготными процентами нужно возвращать. Военная экономика не может обслуживать такие объемы долгов, и поэтому сейчас речь идет или об отсрочке выплат, или же о частичном списании некоторых долгов.

Что касается коммерческих кредиторов (еврооблигации, ВВП-варранты), то Программа сотрудничества с МВФ предусматривает, что до середины 2024 года должны быть проведены переговоры о продлении реструктуризации долгов до 2027 года.

Успешное их завершение позволит сэкономить 4,5 млрд долларов на долговых платежах, которые сейчас включены в бюджет-2024.

Сергей Марченко говорит, что задача Министерства финансов в переговорах об очередной реструктуризации коммерческого долга – избежать дефолта и создать возможности возврата на рынок
Фото: Мінфін

По мнению Виктора Шулика, инициатива от украинского правительства списать часть долга из долгов будет предложена, однако каким будет окончательное решение по результатам переговоров, сказать сейчас трудно.

"Компромиссным, на мой взгляд, выглядит рассрочка основной суммы на 5-7 лет, отсрочка уплаты процентов и списание 20-40% основного долга. С частными кредиторами правительство должно договориться до августа.

Относительно списания части долгов перед МВФ или суверенными кредиторами — пока об этом речь не идет. Хотя и возможности для такого списания без репутационных потерь лучше", — отметил эксперт.

В МВФ считают, что соотношение госдолга Украины к ВВП должно быть меньше, чем в прогнозе на 2028 и 2032 годы.
Фото: Gettyimages

С Виктором Шуликом соглашается руководитель аналитического отдела инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий. По его словам, пока о списании долгов никто открыто не говорит. Единственное, что указывает на возможные инициативы по списанию долгов — это видение МВФ, что соотношение госдолга Украины к ВВП должно быть меньше, чем в прогнозе МВФ на 2028 и 2032 годы.

"Последний раз такое видение у Фонда было в 2015 году, когда правительство официально попросило кредиторов о частичном списании долга. Тогда, в 2015 году, МВФ хотел видеть долг на конец 2028 года на 12 млрд долларов меньше, чем его прогноз. Это побудило правительство начать переговоры о списании около 3,8 млрд долларов государственного долга. В результате переговоров удалось уменьшить путем списания государственный и гарантированный долг на 2,9 млрд долларов. На этот раз, разница между "прогнозным" и "желаемым" уровнем долга на 2028 год составляет примерно 21 млрд долларов", — отметил Фокусу Александр Паращий.

По словам экспертов, МВФ сейчас видит потенциал списания государственного долга в 2024 году примерно на 15 млрд долларов, что составляет 15% от общего объема государственного и гарантированного государством внешнего долга.

"С другой стороны, в сопоставлении с публичными внешними займами (ОВГЗ), то эта сумма составляет 75%. То есть фактически все короткие и уже реструктуризированные внешние ценные бумаги могут находиться в пуле возможной реструктуризации с частичным списанием. Другое дело, что эта сумма все равно мала, чтобы перенаправить ресурсы на восстановление или в оборонный бюджет", — добавляет в комментарии Фокусу Виктор Шулик.

Как отметил Дмитрий Чурин, несмотря на отсутствие публичных заявлений, неформальные переговоры Украины с кредиторами о возможной реструктуризации уже начаты.

"В публичном пространстве никто не сообщает, какие предлагаются условия реструктуризации, однако учитывая действие текущей программы МВФ до 2027 года, то и перенос начала выплат по евробондам будет как минимум до 2027 года. Хоть кредиторам и хотелось бы получить полную сумму своих инвестиций в евробонды Украины, надо откровенно констатировать наступление действительно форс-мажорных обстоятельств. Украина не собирается отказываться от своих обязательств по этим долгам, но есть безоговорочная необходимость списания части этого долга, а также снижения процентов по данным долговым бумагам", — отметил директор аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital Дмитрий Чурин.