Повышение тарифов на электроэнергию: когда и насколько вырастет стоимость света в Украине
В Минэнерго не исключают возможности повышения тарифа на электроэнергию для населения. Сейчас правительство изучает различные варианты финансирования ремонта энергообъектов, которые были повреждены. Но опытные украинские потребители почти не сомневаются: их уже совсем скоро ждет неприятный сюрприз.
После мартовских российских атак на энергетическую инфраструктуру, в Украине вновь активно заговорили о возможном росте тарифов на электрическую энергию. Действительно ли последствия ракетных обстрелов украинцам придется компенсировать из собственного кошелька, какова реальная цена электроэнергии и могут ли повысить тарифы уже в мае? Эти и другие вопросы Фокус обсудил с экспертами.
Идея проста: те, кто могут платить, должны платить
В течение последних двух недель украинцы услышали немало противоречивых заявлений относительно будущих тарифов на электроэнергию — от категорического "рост тарифов неизбежен" до более легкого варианта "в Кабмине изучают разные варианты".
Повода для оптимизма у потребителей мало. В июне прошлого года после зимних атак цену на электроэнергию повысили почти вдвое, а сегодня ситуация еще сложнее. Убытки еще не подсчитали, но говорят, что счет идет на миллиарды долларов.
Из различных заявлений можно прийти к выводу, что на потребителя уже хотят возложить не только расходы, но и восстановление инфраструктуры после ракетных обстрелов. Однако, считают эксперты, говорить, что теперь украинцам придется компенсировать последствия российских атак из собственного кошелька из-за повышенного тарифа, было бы некорректно.
Во-первых, напоминает эксперт по энергетике Украинского института будущего Андриан Прокип, потребитель платит за все и всегда, через какой бы канал это не осуществлялось. Если не заплатит один, заплатит другой.
С другой стороны, счета, которые сегодня получает население, не покрывают расходы компаний. Украинские потребители не платят экономически обоснованную цену, потому что тарифы субсидируются. Донорами субсидирования у нас являются Энергоатом, Укргидроэнерго и экспортеры электроэнергии.
"Но сейчас с источниками субсидирования возникли большие проблемы, — отметил Андриан Прокип в комментарии Фокусу. — Можно прогнозировать, что в условиях, которые складываются, экспорта не будет, поэтому этот источник отпадает. Укргидроэнерго потеряла часть мощностей, в результате чего будет производить и зарабатывать меньше — поэтому и здесь средств не будет. Энергоатом пока "в строю", но летом будут останавливать блоки на профилактику, и денег на субсидирование также не хватит".
Украине нужно менять принцип ценообразования: сейчас у нас субсидируются все потребители и по факту богатые субсидируются больше, чем бедные
Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко отмечает: никакое повышение цен не сможет на 100% компенсировать потери от ракетных обстрелов — это просто нереально. "Нам нужно не просто повышать тарифы, а менять принцип ценообразования. Сейчас у нас субсидируются все потребители и по факту богатые субсидируются больше, чем бедные. Разницу между экономически обоснованным тарифом и платежкой компенсируют государственные компании, но сейчас эти источники исчерпались. Поэтому нужно менять сам принцип: цена должна быть рыночной, чтобы покрывать все расходы компании, за исключением разрушений от атак. Для восстановления должны быть привлечены средства международной финансовой помощи, грантов, государственных средств", — говорит Омельченко.
По его словам, идея проста. Те, кто могут платить, должны платить. Для тех, кто не может, также должна быть рыночная цена и компенсация из бюджета в денежной форме (субсидия).
Экономически обоснованная цена: сколько и когда ожидать
Эксперты говорят, что вопрос экономически обоснованной цены на электроэнергию достаточно сложный. По словам Андриана Прокипа, если производителем является Энергоатом, то это примерно плюс 1 грн к действующему тарифу 2,64 грн за кВт-ч. Если это другой производитель, новая стоимость электроэнергии вместе с передачей, распределением и налогами может достичь 8-9 грн за кВт-ч.
"Конечно, до такого уровня никто тарифы повышать не будет, — отметил эксперт в комментарии Фокусу. — Обычно у нас повышают тарифы только в крайнем случае, когда уже полная катастрофа. Эти средства снизят нагрузку на компаний-доноров, упростится проблема долгов на рынке, все участники цепочки поставки электроэнергии населению смогут получать больше своих средств".
Андриан Прокип отмечает, что прогнозировать действия Кабмина трудно, но наверняка будут искать варианты, как не повышать нагрузку на потребителей. Возможно, вновь введут дифференциацию в зависимости от реальных объемов потребления. В то же время, говорит эксперт, нужно быть готовыми к тому, что враг будет расшатывать ситуацию в информационном пространстве по этой проблеме, и в мае активизируется еще больше, потому что это очень социально чувствительный вопрос.
По мнению Владимира Омельченко, экономически обоснованной ценой на электроэнергию можно считать цену для небытовых потребителей. Она постоянно колеблется и сейчас вместе с тарифами на распределение и передачу составляет около 6 грн за кВт-ч.
"Повышение тарифов — это прежде всего политический вопрос, поэтому он будет решаться не чиновниками, Кабмином, Минэнерго или НКРЭКУ, а политической верхушкой, — отметил Владимир Омельченко в комментарии Фокусу. - Обычно такие непопулярные решения очень негативно отражаются на рейтинге власти, но пока другого выхода нет. Если сейчас не решать этот вопрос, дефицит мощностей станет очень большим и длительные плановые отключения по всей стране могут стать обыденным явлением".
Если экономически обоснованной ценой на электроэнергию считать цену для небытовых потребителей, то это около 6 грн за кВт-ч
В то же время энергетический эксперт Юрий Корольчук считает, что скорее всего повышение тарифа на электроэнергию состоится в июне-июле. Что касается конкретной суммы, то, говорит эксперт, у НКРЭКУ есть разные идеи, в среднем новый тариф может составлять от 3,5 до 4 грн за кВт-ч.
Влияние на инфляцию: прямой зависимости нет
Экономисты говорят, что влияние возможного роста тарифов на инфляцию отследить трудно, хотя оно будет.
"Цены на электроэнергию для небытовых потребителей влияют на инфляцию опосредованно, через влияние на конечную цену потребительского товара или услуги, которая производится небытовым потребителем электроэнергии. В отличие от них, цены на электроэнергию для бытовых потребителей регулируются государством и поэтому влияют на инфляцию, ведь инфляция — это именно и есть индекс роста потребительских цен, — отметил в комментарии Фокусу директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин. — В то же время на инфляцию влияет очень много факторов, прежде всего политика НБУ, поэтому совокупное влияние может нивелировать влияние тарифов. Учитывая то, что Нацбанк "играет" с показателем инфляции, прямую зависимость здесь проследить нереально".
"Рост тарифа на электроэнергию — это лишь незначительная часть инфляции, — добавляет аналитик Даниил Монин. — Например, летом прошлого года тариф был поднят на 68%, но годовая инфляция продолжила снижение. В потребительской корзине электроэнергия не составляет большую долю расходов. Да, основными расходами являются еда и коммунальные платежи, но электроэнергия — это лишь часть коммунальных, и часто далеко не самая большая". По мнению эксперта, если, например, электроэнергия вырастет на 30%, то инфляция в стране может повыситься на 1-2 процентных пункта.