Разделы
Материалы

Демографический удар. Сколько беженцев из Украины уже готовы получить гражданство другой страны

Наталья Мичковская
Фото: УНИАН | В то время, как одни ради детей выезжают из Украины, другие ради детей возвращаются

Вследствие полномасштабной войны Украина получила мощный демографический удар и в перспективе проблемы могут только увеличиваться. Новое исследование КМИС выявило удовлетворенность жизнью украинских беженцев за рубежом, условия их возвращения в Украину и желание получить паспорт другой страны.

7% респондентов Киевского международного института социологии (КМИС) признались, что уже имеют гражданство другой страны, а каждый восьмой подал документы и ждет решения. 45% опрошенных говорят, что хотя и не подавали документы, но в целом хотели бы получить гражданство другой страны. Не подавали на гражданство и не планируют этого делать только треть респондентов.

Исследование КМИС: данные отражают настроения

Большинство украинских беженцев в Германии, Польше и Чехии (66%) скорее или полностью удовлетворены своими нынешними условиями проживания в новой стране. Из них полностью удовлетворены 28%, а 38% являются скорее, довольными. Недоволен условиями жизни каждый четвертый (26%).

Такие результаты показал опрос КМИС, проведенный в конце апреля 2024-го по заказу общественной организации Центр стратегических коммуникаций "Форум". Методом онлайн-интервью был опрошен 801 респондент (взрослые граждане в возрасте 18 лет и старше), которые выехали из Украины после 24 февраля 2022 года и сейчас живут в Германии, Польше и Чехии.

"Формально при обычных обстоятельствах теоретическая статистическая погрешность такой выборки с вероятностью 0,95 не превышала 3,5%, — уверяют авторы опроса. — Вместе с тем нужно учитывать отсутствие надежных статистических данных о количестве и расселении украинских беженцев, отсутствие данных об их половозрастной структуре, укоренение отдельных украинских беженцев и, как следствие, меньший интерес к участию в украинских опросах".

Многие украинцы нашли себя за границей и вполне довольны жизнью

Указанные факторы влияют на погрешность, поэтому фактическая погрешность будет несколько выше. В то же время аналитики КМИС считают, что полученные результаты все равно сохраняют значительную репрезентативность и позволяют анализировать общественные настроения украинских беженцев.

Другое гражданство: 7% уже получили, 12% подали документы

Среди респондентов КМИС 7% утверждают, что они уже имеют гражданство другой страны, а еще 12% подали документы и ждут решения. 45% опрошенных хоть и не подавали документы, но в целом хотели бы получить гражданство другой страны. Только треть (34%) ответили, что не подавали на гражданство и не планируют этого делать.

Среди респондентов КМИС 7% уже имеют гражданство другой страны, 12% подали документы и ждут решения, а 45% опрошенных хоть и не подавали документы, в целом хотели бы получить гражданство другой страны

"Вообще считается, что не хотеть возвращаться домой — это социально неодобряемое поведение, однако украинское общество сейчас настолько раздражено и истощено, что на самом деле у нас не одобряются любые действия, — говорит отец четырех несовершеннолетних детей Михаил, который год назад вернулся в Киев. — Мы год прожили в Польше и прошлым летом приняли решение вернуться в Украину. Ни один из моих друзей и знакомых не понял этот шаг. Максимум, во что могли поверить, так это в то, что у меня не сложилось в Польше с работой, поэтому мы и вернулись. Однако с работой у меня было все хорошо, и единственная причина, по которой мы вернулись, — это дети".

Родителям уже сейчас приходится определяться, какое будущее они выбирают для своих детей — украинское или европейское
Фото: УНИАН

Это кажется очень странным: в то время, как большинство ради детей выезжают из Украины, есть люди, которые ради детей возвращаются. Нет ли в этом парадокса?

"Дело в том, что старшая дочь в прошлом году должна была поступать в вуз, младшая должна была пойти в первый класс, а средние дети год учились на две страны, — объясняет Михаил. — И я понял, что пришло время определиться, какое будущее мы выбираем для своих детей — украинское или польское. За год дети почти ассимилировались в новой среде, и, если мы выбирали возвращаться, то "или сейчас, или никогда". Это было очень сложное решение, но мы с женой решили, что хотим, чтобы наши дети жили в Украине".

Тамара, которая уже третий год живет в Эстонии, говорит, что ее желания относительно страны проживания не меняются уже лет 10.

"Я всегда мечтала жить на две страны — полгода в Украине, полгода — в Европе, — признается женщина. — Дистанционная работа и безвиз позволяют это сделать. До войны я пробовала жить по два–три месяца в разных странах, но каждый раз чувствовала "что-то не то" и не могла определиться. Два года в Эстонии сделали эту страну для меня родной. После войны я буду жить так, как мечтала до войны: полгода в Украине, полгода — в Эстонии".

Вероятно вернуться в Украину может половина респондентов, но это является оптимистическим сценарием в текущих условиях

В то же время Светлана, которая живет в Германии, говорит, что уедет домой, как только перестанет получать помощь от страны. "Помощь и медицинская страховка — вот две вещи, которые держат меня в Германии, ведь в начале войны я потеряла работу и у меня диагностировали тяжелое заболевание. Сейчас лечение подходит к концу, поэтому, возможно, я вернусь домой даже до окончания войны".

Сколько вернутся: ожидания пессимистичнее расчетов

Один из актуальных вопросов, который не устают обсуждать аналитики и эксперты, — какая доля украинских беженцев в конце концов вернется в Украину. Понятно, что пока продолжаются масштабные военные действия, любые оценки являются ориентировочными, но все же эти оценки есть.

Точно вернуться в Украину планируют лишь четверть беженцев
Фото: Getty Images

Ответы респондентов ЦЭС относительно планов вернуться в Украину распределились следующим образом:

  • точно планирую — 26,2%;
  • скорее, планирую — 26,3%;
  • скорее, не планирую — 15,8%;
  • точно не планирую — 7,3%;
  • трудно сказать — 24,4%.

Хотя, по этим данным ЦЭС, 52,5% беженцев, которые сейчас находятся за границей, планируют вернуться в Украину, сами аналитики не уверены, что все они на самом деле вернутся. Чем дольше продлится война, тем больше украинцев адаптируются к жизни за рубежом, говорят эксперты. Кроме этого, некоторые из опрошенных ЦЭС (14,7%) отметили, что перспективы для их детей лучше за рубежом.

52,5% беженцев, которые сейчас находятся за границей, планируют вернуться в Украину

Аналитики КМИС также проанализировали ответы своих респондентов и пришли к аналогичному выводу: вероятно вернуться в Украину может половина респондентов. Однако, так же как и коллеги, эксперты отметили, что указанная оценка, скорее, является оптимистическим сценарием в текущих условиях.

"Мы все должны быть заинтересованы, чтобы как можно больше наших граждан вернулись в Украину после вынужденного отъезда за границу, — прокомментировал результаты исследования исполнительный директор КМИС Антон Грушецкий. — Предыдущие опросы КМИС показывали, что абсолютное большинство тех, кто сейчас проживает в Украине, нормально относится к украинским беженцам, которые легально покинули Украину, хотя на фоне роста психологической напряженности и усталости могут усилиться тенденции к критическому отношению".

Что нужно для возвращения беженцев: существует ли алгоритм действий

Чтобы способствовать возвращению граждан и предотвратить дальнейшую миграцию, Украина должна решать три проблемы, которые являются очень важными, считает президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству Василий Воскобойник. Во-первых, это работа — не как физическая занятость, а как возможность зарабатывать достойные деньги. Во-вторых, это жилье, потому что если оно уничтожено, людям негде жить, и они выбирают, где начинать жизнь с чистого листа. В-третьих, это инфраструктура, в которую, в частности, входит и система образования.

Прогнозы эксперта неутешительны: по его мнению, после окончания войны из-за границы не вернутся 60–70% украинских беженцев. Более того, когда откроются границы, усилится трудовая миграция, мужчины поедут к женам и детям.

Когда откроются границы, усилится трудовая миграция, мужчины поедут к женам и детям
Фото: Getty Images

"Уже сейчас правительство должно готовить новую миграционную стратегию нашей страны, — считает Воскобойник. — Речь идет о создании достойных рабочих мест, а также о новых программах активного привлечения трудовых мигрантов и талантливых специалистов из других стран. Без этого восстановления страны просто не будет — на первом месте должны быть люди".

Экономист Андрей Мартынюк соглашается: чтобы люди действительно хотели возвращаться домой, нужно отстраивать пострадавшие регионы, восстанавливать жилье, создавать рабочие места и развивать экономику.

Василий Воскобойник: уже сейчас правительство должно готовить новую миграционную стратегию нашей страны

Ключевые рекомендации для поощрения украинцев возвращаться дали в ЦЭС. В них вошли:

  • сотрудничество со странами Евросоюза по возвращению украинцев после окончания войны;
  • быстрое послевоенное восстановление пострадавших регионов;
  • помощь людям из пострадавших и оккупированных регионов на время восстановления;
  • развитие государственно-частного партнерства;
  • увеличение ресурсов на коммуникацию с соотечественниками за рубежом через дипломатические представительства;
  • упрощение реинтеграции детей к обучению в украинских школах и поступлению украинских выпускников иностранных школ в украинские вузы;
  • обеспечение украинским беженцам возможности свободного перемещения и выбора места жительства, аналогично правам граждан ЕС.

Понятно, что полностью весь алгоритм действий вряд ли может быть реализован, но многое Украине под силу сделать в партнерстве с правительствами стран ЕС, США и Канады. Однако есть еще один вопрос, который пока не имеет ответа, а именно — будут ли сами страны, где сейчас находится большинство украинских беженцев, способствовать их возвращению, или же для экономики ЕС лучшим вариантом будет способствование полной ассимиляции мигрантов из Украины для сохранения трудового ресурса и наращивания своего ВВП.