Дефолт откладывается. Что с госдолгом: кто и когда будет выплачивать валютные долги Украины
Украине недавно удалось достичь договоренностей по реструктуризации суверенных долговых ценных бумаг. Какую сумму долгов теперь придется выплачивать позже, выгодны ли условия реструктуризации долгов и означает ли это отмену риска дефолта для страны, воюющей с агрессором.
Реструктуризация долгов Украины на сумму 23,4 млрд долларов — о такой договоренности с кредиторами сообщило Министерство финансов 22 июля. "После месяцев переговоров и упорной работы с частными кредиторами, МВФ и официальными кредиторами, мы достигли принципиальных договоренностей с Комитетом владельцев еврооблигаций по комплексной реструктуризации нашего внешнего государственного коммерческого долга. Это важный шаг для обеспечения бюджетной стабильности и сохранения финансовых ресурсов Украины, необходимых для продолжения финансирования нашей обороны. Достигнутые договоренности предусматривают уменьшение долга Украины через номинальное снижение стоимости еврооблигаций на 37% на начальном этапе", — заявил министр финансов Сергей Марченко. Фокус исследовал подробно, какие условия реструктуризации и когда придется отдавать эти долги.
Оплатить позже: почему было важно договориться о переносе срока выплат по долгам
Тарас Котович, старший финансовый аналитик группы ICU, объясняет: Украине через неделю надо было делать первый платеж по еврооблигациям, а в сентябре — уже большой платеж по погашению и выплате дохода. Поэтому откладывать договоренности не было возможности.
"Перенос срока погашения был необходим, чтобы оптимизировать бюджет страны во время значительных расходов на безопасность и оборону из-за продолжения активной войны. Ведь два года до этого (то есть, когда было достигнуто соглашение об отсрочке выплат по всем еврооблигациям) почти никто из вовлеченных сторон и не подозревал, что война может затянуться настолько долго. Поэтому в текущих условиях оптимизация бюджетных расходов для концентрации расходов бюджета на сопротивлении агрессору выглядит очень верным решением", — считает Александр Печерицын, директор департамента аналитических исследований Райффайзен Банка.
Минфин проявил даже большую снисходительность к кредиторам, согласившись на какие-то обязательства по долгам, когда война идет на уничтожение, говорит Дмитрий Боярчук
Экономист ЦЭС Максим Самойлюк добавляет: "Украине было важно договориться по двум причинам: высвобождение дополнительных средств на финансирование обороны в ближайшие годы и сохранение положительной репутации для будущего возвращения на частные рынки займов".
Между тем, по мнению исполнительного директора CASE Ukraine Дмитрия Боярчука, достижение договоренностей о реструктуризации было нужно больше кредиторам, чем Украине . "Минфин проявил даже большую снисходительность к кредиторам, согласившись на какие-то обязательства по долгам, когда война идет на уничтожение, когда мы держимся в основном за счет вливаний от западных стран и когда тот же Минфин выходит с предложениями взыскать больше налогов с поврежденной войной экономики. Ситуация такова, что если б мы просто отказались платить по долгам (и вообще обсуждать этот вопрос) до окончания горячей фазы войны, то это бы нормально восприняли вообще без всяких негативных последствий для нас", — считает эксперт.
Условия согласованы. Как эксперты оценивают успешность проведенной реструктуризации долга
Как сообщили в Минфине, после завершения реструктуризации срок погашения еврооблигаций будет продлен: первое погашение на сумму 1,172 миллиарда долларов США состоится в 2029 году. Будут выпущены новые еврооблигации: четыре серии Облигаций A с погашением в 2029, 2034, 2035 и 2036 годах и четыре серии Облигаций B с погашением в 2030, 2034, 2035 и 2036 годах. Купонные платежи Облигаций A: 1,75% в 2024-2025 годах, 4,5% в 2026 — первом полугодии 2027 года, 6% во втором полугодии 2027-2033 годов, и 7,75% начиная с 2034 года и далее. Купонные платежи Облигаций B: отсутствуют до второй половины 2027 года, далее 3% со второго полугодия 2027 года до 2033 года, и повышение до 7,75% с 2034 года и в дальнейшем.
"По моему мнению, это больше условия такие компромиссные, которые, скорее, больше похожи на легализованную очередную отсрочку до последующей реструктуризации, послевоенной, когда будет более-менее понятно что-то по послевоенной экономике, долгу и так далее. Фактически сейчас Украине и списали часть долга (37% номинала), из которых, напомню, что около половины, то есть около 17,5% всего долга, или около 3 млрд долл. из 20 млрд, – это добавленные проценты за 2+ года войны в общую сумму долга на период двухлетней отсрочки выплат", — говорит в комментарии Фокусу аналитик Иван Угляница.
Тарас Котович считает, что договоренность ближе к предложениям кредиторов, сформулированным во время первого раунда переговоров, чем к первоначальному предложению Минфина. "Министерство предлагало списать 25%, а 35% долга сделать условным долгом, то есть он мог быть выплачен только в случае достижения определенных показателей дохода бюджета. В обновленном предложении только 12% текущего долга превращается в условный долг, а 23% суммы долга обменивается на обычные облигации, но без купонных выплат в ближайшие годы. Размер купонных выплат по основным облигациям больше, чем был в первом раунде предложений Минфина, но меньше, чем был в предложениях кредиторов. Срок обращения новых облигаций близок к сроку в первом предложении кредиторов", — говорит эксперт.
Эксперты говорят, что условия реструктуризации больше похожи на некую легализованную очередную отсрочку до следующей реструктуризации, которая будет после войны
А по мнению Александра Печерицына, есть надежда, что параметры долговой нагрузки после реструктуризации будут соответствовать "устойчивости" украинского долга по критериям МВФ в среднесрочном периоде.
Между тем, Дмитрий Боярчук отметил: нет каких-то причин "держать лицо" платежеспособности, когда 2/3 бюджета — за счет иностранных налогоплательщиков. "Прекратить выплаты до окончания активной фазы войны в одностороннем порядке не имело бы для нас никаких последствий. Разве что наши кредиторы, которые давали нам финансирование, настаивали на другом. Но мне об этом не известно", — отмечает он в комментарии Фокусу.
Дефолта не будет? Избежит ли Украина угрозы объявления дефолта по долговым обязательствам
По данным Минфина, на конец мая 2024 года государственный долг Украины составлял 143,15 млрд долл. При этом, внешний государственный долг составлял 102,75 млрд долл., а внутренний — 40,40 млрд долл. США.
По мнению Тараса Котовича, пока нет необходимости в каких-либо других реструктуризациях долга. "Официальные кредиторы отсрочили выплаты до 2027 года, поэтому вопрос дальнейшей судьбы этих долгов будет решаться уже ближе к завершению отсрочки. Реструктуризация внутреннего долга вряд ли будет когда-то актуальной. Долги перед МФО Украина выплачивает вовремя, как и получает от них помощь", — говорит эксперт.
Однако потребность в реструктуризации возникнет все равно. "С 2029 года дальше амортизация долга предполагается очень быстрая, которая потребует, скорее всего, новой реструктуризации, притом значительно раньше", — отмечает Иван Угляница.
Избежать дефолта Украине удалось, но технически объявить о нем придется все равно, говорят опрошенные Фокусом эксперты. Украина объявит о моратории на платежи по реструктуризированным долгам (на что уже дала разрешение Верховная Рада), чтобы иметь необходимое время на юридическое оформление всех договоренностей с кредиторами, объясняет Максим Самойлюк. И добавляет: принципиальное согласие на это есть, поэтому можно сказать, что фактического дефолта удалось избежать.
Дмитрий Боярчук отметил: дефолт — это неспособность обслуживать долги и занимать на рынке. "Мы не можем обслуживать свои долги и не можем занимать на рынке. С февраля 2022-го мы фактически в состоянии постоянного дефолта. Продолжаем функционировать без галопирующей инфляции, потери депозитов и валютного шока только за счет внешней поддержки. То, что Минфин вел переговоры с кредиторами, когда страна в таком состоянии, то это был большой и щедрый реверанс в сторону кредиторов", — отмечает эксперт в комментарии Фокусу.
В будущем высока вероятность, что отдавать реструктуризированные долги Украина будет через привлечение новых долгов. "Условия реструктуризации долга четко отражают ожидания всех сторон соглашения, что, когда наступит основной срок обслуживания новых еврооблигаций (2034-2036 годы), украинская экономика будет находиться в стадии восстановления и развития, а самое главное, будет иметь возможность эффективно привлекать новое финансирование с международных рынков капитала. Именно это и должно стать основным источником выплат по реструктуризированным обязательствам", — резюмировал Александр Печерицын.