Топливо подорожает. Каких последствий ожидать из-за прекращения транзита в ЕС нефти "Лукойла"
Падение мировых цен на нефть, длившееся четыре дня подряд, остановилось. 6 августа стоимость эталонных нефтяных марок уверенно выросла. Ближневосточные обострения, с которыми связывали состояние на биржах, влияют на нефтяные котировки. Однако для Украины, которая прекратила транзит нефти "Лукойла", есть еще один угрожающий фактор.
После снижения по итогам трех предыдущих сессий котировки октябрьских фьючерсов на эталонный сорт нефти Brent, на лондонской бирже ICE Futures увеличились на 1,03 доллара (на 1,35%) и уже составляют 77,33 доллара за баррель. Накануне эти контракты подешевели до 76,30 доллара за баррель. Об этом свидетельствуют данные enkorr. Фокус выяснил, чего следует ожидать от таких колебаний Украине и не добавит ли проблем конфликт с Венгрией и Словакией относительно поставок нефти российской компании "Лукойл".
После стремительного падения цена нефти снова пошла вверх: что происходит
Вместе с Brent выросла цена фьючерсов на нефть WTI. Утром 6 августа стоимость была на 1,2 доллара (на 1,65%) выше предыдущей и достигла 74,14 доллара за баррель. Днем ранее эти контракты подешевели на 0,58 доллара (на 0,8%) и стоили 72,94 доллара за баррель.
Вместе с Brent выросла цена фьючерсов на нефть WTI
По данным международного экономического статистического онлайн портала Trading Economics, к повышению котировок побудили несколько факторов:
- сохраняющиеся риски перебоев с поставками топлива из-за растущей напряженности на Ближнем Востоке;
- приостановление добычи на крупнейшем в Ливии нефтяном месторождении Sharara из-за проблем с безопасностью. Максимальная производительность Sharara составляет 320 тыс. баррелей в сутки;
- давление решения группы производителей ОПЕК+, которые должны придерживаться своего плана поэтапного добровольного сокращения добычи с октября, что означает, что поставки вырастут позже в этом году.
По словам заместителя директора научно-технического центра "Психея" Геннадия Рябцева, обострения на Ближнем Востоке действительно имеют влияние на ситуацию с нефтью, однако временное.
"Тенденция к откату цен до семимесячных минимумов является следствием того, что те прогнозы, которые давали отдельные аналитики по увеличению объемов спроса и сокращению предложения, не имели под собой никаких оснований. То есть спрос не растет, а предложение, скорее всего, будет и дальше увеличиваться, поскольку все государства ОПЕК+ уже думают, как бы отменить те добровольные ограничения, которые они на себя взяли. Ведь при тех ограничениях на добычу заработать больше не получается. А поскольку спрос не растет, а предложение, как бы, собираются увеличить, то и сами цены на нефть (о котировках речь не идет) начали снижаться", — пояснил Рябцев в комментарии Фокусу.
Ближневосточные обострения лишь временно влияют на котировки. Тенденция к откату цен к 7-ми месячным минимумам является следствием того, что те прогнозы, которые давали отдельные аналитики относительно увеличения объемов спроса и сокращения предложения, не имели под собой никаких оснований
Котировки же, по его словам, безусловно, реагируют на все события, которые происходят в экономике и политике, ведь все это являются хорошими информационными поводами, которые на руку не столько производителям или экспортерам нефти, сколько биржевым игрокам.
"Это не фундаментальные факторы, а те, которые могут повлиять только в краткосрочный период времени. Если же говорить о долгосрочном, то фундаментальным фактором является ситуация с отсутствием роста спроса, однако не предложения. Поэтому интервал в 76-78 доллара за баррель, вероятно, мы все же будем иметь", — пояснил эксперт.
В то же время, по его мнению, котировки уже давно не отражают реального соотношения между спросом и предложением, а формируются крупнейшими игроками рынка в личных интересах.
Прекращение транзита нефти "Лукойла": что теперь
23 июля министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил, что Венгрия будет блокировать выплату Украине 6,5 млрд евро из Европейского фонда мира, пока Киев не разрешит российскому "Лукойлу" транзит нефти по трубопроводу "Дружба". Вслед за Венгрией возмутилась Словакия. Там даже намекнули на то, что помощь Украине с поставками электроэнергии может прекратиться.
Однако такая реакция стран выглядит более политическим вызовом, чем экономическим.
"Думаю, "Лукойл" предоставляет очень большие скидки венгерской компании MOL. Не знаю, чем это обусловлено. Возможно, есть какие-то интересы "Лукойла" в Восточной Европе, поэтому настолько "вцепились" именно в лукойловские поставки венгерские компании. Европейская комиссия говорит, что нет никаких препятствий для передачи нефтяного сырья в MOL каким-то другим маршрутом, например, хорватским. Но введение санкций в отношении российской компании рассматривается венгерским правительством, как еще один повод для того, чтобы вытрясти из ЕС какие-то очередные преимущества, скидки и тому подобное. Фактически Венгрия сейчас шантажирует ЕС, ожидая определенные преференции для развития собственной экономики, с которой там не так уж и хорошо. Поэтому Венгрия использует украинский фактор исключительно с этой целью. Никаких препятствий для поставок нефтяного сырья на заводы компании MOL как в Венгрии, так и в Словакии, нет", — прокомментировал Фокусу ситуацию Геннадий Рябцев.
Венгрия и Словакия вместе получают от компании "Лукойл" примерно 4,5 миллиона тонн нефти ежегодно. Прекращение поставок этой нефти по нефтепроводу "Дружба" теоретически может привести к подорожанию стоимости нефтепродуктов внутри этих стран. Поскольку Украина импортирует нефтепродукты, в частности из Венгрии, то и для украинских трейдеров цены могут повысить. Однако пока эксперты говорят, что основное повышение цен на бензин и дизель состоится в сентябре и будет связано с новыми акцизами, утвержденными Верховной Радой.
Ранее Фокус писал, что Верховная Рада приняла во втором чтении изменения в Налоговый кодекс, касающиеся внедрения положений актов права Европейского Союза относительно акцизного налога. В законопроекте предусмотрено поэтапное повышение акцизов на различные виды топлива до 1 января 2028 года. На конечном этапе акциз на бензин составит 359 евро за 1 000 л, на дизельное топливо — 330 евро за 1 000 л, на сжиженный газ — 70 евро за 1 000 л. Закон должен вступить в силу 1 сентября 2024 года.
Напомним, в Венгрии заявили, что они вместе с Россией работают над возобновлением поставок нефти ОАО "Лукойл" после того, как Украина в июне ввела более жесткие санкции против компании.