Разделы
Материалы

Жизнь солдат или потеря позиций: оправданы ли непростые приказы командиров на фронте, — эксперты

Серафима Таран
Фото: Генштаб ВСУ | Фото иллюстративное. Эксперты считают, что Украина может победить, если будет применять более интеллектуальный подход

Военное командование критикуют за нерациональный подход — нередко ради сохранения позиций любой ценой они жертвуют сотнями жизней солдат. Фокус выяснил, можно ли на войне не делать подобный выбор.

Военный психолог Андрей Козинчук рассказал, что комбригов ВСУ часто наказывали за потерю позиций, давая приказ удерживать их любой ценой.

"Если ты сохранил позицию, но при этом 200 человек были ранены или погибли — тебе за это ничего не было. Немного были странные приоритеты. Это не значит, что надо сдавать позицию за позицией, до Днепра дойти. Но надо поговорить про формулу другую. И потом были снова популистские приказы. "Сохранить каждую жизнь солдата", — это в Facebook и Youtube говорили. А лично говорили: "держать любой ценой, мне по барабану, сколько ты людей положишь. И это было несовсем правильно", — сказал Козинчук.

Он добавил, что терять людей и сохранять позиции — это не вопрос этичности, а вопрос эффективности.

"Если стать цинником до конца, я не знаю, кто писал фразу Главкому, но это правда — позиции можно отбить", — отметил Козинчук.

Дисциплинарные взыскания за потерю позиции

В беседе с Фокусом военный психолог Андрей Козинчук отмечает, что ситуация постепенно меняется, и сейчас командиров бригад уже "не бьют палкой" за потерянные позиции.

"Никто никому не говорил, что солдаты ничего не значат, а позиции важны. Солдату о таком не отчитываются, но в частных разговорах звучало, что позиции держать любой ценой. Аргументация была в Бахмуте. Потому что там был Пригожин, и нужно было изматывать врага. Сейчас не знаю, насколько изменилась политика, относительно ценности жизни солдата. Существенных изменений сильно невидно, но комбригов перестали палкой бить за потеряные позиции. Хотя раньше они получали за это дисциплинарные взыскания, в том числе мой комбриг", — говорит Фокусу военный психолог.

Козинчук добавляет, что формула, которую хотелось бы применять на войне, сложнее, чем выбор между жизнью солдата и удержанием позиций любой ценой.

"Есть позиции, за которые нежалко жизни, потому что мы можем "навалять" российской бригаде. Но заявления о том, что мы сильно ценим жизнь солдата, пока подтверждения не находят. Если мы ценим их жизни, то почему не присылаем им замену? С каждым месяцем эффективность солдата падает, мы можем бессменно 100 лет воевать, но эффективность будет постоянно снижаться. И на "марафоне" нам могут рассказывать, что мы молодцы, но это не поможет победить. Мы все надеемся, что у военного руководства есть план. Хотелось бы знать об этом", — добавляет Козинчук.

По словам экс-нардепа, военнослужащего ВСУ Игоря Луценко, на войне не придется выбирать между сохранением жизней или позиций только в том случае, если наша армия будет превосходить противника в ресурсах — технологических или человеческих.

"Мы сейчас находимся в ситуации, когда на нас идет давление, и мы должны делать выбор — позиции или люди. Но выбор этот искуственный. По логике у нас должна быть четкая концепция, как мы воюем. И если в нашем стратегическом замысле нужно продержаться полгода, а потом выйти на переговоры — а это очень похоже на правду, в такой концепции у командиров есть искушение жертвовать людьми, ради каждого населенного пункта, чтобы усилить переговорные позиции. Если же замысел в том, чтобы воевать в долгую, но каким-то образом победить, тогда в приоритете сохранять жизни. Но у нас сейчас нет понимания, что мы делаем, воюем, как придется. Кому-то дороже территории, кому-то — люди. Я бы так объяснил, что сейчас происходит", — рассуждает эксперт.

Нужно делать ставку на интеллект

Критика в адрес нерациональных приказов командования звучит давно. Так командир роты 206-го батальона 241-й бригады ТрО Роман Кулик заявлял, что военное руководство не может объективно оценить способности личного состава на фронте и ставит перед бойцами фантастические задачи. А парамедик Екатерина "Пташка" Полищук жаловалась на действия командира 59-й отдельной мотопехотной бригады имени Якова Гандзюка Богдана Шевчука, которые, по ее мнению, привели к потерям на фронте. При этом в Верховной Раде во всем винят исключительно генералов старой закалки, которым безразличны жизни солдат, и которые раздают задания лишь для отчетности.

"Это все эйджизм — про старую и новую школы. Я вижу молодых командиров с налитыми кровью глазами, которые бросают солдат без разбора в бой. Удобно верить, что проблема в возрасте. Но проблема в обучении", — отмечает Козинчук.

По его словам, если учесть, что у Украины меньше ресурсов, чем у РФ, победить можно только интеллектом.

"Надо менять стиль управления, сделать ставку на интеллект. Я не могу, конечно, включить "зраду" и говорить, что все плохо. Но пока мы топчимся на месте. Как пехота сидела в окопах раньше, так и сидит", — добавляет Козинчук.

По мнеию эксперта, внедрением интеллектуальной составляющей в армию должны заниматься теоретики войны. И даже если для изменений понадобится год или два, оно того стоит, потому что сейчас война идет на изнеможение.

Фокус ранее писал, эффективно ли действуют высокопоставленные командиры ВСУ и стоит ли их критиковать во время большой войны.

Фокус также отмечал, как улучшить эффективность командования и почему эта проблема общая для армии.