Битва "советов" и нового поколения. Кем заменить "старых" генералов и не грозит ли ВСУ анархия

Александр Сырский, Владимир Зеленский
Фото: LRT | Генерал-полковник Александр Сырский командует ВСУ с февраля 2024 года

В Верховной Раде обвиняют генералов старой закалки за неумение решать проблемы в армии. Самоубийственные задания солдатам раздают лишь для отчетности. Фокус поговорил с военными экспертами, чтобы выяснить, эффективно ли действуют высокопоставленные командиры и стоит ли их критиковать во время большой войны.

Советские генералы, известные безразличностью к жизни солдат и жесткими приказами, прочно засели в системе Вооруженных сил Украины. Стиль их управления довел ситуацию до критического уровня, из-за чего войска РФ продвигаются на линии фронта, заявила в интервью The Times заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки, народный депутат Марьяна Безуглая.

"Имеем деградировавшую и гибридную версию советчины с коррупцией и кумовством. Одна из главных проблем советских генералов — их неуважение к истине. Когда случается что-то плохое, они стараются это скрыть. Если вы говорите о реальных проблемах, вы попадаете под давление", — объясняет нардеп проблему.

Военачальники давали солдатам самоубийственные задания лишь для отчетов о попытках возврата захваченных российскими войсками территорий. Показательной выглядела история с отправленным в отставку командующим Объединенными силами ВСУ и оперативно-стратегической группировки войск "Хортица" Юрием Содолем. Во время прорыва армии РФ к Торецку, по данным Безуглой, командующий "пьянствовал в ресторане "Облака" в Одессе".

О "битве" разных поколений в армии говорит и военный-аероразведчик, экс-нардеп Игорь Луценко. Речь не о возрасте, а о менталитете, бороться приходится не за тактические или стратегические цели, а за принципиальный шанс Сил обороны добиваться успехов.

"Это борьба двух культур. Одна пришла к нам через Россию — принуждение и репрессии, тирания одного лидера и бесправие остальных. Другая — наша и частно западная, когда страна является территорией договора свободных людей, когда война — дело личного выбора", — замечает он.

Кем заменить советских генералов?

"Старых" военачальников следует заменить командирами бригад, имеющих боевой опыт с 2014 года. Все они должны быть будущим Сил обороны Украины, но им устроили "стеклянный потолок", считает Марьяна Безуглая.

По ее оценкам, перед началом полномасштабного вторжения России сотрудничество Запада с украинской армией было поверхностным и не привело к необходимым структурным реформам. Такое положение дел было удобно для всех сторон.

"Провели какие-то учебные курсы, заявляли о стандартах НАТО, но почти ничего не изменилось. Оружие и боеприпасы — приоритет для ВСУ, без них нас бы не существовало. НАТО следует больше настаивать на изменениях в системе [ВСУ]", — делится она мнением.

Игорь Луценко также считает, что война с Россией, начавшаяся с 2014 года, породила замечательных и эффективных военных лидеров, но "негодяи, проявившие себя с худшей стороны, взяли реванш и они определяют порядки в ВСУ".

"Молодые (не всегда возрастом, а всегда душой) люди стремятся воевать и побеждать, старые (часто только по мировоззрению, а не годам) хотят любой ценой оставаться на должностях и командовать подчиненными. В том числе и ценой нашей победы", — полагает военный.

Личная оценка эффективности. Как навести порядок в генералитете ВСУ

Система управления армией — одна из сложнейших систем, оценивать морально-деловые и профессиональные качества генерала и командующего любого уровня необходимо лично. Вешать ярлык "советчины" на всех подряд — не путь к поиску истины, говорит в беседе с Фокусом полковник запаса, экс-спикер Генерального штаба ВСУ Владислав Селезнев.

"Многое на фронте зависит от понимания ситуации и способности организовать подчиненные силы и средств. Оценка каждого военного руководителя часто складывается из того, насколько военные готовы идти вслед за ним. Кто-то из генералов — как отец для солдата, другие позволяют себе ужасное отношение", — рассуждает полковник.

Пример руководителя нового поколения, по его мнению, является Василий Зубанич 1983 года рождения. Карьеру он сделал после начала войны на Донбассе в 2014 году, командовал 10-й отдельной горно-штурмовой бригадой до 27 ноября 2020 года. Вокруг него также создали волну негатива: Безуглая писала, что в военных кругах Зубанич получил славу "кровавой знаменитости".

"В свое время провалил оборону Харьковщины в 2022 году, затем — Лисичанск, далее руководил ключевым направлением южного контрнаступления в 2023 году: все истории об утилизации Bradley и штурмы людьми укреплений и минных полей за Ореховым — о нем. Этот черт не только не сидит, а снова после небольшой паузы получил равнозначную должность", — замечала она.

В то же время, как говорит Селезнев, 59-летний главный инспектор Министерства обороны Украины и бывший командующий Военно-морскими силами Игорь Воронченко в генеральском звании более 10 лет, но его считают взвешенным профессионалом.

"Всегда надо смотреть на показатели военной эффективности. Критерии оценки генералов из сферы бизнеса не применимы. К сожалению, кадровая политика в ВСУ — ахиллесова пята", — добавил аналитик.

Комиссары возвращаются?

Существует опасность критики военного командования в условиях большой войны. Военный эксперт Дмитрий Снегирев предостерегает от обсуждения института подчинения и приказов в армии, так как появляется риск ее дезорганизации.

Обсуждениями проблем в генералитете отвлекают общественное внимание от тотальной коррупции на строительстве фортификаций на востоке Украины. Ответственность за провал на фронте в будущем могу переложить на плечи военных, поэтому в проблемных делах фигурирует ряд генералов, добавляет аналитик.

"Замена вышестоящих командиров по принципам времен гражданской войны 1917-1921 годов, когда вопрос целесообразности назначения решал "солдатский совет красной гвардии", это полный нонсенс. Прецедент опасный, он закончится введением института комиссаров красной армии", — замечает Снегирев.

Комиссара назначали в подразделение, часть, соединение или бригаду. Он выполнял роль спецпредставителя от политического руководства или правящей партии страны. Комиссар вел политический надзор за военным командованием и личным составом.

"Если нужна победа над врагом, приказы не обсуждаются. Но в случае задачи по дезорганизации армии можно ставить под сомнение и критиковать действия высшего военного начальства, обсуждать целесообразность приказов", — подытожил эксперт.

Напомним, издание The Economist в конце мая 2024 года писало о недоверии президента Владимира Зеленского военным отчетам и получении ограниченной информации с фронта.

Зеленский в 8 феврале 2024 года назначил нового главнокомандующего ВСУ, им стал генерал-полковник Александр Сырский. Марьяна Безуглая написала на него заявление в Государственное бюро расследований за препятствование ее депутатской работе.