Украина заслужила войну? Угроза вторжения висела еще при Кравчуке из-за амбиций РФ
"Нынешняя война для России как оскорбленной и "обкусанной" империи, имеет действительно экзистенциальный характер. Здесь — или пан, или пропал. Не начать ее сейчас, это значит — заведомо обречь себя на стратегическое поражение и исчезновение с геополитической шахматной доски. А так — чем черт не шутит, а ну как выгорит авантюра!". Мнение
Война была неизбежной, начиная с 19 августа 1991 года, когда в Москве власть захватил ГКЧП, а к председателю Верховного Совета УССР Кравчуку срочно прибыл генерал Варенников с ультиматумом. В этот день весь Киевский военный округ был приведен в готовность номер 1.
Кравчук не поддержал мятежников, но и не выступил против, пытаясь пробежать между капельками. Впрочем, это не помогло бы, если бы ГКЧП удержался у власти хотя бы две недели: в Киев бы вошли танки, повторяя Прагу 1968 года.
Это могло произойти еще раньше — в 1990 году, когда Народный рух готовил стотысячное шествие с сине-желтыми флагами, и из Москвы поступила команда — всеми силами не допустить этого, вплоть до ввода в Киев войск и расстрела "петлюровцев" из пулеметов. Политбюро ЦК КПУ не рискнуло принять такое решение и сбросили его на столичные райкомы партии — "пригласить" войска в столицу должны были "рядовые" коммунисты. Однако на пленумах райкомов идея вооруженного подавления демонстрации не была поддержана. И благодаря этому Украина тогда избежала войны.
Война могла начаться в дни "мешковщины" в Крыму — попытки сепаратистов присоединить Крым к России, поставив удобного "президента полуострова". И потом — как продолжение кризиса вокруг косы Тузлы...
Война все время висела над нами грозовой тучей.
Потому что проект "Советская Украина", созданный коммунистами СССР в 1922, предусматривал, что эта национальная республика будет стопроцентно лояльной к советской России.
Были задействованы все факторы, чтобы предотвратить любую ориентированность мощного промышленного востока страны на Киев — вся тяжелая промышленность и угледобывающая отрасль были напрямую, в обход республиканского правительства, подчинены Москве, был насильно изменен национальный состав этих регионов, лучшие хозяйственные и научные кадры из восточных городов вывозились в Москву. Еще и в качестве "якоря" к республике добавили русскоязычный Крымский полуостров...
После обретения Украиной независимости этот, коммунистический проект оказался на грани излома и мог просуществовать дальше только в статусе послушного сателлита России.
И Кравчук, и позже Кучма, очевидно, понимали это, поэтому "оттягивали" Украину от России очень медленно, почти незаметно для кремля.
Именно так сегодня поступают политические элиты бывших среднеазиатских республик СССР — делают два шага вперед, а потом — один назад. Надолго хватит их хитрости? Скоро ли кремль поймет, что теряет их навсегда? Это неизвестно, но выиграть какое-то время до вторжения это молодым национальным государствам помогает.
Могла бы Украина и дальше идти этими безопасными окольными путями?
Могла, если бы в государстве установилась квазидиктатура с ограничением прав и свобод, вроде назарбаевской. Однако нетерпеливое украинское общество не захотело выжидать. И уже в 2004 году, кремль начал готовиться к войне.
После Оранжевого майдана гонка перешла в спурт — Украина отчаянно убегала от объятий "старшего брата", тот пытался поймать и насильно вернуть беглянку...
Даже приход Януковича ничего не изменил. Таймер уже был включен, и, думаю, Путин непременно напал бы и на Украину Януковича. Это было для кремля даже безопаснее, потому что тот быстро подписал бы капитуляцию.
Началась бы широкомасштабная война, если бы Украина была лучше вооружена, уберегла от массовых диверсий арсеналы, в которых сгорело до трети боезапаса украинской армии; если бы не продавала стратегические бомбардировщики и остов нынешнего китайского авианосца; если бы не пилила на металлолом танки и бюджет для развлечений элиты?
Думаю, началась все равно бы. Даже в том случае, если бы Украина имела ядерное оружие и сплошных патриотов-бандеровцев во власти.
Потому что нынешняя война для России как оскорбленной и "обкусанной" империи, имеет действительно экзистенциальный характер. Здесь — или пан, или пропал. Не начать ее сейчас, это значит — заведомо обречь себя на стратегическое поражение и исчезновение с геополитической шахматной доски. А так — чем черт не шутит, а ну как выгорит авантюра!
Был бы у власти не Путин, а покойный генерал Лебедь, или неудачник-вице-президент Ельцина Руцкой, или Пригожин, или Шойгу, или даже Навальный — война была неизбежной, тут — к гадалке не ходи, цивилизационные карты иначе не могли лечь.
Возможно, даже, что то, что Путин поспешил, нам в конце концов поможет победить. И его уверенность в слабости Украины сыграла нам на руку, потому что россияне рассчитывали на легкую прогулку в Киев и попали в сети собственной самоуверенности.
Если полистать страницы мировой истории, то окажется, что ни одна страна, на которую напал агрессор, не была в полной мере готова к войне. Потому что агрессор всегда знает, когда начнется война. А его жертва может только догадываться.
А особенно это касается молодых национальных государств, элита которых наивно считает, что формальный акт о получении независимости как и какие-то будапештские меморандумы эту независимость на века охраняют.
Все произошло так, как не могло не произойти — рано или поздно.
Если мы и заслужили этого тяжелого испытания, то только тем, что украинское общество не захотело оттянуть войну во времени, лавируя на грани подхалимства, как Грузия Иванишвили. Не захотело идти в рабство, как Беларусь Лукашенко, и попрошайничать, как Армения Пашиняна. Не отказалось от ЕС и НАТО в 2013-м ради Тайожного союза, не согласилось сдаться в феврале 2022-го.
Видимо, такие испытания от Бога еще надо заслужить.