Мобилизация превратилась в иллюзию: как Украина получила "самую благополучную" войну в истории
Мобилизация оказалась в ловушке иллюзий, поразивших украинское общество, констатирует аналитик Сергей Фурса. Значительная часть общества пытается жить, будто никакой войны нет — но это жестокий самообман, и очень опасный.
Мобилизация в ловушке иллюзий
Что представляет опасность для урожая огурцов у вас на даче: паводок или нехватка удобрений? Если кто-то скажет, что нехватка удобрений опаснее, то вы покрутите пальцем у виска. Ну потому что действительно, какая разница, есть ли у вас удобрения, если все смоет к черту. Как у орков в Орске.
Но почему-то половина украинцев говорит, что самой большой угрозой для существования страны является коррупция. А уже потом война. И воспринимают это как рациональное мнение. Хотя если Украина проиграет войну, то уже неважно, что там будет с коррупцией.
Коррупция может замедлять развитие. Но война просто все обнуляет. И это очень хорошо видно по ответам бизнеса относительно угроз, который он, бизнес, для себя видит. На первом месте война. Потом — нехватка рабочей силы. Потом еще много чего. И лишь в конце списка коррупция. Даже несмотря на то, что давление силовиков на бизнес и желание заработать для своих талантливых жен всем очевидно. Но война — это экзистенциальный вызов. А коррупция — нет. Да, без коррупции мы были бы богаче. Да, с верховенством права у нас было бы гораздо больше инвестиций. Но это будет важным после войны.
Поэтому обществу надо проснуться. А власти наконец перейти к непопулярным шагам. Нельзя быть популярным во время войны. Нельзя принимать приятные решения. Это как кормить пациентов конфетами во время рака, когда нужна химия. Это, конечно, приятно, но болезнь не лечит. Нельзя делать закон об усилении мобилизации, который должен стать кнутом, таким импотентным. Потому что что он тогда даст? Кого заставит не прятаться от ТЦК? Или кто-то думает, что создать проблемы для украинцев за рубежом по переоформлению паспорта — это метод заставить их вернуться в Украину? И да, кнут выглядит неприемлемым, когда в стране самая большая проблема — это коррупция. Но вполне уместен, когда это война, во время которой войско испытывает нехватку людей.
И власть, и общество стали заложниками замечательной экономической ситуации во время войны. Что стало возможным благодаря западной поддержке. Бляха. Годовая инфляция в Украине — 3.2 процента, что меньше, чем в Штатах. Да-да, инфляция минимальная, за год даже цены на любимые яйца упали на 34 процента. Такого не было никогда во время таких войн. Никогда. Нигде в мире. И можно бросаться какашками в сторону западных партнеров, когда они из-за боязни эскалации чего-то не делают, а можно понять, где бы мы сейчас были без их помощи.
Но эта помощь создает иллюзию, что войны нет. И люди начинают беспокоиться о коррупции, а не о войне. Тем более, как говорят психологи, это позволяет людям снять с себя ответственность. Потому что если война — это самая большая проблема, то почему же я против мобилизации. А если коррупция, то все просто, то о справедливости можно поговорить, и под ширмой этого скрывать свое абсолютно естественное желание, естественный страх, избегать службы в армии. Потому что если бы в экономике все было, как обычно во время войны, с бешеной инфляцией, обнищанием, едой по талонам — то на войну было бы трудно не обращать внимания. А когда инфляция, как в США и зарплаты растут, карьера не стоит на месте, а магазины полны импортных товаров, то война как-то перестает быть проблемой. Твоей личной проблемой.
Но это — иллюзия. Очень опасная иллюзия.
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.