Дорогой и дешевый бензин. За счет чего АЗС могут снижать цену топлива
Не стоит слишком доверять тем, кто соблазняет вас дешевым бензином, предупреждает эксперт топливного рынка Сергей Куюн. Он обращает внимание на три главных способа оптимизации цены топлива, распространенные в Украине.
Какова стоимость дешевого бензина?
Разлета цен на колонках в 10–15% вы не увидите нигде в Европе, где цены могут отличаться на 1–2 "евро-копейки". Исключение — "холодные" АЗС или станции самообслуживания, где цена меньше за счет отсутствия персонала, но это до 2 грн/л на наши деньги, а не 7–8 грн.
Почему же у нас такое? Систематизируем основные методы "оптимизации" стоимости горючего. Если кратко, то все эти чудеса — от отсутствия надлежащего технического и налогового контроля со стороны государства.
1. Неуплата налогов. Я систематически показываю налоговую нагрузку по сетям АЗС. Правило одно — у сетей с минимальными ценами на топливо минимальная налоговая нагрузка и наоборот. Разница в налогах между "социально ориентированными" и "дорогими" АЗС — в среднем 2 грн/л.
Большинству клиентов этот фактор безразличен, потому что речь идет о собственном кармане. Хотя по факту, у них незаметно забирают эти деньги из другого кармана.
2. Качество (читай "бодяга"). Касается преимущественно бензина, потому что набодяжить дизтопливо сложно (хотя некоторые барыги умудряются отметиться и здесь, добавляя дизельную фракцию с мини-НПЗ). Лабораторные проверки "социального" бензина, которые мне приходилось видеть в последнее время, свидетельствуют о добавлении 10–15% спиртов — легкого соединения, которое увеличивает не только объем продукта, но и расход топлива. В своих расчетах я оценил перерасход в скромные 7,5% (4 грн/л), хотя приходилось слышать оценки на уровне 10–12%.
Стоимость ремонта машины я не учитывал, потому что это очень индивидуально.
3. Недолив. К сожалению, жалоб на это явление, которое, почему-то мне казалось, навсегда осталось в 90-х и "нулевых", в последнее время становится все больше. Точечные замеры говорят о том, что наиболее часто и наиболее объемно недоливы практикуются на так называемых "бочках". Оно и не удивительно, ведь это полностью нелегальные объекты, которые никто не контролирует. Свою непривлекательность надо перекрывать привлекательной ценой, а потому пускаются они во все тяжкие. Достигают недоливы 2–3%, благодаря чему цена "улучшается" на 1–1,5 грн/л.
Бочки и зачуханные АЗС по посадкам и в промзонах также могут продавать дешевле за счет отсутствия инвестиционной составляющей, что фактически означает "экономию" на безопасности этих априори не очень безопасных объектах.
Итак, если просуммировать все факторы "оптимизации", а фактически намахивания государства и потребителя, то "дешевое" топливо уже не выглядит таким уж и дешевым. По факту, оно стоит столько же или даже дороже, чем в известных национальных сетях. Соответственно "дорогое" топливо не выглядит таким уж и дорогим. АЗС, которые торгуют "дешевым" топливом и фактически без классической наценки, зарабатывают на недоливах и неуплате налогов до 3,5 грн/л на дизеле и до 7,5 грн/л на бензине, который к тому же и бодяжат.
Резюме: не рекомендую верить в чудеса. Эти фокусы заключаются либо в обворовывании государства, либо в обворовывании самого потребителя. Но по большей части — всех сразу.
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.