Конец света или поддержка ВСУ: к чему приведет рост цен на бензин, дизтопливо, автогаз
Ожидаемое повышение акцизов на топливо вызвало настоящую панику в соцсетях. Но экономист Сергей Куюн просит не ждать никакой катастрофы и радикального роста цен — и предлагает считать это просто видом помощи ВСУ.
Повышение акцизов: считайте это донатами на ВСУ!
В СМИ началась кампания по запугиванию последствиями повышения акцизов на топливо. Вчера вечером по телеграмм-каналам-миллионникам прокатилась синхронная волна о подорожании бензина до 75-80 грн/л.
У меня остался один вопрос: а почему не до 100 грн за литр? Ну это же намного лучше, чем 75-80.
Действительно, тема важная, поэтому хочу ответить на наиболее распространенные вопросы, которые задают мне на "акцизную" тематику.
Итак:
1. На сколько вырастут цены
Не факт, что они вообще вырастут. Первый этап повышения акциза, запланированный на 1 июля (если правительственный законопроект одобрит Рада) в пересчете увеличивает налоговую составляющую в бензине на 1,5 грн/л, дизтопливе — 2 грн/л, сжиженном газе — 5,5 грн/л. Но.
Цена на топливо состоит из нескольких составляющих. Налоговая составляющая значительная, но не самая большая. Основная — это закупочная стоимость, читай, мировая цена. Например, если бы закон стартовал сегодня, то по дизтопливу вообще бы никто не увидел изменений, потому что здесь цена падает из-за хорошей внешней конъюнктуры.
Думаю, не было бы особо заметных изменений и по бензину.
А вот повышения на автогаз действительно не избежать, потому что "проглотить" 5,5 грн/л трудно.
Так что все будет зависеть от рыночной ситуации на момент введения новых акцизов. Если рынок будет падать, по бензину и ДТ пройдет незаметно. Если будет расти, почувствуем. Но, за март-апрель топливо подорожало на 5 грн/л без каких-либо акцизов, в мае дизель уже сбросил пару гривен. То есть это обыденные колебания, которые многие даже не замечают. Другая история с LPG, об этом далее.
2. Почему такое неравномерное поднятие на разные марки горючего?
Справедливость — запрос на нее сегодня самый большой. Новые предложенные акцизы как раз об этом. Они предусматривают, что за каждый километр пути все будут платить одинаковый налог независимо от вида топлива. Не будет так, что тот, кто на бензине, обеспечит четыре бронежилета, а кто на газу — один. Все должны быть равными, особенно сегодня.
Сжиженный газ почти 15 лет пользовался "акцизной" льготой. Образовался "топливный" офшор, с бензина люди начали переходить на газ, лишая бюджет огромного объема налогов. Как у любой льготной программы, у этой тоже должен был быть конец, именно это и происходит.
Потребители сжиженного газа должны поблагодарить государство за многолетнюю поддержку и десятки миллиардов гривен, которые удалось сэкономить за эти годы. Эти деньги позволили кому-то повысить эффективность бизнеса, кому-то — просто сэкономить семейные бюджеты.
А теперь сюрприз: несмотря на выравнивание акциза с бензином, сжиженный газ и в дальнейшем будет гарантировать экономию потребителям! Сегодня цена на него составляет 47% от бензина, а будет составлять 55-57%. Конец света отменяется.
3. Что же будет с аграриями?!
Это "село погибает" мы слышим 25 лет, а между тем, аграрка незаметно превратилась в локомотив нашей экономики! Да, сейчас для всех тяжелые времена, но говорить о катастрофе — это, мягко говоря, преувеличение. Это уже не та аграрка с советскими тракторами, которые жрали солярку, как не в себя. Топливная составляющая в цене аграрной продукции мизерная, поэтому и заметных последствий для цен на продукты и остальное не должно быть. По крайней мере, на первых этапах поднятия акциза. Это, кстати, касается и абсолютного большинства товаров широкого потребления. Задача правительства — контролировать ценообразование и объективное изменение цен. Что-то я не заметил, чтобы что-то сильно подешевело после того, как в 2023 году цены на дизтопливо упали на 30% по сравнению с кризисным 2022-м.
4. Не приведет ли повышение налогов к росту теневого рынка
Если мы говорим об акцизах, то в первую очередь речь идет о нелегальном производстве горючего. Сейчас это проблематично. Многие мини-НПЗ разрушены или прекратили работу. Те энтузиасты, которые остались, потихоньку легализуются.
Также замечу, что контрабанды горючего в стране не наблюдается уже лет 10.
Следовательно, рисков роста "черного" рынка не будет. Другое дело — "серый" рынок, неуплата НДС, налога на прибыль, зарплатных налогов. Но это хроническая проблематика, которая существует и сегодня, в борьбе с ней есть определенные успехи.
От повышения налогов никто не в восторге. Включая продавцов топлива, для которых повышение цен грозит уменьшением потребления, а соответственно, продаж. Это страшный сон.
Но страшнее этого — война. Она требует ресурсов, и исключительно государственный бюджет финансирует нашу армию. Предложенное увеличение акцизов гарантированно добавит казне 37 млрд грн до конца года.
Просто считайте это вашим донатом на ВСУ!!!
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.
Важно