Что будет с ценами на топливо? 4 ключевых вопроса о повышении акцизов
Каждый день по 5–6 эфиров и столько же телефонных комментариев относительно повышения акцизов. Вопросы почти одинаковые, так что просуммирую ключевые.
![повышение акцизов повышение акцизов, цены на дизель, цены на сжиженный газ, цены на автогаз, цены на бензин, топливо подорожало](https://focus.ua/static/storage/thumbs/1290x585/3/f4/58979c5e-a7fd82f538a95cdacf21061d21fabf43.jpg?v=9556_1)
1. Правительство говорит, что повышает акцизы на горючее для имплементации европейских рекомендаций. Актуально ли сейчас их выполнение?
Правительство повышает акцизы, чтобы закрыть дыру в госбюджете для финансирования обороны. Но есть вопрос, на какие параметры ориентироваться? Синхронизация с европейскими ставками рассматривалась давно, больше года точно. Сейчас проект пригодился.
Абсолютно правильное замечание на счет того, что эти рекомендации не обязательны. Даже такие члены ЕС как Польша и Венгрия не достигли минимальных ставок, но движутся к ним. Так же будем двигаться и мы, потихоньку. Сейчас правительство ориентируется на 2028 год, но никто нас не гонит, надо смотреть на состояние экономики, платежеспособность населения и тому подобное. Поэтому я не исключаю, что впоследствии процесс повышения акцизов могут затормозить или поставить на паузу. Но на сегодня потребность в деньгах очевидна всем.
2. В сети несется о 75–80 грн/л, что будет с ценами?
Вот этого точно не будет, гарантирую. Думаю, что и даже 60 грн/л не будет. Цены на нефть падают, в мае началось снижение и на колонках. Дизель уже потерял более 2 грн за месяц, на некоторых АЗС уже ниже 50 грн/л. Надеюсь, на днях сдвинется с места и бензин.
Акциз на бензин повышается с 1 июля на 1,5 грн/л, на дизель — до 2 грн/л. Это размер обычных рыночных колебаний, на которые обычно никто не обращает внимания. В марте–апреле топливо подорожало на 5 грн/л и это почти никого не волновало. Но массированная медийная кампания устроила настоящую бурю в стакане.
3. Подорожают ли продукты?
Это тезис последней волны упомянутой PR-кампании, которая катится по телевидению и сайтам на этой неделе. Подсчитываем: при цене 55 грн/л и расходе 10 л на сотню стоимость километра составит 5,5 грн/л. Если даже топливо подрастет на 2 грн/л, будет 5,7 грн/км. Не знаю, на что может повлиять 20 коп./л. И как я уже говорил, вообще не факт, что те 20 копеек нарисуются. Ну а то что наша традиция валить все на бензин будет использоваться для спекуляций по широкой линейке товаров, я даже не сомневаюсь.
4. Сжиженный газ умрет, потому что акциз на него резко увеличивается?
Автогаз умрет, если его цена будет 80% от цены на бензин. Сейчас она составляет 48%, будет 55%. До 2014 года такая пропорция была нормой и при этом газ стремительно рос в объемах. Ничего с ним не произошло и в 2022 году, когда правительство уравняло все акцизы, а точнее — обнулило. Цена стабильно была 50% от бензина. Так что ездить на газу будет выгодно, хотя и не так, как раньше. Экономили 25 грн на литре, теперь будет 20, согласитесь, неплохо.
Не вижу трагедии и с коммунальным газом. Мы покупаем маме на дачу 50-литровый баллон, которого хватает месяцев на шесть (это с вареньем, консервацией, борщами и т.д.). После поднятия акциза придется платить на 45 грн в месяц больше. Пусть кто-то потребляет в 2–3 раза больше, 100–140 грн/мес. — это трагедия? Поэтому сказки о конце света из-за поднятия акциза на LPG — чистая манипуляция (как и та, что ниже).
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.