Разделы
Материалы

Как умирает флот России: что значит победа Украины на Черном море для военного дела

Победа Украины в войне на Черном море выглядит революционно. Но военный эксперт Том Шарп в колонке для The Telegraph предостерегает от поспешных выводов: Черное море — уникальный театр военных действий, и традиционный флот еще далеко не сказал своего последнего слова.

Фото: navalnews | Украинские морские дроны изменили ход войны

Почти полная военно-морская победа Украины на Черном море, одержанная без использования обычных боевых кораблей, стала выдающимся достижением. Но это не означает, что обычные военные корабли устарели — и это, конечно, не является причиной того, что военно-морские силы не должны иметь авианосцев. Фактически это даже укрепило их позиции.

Давайте посмотрим на причины, почему это так.

Во-первых, Черноморский флот России серьезно пострадал из-за необходимости действовать с баз, находящихся очень близко к территории, контролируемой противником. Сначала Севастополь, а теперь и Новороссийск находятся в пределах легкой досягаемости от расширяющегося арсенала украинских надводных беспилотников и ракет, поставленных Западом. Большинство кораблей, уничтоженных украинскими беспилотниками и ракетами, были поражены, когда они были пришвартованы или стояли на якоре: ни то, ни другое нежелательно в зоне досягаемости вражеской атаки.

Другими словами, дальность действия — которая является вашей величайшей защитой от долгосрочных угроз — недоступна русским. Черное море — не очень большое.

Во-вторых, Черное море, будучи относительно небольшим, в целом не склонно поднимать по-настоящему большие волны. Скоростной катер, дрон или пилотируемый, теоретически быстрее корабля, но только не в том случае, если есть волны. Военный корабль теоретически может обогнать более быстрое небольшое судно при волнении намного выше третьего (высота волны — 1,25 метра). То же самое относится и к украинским морским беспилотникам — по сути, скоростным катерам-роботам. В среднем условия на Черном море отдают преимущество Украине.

В-третьих, способность России обеспечить наблюдение стратегического уровня или даже получать распознаваемое воздушное изображение сильно подорвана. В морской войне абсолютно необходимо иметь доступ к бортовым радарам, которые могут охватывать сотни миль моря. Радар на корабле не может видеть низколетящие или плавающие предметы за горизонтом, которые находятся на расстоянии не более 30 миль. Но Россия не смогла перебросить ни один из своих морских патрульных самолетов Ту-142 на театр военных действий — все они нужны ей на Севере, чтобы гарантировать безопасность ее подводных лодок ядерного сдерживания. В январе над Азовским морем русские потеряли драгоценный самолет радиолокационного наблюдения А-50, а затем, как сообщается, в феврале — еще один глубоко в российском воздушном пространстве.

Это означает, что Черноморский флот России не может отслеживать движение украинских дронов или судов с зерном в западной части Черного моря. Если бы мог, он поразил бы зерновозы крылатыми ракетами "Калибр" или нанес бы авиаудары, отрезав жизненно важную торговлю Украины. При правильном радиолокационном изображении Россия сможет обнаружить атаки дронов, как только они покинут гавань или даже раньше, и затем их можно будет перехватить задолго до того, как они достигнут своих целей.

Это, кстати, одна из основных причин, почему военно-морским силам нужны авианосцы: они должны нести радиолокационные самолеты, которые являются единственным способом сканирования больших территорий моря и неба. Альтернативой являются авиабазы ​​на суше, но они не могут передвигаться и поэтому являются отличными мишенями для дронов и ракет, как уже выяснили русские. И в любой морской войне может не оказаться доступных сухопутных баз — так было, например, у нас на Фолклендских островах.

В-четвертых, Черноморский флот упорно игнорирует один из основных принципов морского маневрирования: эшелонированная защита. Любая морская оперативная группа должна иметь все три ее уровня: внешний уровень, обеспечиваемый дружественными истребителями (еще одна причина, по которой вам нужен авианосец), средний уровень, состоящий из тяжелых ракет ПВО, и последний внутренний уровень, состоящий из ближней обороны на каждом корабле.

Черноморский флот, по крайней мере теоретически, имел все это, когда началось полномасштабное вторжение в Украину, хотя его истребители были и остаются наземного базирования. Но русские не объединяют эти слои для защиты своих военно-морских сил. В прошлом году Севастополь защищал только средний эшелон: украинский спецназ его снес, а базу выпотрошили крылатыми ракетами Storm Shadow/SCALP. Следует, кстати, отметить, что, несмотря на все разговоры о беспилотниках (а нет никаких сомнений в том, что украинские беспилотники оказались весьма эффективными), большинство кораблей, потерянных русскими, фактически были уничтожены современными западными ракетами.

Иногда эффективных слоев вообще нет. Об этом свидетельствует тот факт, что российский флагман "Москва", который должен был иметь два уровня защиты только собственным оружием, был подбит, а затем потоплен всего двумя базовыми дозвуковыми ракетами. У каждого может быть плохой день, но в действиях "Москвы" не было ничего, указывающего на то, что ее экипаж знал, что делает. Видео последующих атак надводных дронов показывают, что русские по-прежнему недостаточно организованы.

Есть пятый фактор — Конвенция Монтре 1936 года, которая дает Турции право контролировать все, что входит и выходит из Босфора. Это означает, что Россия не может заменить потерянные корабли или ввести подкрепления.

Украина тоже не может. Люди любят называть Украину "страной без флота". На самом деле сейчас у нее есть небольшой флот военных кораблей, подаренных союзниками или купленных у иностранных верфей, но, как и большая часть военно-морских сил России, они не пропускаются через Босфор и не могут вступить в бой. Это еще одна аномалия, характерная для этой войны.

Ничто из этого не умаляет постоянно растущую важность беспилотных воздушных, надводных и подводных транспортных средств. Дроны, несомненно, являются военным направлением развития по соображениям эффективности, летальности и стоимости (которые регулярно доминируют в мышлении, хотя это не должно быть так). У Королевского флота есть самые яркие и лучшие взгляды на эту проблему, и их мышление зрелое и первоклассное (см. в качестве примера проект Ark Royal). США работают над этим столь же усердно и, что неизбежно, привлекают лучшие ресурсы. Недавно они заявили, что к 2030 году все морские перемещения, не требующие участия людей, будут осуществляться с помощью беспилотных систем.

Но любой, кто предполагает, что успех Украины в развитии надводных ударных беспилотников изменит характер морской войны и/или сделает наш ВМФ устаревшим, не понимает особенностей Черного моря, общих принципов морской войны.

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.

Источник