Нужны ли офицеру мозги: как перестать воспитывать для ВСУ советских командиров
Чтобы украинская армия получала современных офицеров, нужно ломать всю систему их воспитания с самого начала, уверен журналист Виктор Трегубов. Иначе в ВСУ будут, как и сейчас, массово появляться люди, которые как будто вчера вышли из советского военного училища.
С обратной связью в армии действительно проблемы. И эти проблемы являются как раз тем настоящим советским наследием.
У нас когда говорят о "совке" в армии, часто имеют в виду какие-то очень странные вещи уровня "тиграм мяса не докладывают" — типа бойца копать заставили, накричали или выдали задание, которое тот считает бессмысленным, и вообще — "почему я". Таким людям было бы интересно оказаться, например, в US Marine Corps, где совка никогда не было, а такая же фигня на максималках.
Настоящий же совок заключается в несколько иных вещах. Например, в том самом отсутствии обратной связи.
И эта проблема прямо вытекает из советских традиций подготовки офицерского состава.
Способ подготовки офицеров в постсоветских военных вузах я бы описал как тиранический перфекционизм. Все те же требования, что и в отношении солдат, но еще большая придирчивость. Все то же идеальное соответствие уставным требованиям, готовность всегда получить по голове за малейший косяк и безоговорочный страх перед руководством.
В отношении солдат это явление, пусть отвратительное, когда-то имело целью воспитание человека, который в критический момент будет не думать, а выполнять приказ. Поэтому присутствует и в других армиях мира — хотя сейчас все меньше. В отношении офицеров это не имело смысла изначально — их задача в нормальных, несоветских армиях, как раз думать и принимать решения.
Но главная проблема в том, что тиранический перфекционизм не делает человека лучше.
Курсант в военном вузе всегда находится в условиях, в которых его могут наказать. Требований — миллион, часть из них в определенные моменты противоречит друг другу, все не выполнишь. Командиры это знают, командирам так удобно, ведь всегда можно объяснить подчиненному, что тот неправ и не справляется. Поэтому вместо того, чтобы развивать свои навыки военного и командира, курсант развивает такие:
- усердие;
- укрытие от руководства на любой местности;
- предотвращение любых инициатив (чем меньше ты делаешь, тем меньше вероятность накосячить);
- умение избегать ответственности, перекладывать ее на других, подделывать документы и подавать значительно идеализированную (или вообще вымышленную) отчетность.
Именно таким свежеиспеченный кадровый офицер приходит в ВСУ.
Что мы имеем в результате? Безынициативных командиров, которые панически боятся "залететь" в глазах собственного командования и которые всегда пишут в отчетах только то, что оно хочет видеть.
А теперь представим, что все отчеты проходят много этапов. Взводный, ротный, комбат, комбриг, ОТГ, ГШ... Пока документ дойдет до высшего командования, там уже будет такая патока, что хоть каждому Героя давай, а от комбрига и выше — сразу два.
И это ломать надо еще на уровне воспитания офицера.
А, извините, просто направить генерала в окоп — ну ок, он увидит проблемы в одном конкретном окопе. Хотя вероятно не увидит, потому что я не верю, что ему там не обеспечат стерильную чистоту.
Проблема требует системных решений, а не красивых жестов.
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.