Дешевые американские куриные окорочка в Украине из «ножек Буша» превратились в «ножки Юли»
Именно с помощью госрезервовских куриных окорочков и бедрышек премьер-министр протаптывает себе дорогу к президентскому креслу и заодно бьет по потенциальным спонсорам будущей избирательной кампании Виктора Ющенко. "Тимошенко необходимо максимально подорвать возможное финансирование будущей кампании своего конкурента и при этом оказать давление на бизнесменов в окружении Ющенко, чтобы те окончательно определились, в чьем они лагере", – убежден первый заместитель секретаря СНБО Степан Гавриш. Поэтому он считает, что атаки правительства на бизнес, сосредоточенный вокруг Ющенко, будут продолжаться.
Кто развязал войну, а кто ее продолжил – уже не важно. Главное, она в разгаре. До официального старта избирательной кампании президента Украины остается еще год, но активы собираются намного раньше. О собственных фондах основные претенденты на пост главы государства начинают заботиться уже сейчас, точно так же, как и об ухудшении финансового положения доноров своих конкурентов. У Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко таких возможностей масса даже при недееспособном парламенте.
Казус Портнова
В случае второго премьерства Юлии Тимошенко многие спонсоры ее парламентской избирательной кампании рассчитывали на какие-то должности и определенные дивиденды, но получили желаемое далеко не все. Например, Александр Фельдман (концерн АВЭК) до сих пор борется за Харьков, Тариэл Васадзе ("Укравто") так и не стал министром промышленной политики, Константин Жеваго (группа "Финансы и кредит"), имевший интересы в области приватизации некоторых предприятий, так ничего и не получил их из-за перипетий с Фондом госимущества.
Страсти вокруг ФГИ можно считать первым этапом в борьбе за предвыборные кошельки. Ведь приватизация – это не только поступления в бюджет, позволяющие выполнить социальные программы правительства, но и возможность для крупного бизнеса получить во владение источники доходов. В Секретариате президента это прекрасно понимали и не дали донорам Тимошенко увеличить свое состояние. Валентина Семенюк-Самсоненко осталась у руля ФГИ, и многие предприятия, подготовленные Кабмином к продаже, не были приватизированы. Так случилось с Одесским припортовым заводом, в борьбе за который готов был поучаствовать один из бютовских депутатов, влиятельный в бизнес-кругах Одессы Юрий Крук.
У Ющенко рычагов влияния на финансовый ресурс не так уж и много. В основном это СБУ и прокуратура. В разгар войны за ФГИ генпрокуратура возбудила дело против главного бютовского претендента на должность главы этой структуры Андрея Портнова. И хотя официальным основанием для разбирательства называли "незаконные распоряжения Портнова" в должности и. о. главы фонда, истинная причина – отбить желание возглавлять структуру – была очевидна. Об этом говорил и сам Портнов.
– Максимально эффективно Секретариат использовал генпрокуратуру против финансиста "Народной самообороны" Давида Жвании (группа "Бринкфорд"), – считает политолог Алексей Голобуцкий.
Стоило этой политической силе повернуться лицом к премьеру, как у Жвании сразу возникли проблемы с прокуратурой. Сначала по делу о незаконном получении гражданства, что могло повлечь за собой лишение его депутатского мандата, а в дальнейшем по обвинению в соучастии в отравлении Виктора Ющенко. Украинский политик грузинского происхождения пытается сопротивляться, и, видимо, без участия Юлии Тимошенко в его судьбе дело не обошлось. Верховный суд, возглавляемый Василием Онопенко – бывшим депутатом БЮТ, который, впрочем, отрицает свою политическую ангажированность, заступился за Жванию и не позволил лишить его гражданства.
В этой войне бизнес-интересов Виктор Ющенко воспользовался правом вето, и Рада приняла инициированный автомобильным лобби закон, замораживающий снижение таможенных пошлин на автомобили. Как следствие – от этого проиграл бютовский автомагнат Тариэл Васадзе.
Ответный ход
Премьер-министр по сравнению с президентом имеет намного больше возможностей влиять на конкурентов бизнесменов из своего окружения. Серьезным ударом по противнику стал ввоз по линии Госрезерва дешевых американских куриных окорочков. Сама премьер незадолго до реализации плана "Ножки Буша" обвинила в монопольном сговоре птицеводов, удерживающих высокие цены на куриное мясо. Главным обвиняемым оказался руководитель Госуправделами Игорь Тарасюк, которого премьер связала с крупнейшей агрокомпанией Украины – "Мироновский хлебопродукт" (торговая марка "Наша ряба").
Попал под премьерскую раздачу и бютовский бизнес. Речь идет о депутате, совладельце ЗАО "Комплекс Агромарс" (ТМ "Гаврилівські курчата") и последовательном борце с американской курятиной Евгении Сигале (состояние которого, по версии Фокуса, оценивается в $430 млн.). Мясные демпинговые программы правительство планировало давно, и когда в мае этого года Кабмин внес на рассмотрение парламента предложение о ввозе в Украину 400 тысяч тонн аргентинского мяса для покрытия дефицита, в кулуарах поговаривали, что этим займутся как раз структуры, близкие к Сигалу. Но ВР не поддержала идею, и мясо так и не ввезли.
– От ножек Буша пострадал и Сигал, но ничего поделать не смог: он в команде, а против Юли не попрешь. Она очень авторитарная женщина, и если сказала, что будет так, – значит, так и будет, – считает автор монографии "Вся Юлина рать", редактор интернет-проекта "ПиК" Сергей Руденко.
Эксперт полагает, что открытой войны против околопрезидентских бизнес-структур пока не предвидится. Основные игроки, которые формировали бюджет кампании Виктора Ющенко, от главы государства отдалились. Поэтому сейчас задача президентского окружения – сформировать общую казну, пополняемую силами лояльных к президенту бизнесменов, в том числе и донецких.
Юлия Тимошенко это понимает, но бить по бизнесу регионалов пока не станет, полагает Александр Голобуцкий. Не исключено, что даже Борис Колесников и Ринат Ахметов могут посчитать целесообразным участие в финансировании ее кампании, ведь нынешние рейтинги показывают, что номер один в этой гонке не Ющенко, а Тимошенко.
Все для победы
Внезапно в планы правительства вмешался случай. Наводнение и необходимость многомиллиардных вложений в ликвидацию последствий вместе с социальными инициативами Кабмина создали огромную бюджетную дыру, которую премьеру необходимо как можно быстрее залатать. Правда, бютовец Андрей Портнов утверждает, что наполнение бюджета уже перевыполнено на 32 миллиарда гривен, которые после утверждения изменений в закон можно будет пустить на целевые программы, в том числе и на восстановление пострадавших от наводнения поселков. "Это надуманные проблемы", – уверен г-н Портнов.
Тем не менее эксперты убеждены: на все денег у правительства нет и ему нужно искать дополнительные доходы. "Один из путей – повышение акцизов и прочих сборов с предпринимателей. И не важно, кто за бизнесом стоит. У Тимошенко есть четкая цель – президентское кресло", – говорит Сергей Руденко.
Сейчас ввели акциз на табак, но в Раде нет чистых лоббистов этой отрасли. Однако на очереди ликеро-водочная промышленность, а в этой сфере у всех крупных политических сил есть свои представители. В частности, у БЮТ это Константин Бондарев (ТМ "Бондарев") и Александр Глусь (ТМ Nemiroff). После них возникнут проблемы у аграрных трейдеров, для которых правительство может ввести квоты на вывоз зерна, подсолнечника и сахара. А от этого уже может пострадать бютовец Андрей Веревский (холдинг "Кернел груп"). Сергей Руденко считает, что если будет взят жесткий курс на введение запретов, повышение акцизов и прочие принудительные меры наполнения бюджета, то ропот бютовских бизнесменов может перерасти в бунт. Они терпели, работая на победу премьера Тимошенко, а теперь от них требуют того же во имя победы президента Тимошенко. Для людей, не привыкших терять деньги, это может оказаться непосильной задачей.