Скандальный развод НУНС и БЮТ стал крахом не только третьей за два года парламентской коалиции, но и самой идеи оформления долгосрочных союзов между политсилами
"Представьте, восемь месяцев они издевались над нашей политической силой! Восемь месяцев ни "Наша Украина", ни президент не выполняли коалиционные соглашения и каждым своим действием разрушали коалицию. Представитель президента в КС занимал оппозиционную к нам позицию, а оскорбления в адрес премьер-министра висят прямо на президентском сайте. Теперь Тимошенко обвиняют в государственной измене! Они с этим как-то жили, все им нравилось. Пусть теперь выходят из коалиции, если хотят", – говорил Фокусу во вторник, в разгар ссоры между НУНС и БЮТ, замглавы фракции БЮТ Андрей Портнов.
Из этого комментария следует, что черная кошка между членами коалиции пробежала отнюдь не тогда, когда БЮТ и ПР успешно провели через парламент неприемлемые для президента законопроекты – о Кабмине, о СБУ, о Конституционном суде. Отсчет начался полгода назад, когда премьер-министр и глава государства обменялись первыми ругательными письмами, делили Фонд госимущества и список реприватизации, а Виктор Балога готовил первые едкие замечания в адрес главы Кабмина.
Можно вспомнить также тревожный для коалиции звонок, прозвучавший летом: ее покинули два нардепа, которых в политкругах связывали с Виктором Балогой. Словом, союз не задался сразу. Очевидно, последними обвинениями в госизмене в пользу России Виктор Балога хотел спровоцировать Тимошенко на резкие действия, но действительность превзошла все ожидания.
Едва разбежавшись (за расставание с БЮТ после его сотрудничества с регионалами нунсовцы, пожертвовав отдыхом, голосовали глубокой ночью), обе силы потребовали взаимного раскаяния.
– У нас несколько требований: Балога должен уйти в отставку, перед нами должен извиниться президент, перед нами должна извиниться "Наша Украина"! – чеканит бютовский ультиматум Андрей Портнов.
Нунсовские условия алаверды озвучил Роман Зварич. Оказалось, для примирения противоположной стороне требуется совместное заявление относительно событий в Грузии (а вариантов этих заявлений несколько) и обещание БЮТ не преодолевать президентское вето, которое он наложил на принятые с регионалами "преступные" законопроекты.
Словом, обоюдные условия оказались равносильными сдаче в плен.
Но, по большому счету, это уже неважно. Важно другое: если в свое время первую демкоалицию 2006 года развалил Александр Мороз, перейдя к регионалам, то нынешние страсти продемонстрировали, что демократическая коалиция недееспособна и без всякого Мороза.
В то же время здоровье и бодрость продемонстрировала старая кучмовская система ситуативного голосования (когда нет постоянных союзников и клятв верности, а есть лишь договоренность о ближайших совместных действиях).
Поэтому появляется все больше сомнений в том, способна ли вообще работать в Раде какая-либо коалиция. Недолгая их история в Украине свидетельствует: долгосрочное сотрудничество несовместимо с амбициями партнеров.
Вообще, по иронии судьбы, получается, что все коалиционные дрязги – это некий привет от "дореволюционной" украинской власти и лично Кучмы: политреформу, которая ввела в украинскую политику понятие "коалиция", принимали, как известно, еще в 2004-м, в обмен на третий тур президентских выборов. Получилась бомба замедленного действия. За последние два года (реформа вступила в силу в 2006-м), в Верховной Раде едва ли выдалась одна спокойная неделя, а общий срок парламентского бездействия, вызванного различными коалиционными кризисами, уже достиг полугода.
Двое в одном кресле
Всю неделю они переругивались.
– В Верховной Раде де-факто образовалась новая коалиция. БЮТ пошел на союз с Партией регионов и коммунистами, и в основе этого образования не украинские и не государственные интересы. Демократическое большинство предано этим союзом, – заявил президент.
– Блок Юлии Тимошенко не видит другой коалиции, чем демократическая, а результативные голосования по первоочередными для государства вопросам не является изменой, – ответила пресс-служба БЮТ.
То что БЮТ и ПР – никакая не коалиция, а товарищи по работе и оформлять отношения не собираются, повторили в комментариях практически все бютовцы и регионалы.
И это тот случай, когда им можно верить. Что бы ни говорил, ревнуя, президент, в обоих лагерях понимают: официально скреплять отношения в преддверии президентских выборов что для ПР, что для БЮТ– политическое самоубийство.
Очень сомнительно также, что в подобном союзе Тимошенко сумеет удержаться на посту премьера. Не говоря уже об отсутствии общей позиции по массе жизненно важных вопросов вроде НАТО, России или обороны.
– И вообще, трудно, знаете, объединить в одну коалицию двух людей, рассчитывающих на одну и ту же должность, – подытоживает нашеукраинец Павел Жебривский, намекая на президентскую кампанию, где и Тимошенко, и Янукович, как известно, основные фавориты.
– Не исключаю объединения с НУНС, – говорит регионал Нестор Шуфрич.
Но тут уместно вспомнить, что ранее из такого сотрудничества ничего не получилось – например, в 2006-м, когда "Наша Украина" попыталась поучаствовать в союзе регионалов с СПУ и КПУ. Президентских министров Виктор Янукович особенно третировал на заседаниях Кабмина, а его демарш в Брюсселе с отказом подписывать ПДЧ и вовсе поставил точку в наметившемся потеплении отношений с главой государства. По информации Фокуса, сторонники широкой коалиции в лагере ПР рассчитывали, что неприемлемого для Банковой Януковича удастся поменять на ставшую сверхлояльной президенту Раису Богатыреву, но после того как на днях (вот совпадение!) ее исключили из Партии регионов по настоянию того же Януковича, этот вариант выглядит уже не таким реальным.
Анархия – мать импичмента
– Да у нас вообще вопрос о новой коалиции не стоит! – отметает все предположения по бютовским планам Андрей Портнов. – Речь идет только о том, чтобы ставить в повестку дня такие вопросы, чтобы была возможность голосовать 226 и 300 голосами.
Таким образом, БЮТ лелеет надежду на ситуативную коалицию.
Однако, судя по выступлению Виктора Ющенко, голосовать в таком режиме новоявленные союзники смогут не больше месяца. В своем выступлении в среду, приуроченном к "политическому перевороту" (формулировка Ющенко), президент пообещал: если в отведенный Конституцией 30-дневный срок не будет коалиции (новой или восстановленной старой), он распустит парламент и назначит новые выборы. Нехитрые подсчеты показывают, что указ он может издать уже в середине октября.
– Это немалый срок, – говорит Жебривский, – за это время БЮТ и ПР смогут развернуть бурную деятельность.
Он также считает, что президенту меньше всех выгодны перевыборы – его политсила уже несколько кампаний подряд теряет в рейтингах, а ввиду наметившихся перевыборов и вовсе непонятно, на кого опереться главе государства – на НУНС или новоявленную партию власти "Единый центр".
– Увидите, по результатам выборов будет ситуация, как в Киевсовете, когда все в большинстве и только президент – в меньшинстве, – говорит регионал Михаил Чечетов.
Но есть и другая точка зрения: во время перевыборов (как это было в 2007-м при и.о. премьера и распущенной Раде) президент остается единственным полноправным хозяином в стране, и это уже неплохо.
Если, конечно, парламентарии не заберут главу государства с собой в отставку посредством импичмента. Не зря же закон, расписывающий работу следственных комиссий для проведения этой процедуры, принят в тот же "черный" вторник. И коалиция для этого тоже не понадобилась.