С приближением досрочных парламентских выборов столичные политики вынуждены искать поддержки у региональных элит. Уже сейчас у каждой политсилы свой админресурс на местах
На прошлой неделе во время визита в Вашингтон Виктор Ющенко пожаловался американским политикам, что план Партии регионов и БЮТ "предусматривал выражение недоверия руководителям местной исполнительной власти с последующим разрушением всей ее вертикали на местах".
– Каждому губернатору ежедневно спускается план из Секретариата президента, касающийся критики правительства. И в силу своей подлости те, кому заказывают такую критику, хорошо или плохо заказ выполняют. И поэтому я просила бы, чтобы такие планы губернаторы игнорировали, – заявила Тимошенко на одном из последних заседаний Кабмина.
Налицо верный признак того, что перевыборы уже фактически неизбежны, – война политиков перемещается из Киева в области и города. "С кем вы, местные власти?" – с ответом на этот вопрос мэрам и губернаторам предстоит определиться в ближайшее время. Этого с нетерпением ждут в Киеве. Та из политсил, у которой окажется больше местного админресурса, накануне решающей драки будет чувствовать себя спокойнее.
Собственно, существует несколько видов местного админресурса: руководители местных администраций, мэры, депутаты всевозможных уровней. Если мэры и депутаты относительно политически свободны, то губернаторы по отношению к Киеву – почти крепостные: на распутье между главой государства и правительством. При этом президент главнее – он может уволить. Такое раздвоение уже не первый год провоцирует в стране скандалы, а самим губернаторам стоит должностей и испорченных нервов.
"Скоро мы с главами обладминистраций будем встречаться на конспиративных квартирах. Или в дуплах деревьев в Мариинском парке оставлять друг другу записки", – такой способ общения с главами обладминистраций Юлия Тимошенко предложила в мае, когда ее противостояние с президентом еще не перешло в нынешнюю раскаленную фазу. Уже тогда Кабмин, понимая, что отнюдь не все решается в Киеве, предпринимал попытки навести собственные мосты между правительством и губернаторами. А президент под различными предлогами блокировал контакты своих фактических подчиненных с премьером.
Последние два года тандем двух Викторов – Ющенко и Балоги расставляет на губернаторских должностях только тех, в чьей лояльности они стопроцентно уверены (к примеру, губернатор родной для президента Сумщины Павел Качур в этом году был заменен на Николая Лаврика из-за того, что явно симпатизировал Тимошенко). А сразу несколько начальников областей оказались вынуждены работать с приставкой и. о. – такой хитрый ход позволяет Секретариату не согласовывать областных назначенцев с Кабмином.
Голос за деньги
– Я бы не переоценивал губернаторский ресурс, – говорит собеседник Фокуса, работающий в СП. – Как бы лоялен такой человек ни был, но есть ведь облсовет, в котором большинство, например, бютовское, – и все, оппозиция будет такая, что мало не покажется.
Политолог Владимир Фесенко вспоминает, как в прошлом году был свидетелем терзаний одного из губернаторов: тот получил вводные к выборам, но уже точно знал, что выполнить их не сможет – политситуация в регионе не позволяет.
Экс-губернатор Киевской области Евгений Жовтяк не верит в эффективность использования админресурса в современных условиях.
– Достаточно было 1999 года, когда госслужащих заставляли голосовать как надо, и 2004?го, когда явно перегнули палку, – отмечает г-н Жовтяк. – Теперь, скажем, глава райадминистрации не сможет никому ничего приказать. К его мнению, возможно, и прислушаются, но только если он действительно пользуется уважением среди населения.
– Губернаторы уже не те, что раньше, – частично согласен с ним глава Комитета избирателей Украины Игорь Попов. – Сейчас они не единовластны и, как правило, сидят на содержании у местного олигарха.
Но тут же добавляет: есть еще порох в пороховницах админресурса.
Губернаторы, объясняет Попов, могут повлиять на назначение начальника управления. Скажем, образования. Тот, в свою очередь, контролирует учебные заведения. Такой контроль позволяет фильтровать "скупщиков голосов", неизменно засылаемых на предприятия разными политсилами, и допускать к трудовому электорату только нужных, определенной ориентации "гонцов".
В том, что технология "голос за деньги" будет активно применяться на возможных перевыборах, в Комитете избирателей не сомневаются: "После киевских выборов стало ясно, что это гораздо эффективнее и дешевле, чем заклеивать плакатами массу билбордов".
– Но в этой технологии губернатор и не нужен. Лучше работать напрямую с начальниками управлений или губернаторскими замами. Они в этом смысле опытнее, – говорит Фокусу один из бывших сотрудников Киевской облгосадминистрации.
Возможно, это совпадение, но в составе новой пропрезидентской партии "Единый центр", которую окрестили партией админресурса, местных чиновников второго плана – начальников управлений, губернаторских замов, районных начальников в несколько раз больше, чем губернаторов.
Не стратить
Если за президентом преимущество в губернаторах – они олицетворяют сразу две его партии, то БЮТ и ПР свое влияние в регионах осуществляют в основном через облсоветы. По результатам выборов-2006 (с того момента местные власти, напомним, не переизбирались) БЮТ получил большинство в 13 областных советах, регионалы – в 9, НУНС доминирует только в трех западных областях. Бютовцы не только располагают наибольшими фракциями, но и назначили своих замов секретарей облсоветов и провели своих людей в обладминистрации. В общем, действительно смогут потягаться с президентскими губернаторами.
Хотя в случае с БЮТ, говорят многие эксперты, такое мощное представительство в областях еще не гарантирует успеха.
– Тимошенко в последнее время совсем не занималась регионами, – говорит политолог Виктор Небоженко. – А тем временем ее люди на местах слишком высоко поставили интересы партийных бизнесменов и прижали местные элиты, которые теперь отомстят на полную катушку. Теперь нужно кинуть слишком жирный кусок, чтобы их задобрить.
Недовольная губернаторской критикой, Тимошенко пока использует свой админресурс аналогичным образом: сразу несколько облсоветов, где в большинстве БЮТ, проголосовали за поддержку Кабмина.
А пока Киев только готовится к выборам, и кроме распоряжения "ругать" и "хвалить" внятных сигналов не поступало, многие представители местных властей получают желанную передышку от пристального внимания столицы и, соответственно, возможность решить локальные противоречия. Каждая область в этом смысле – маленькая Украина со своим парламентом и своей уникальной коалицией.
– В Запорожье и Харькове сейчас очень непростые отношения между соратниками по Партии регионов. А те мэры, которым грозили досрочные выборы, могут вздохнуть спокойно. Заметьте, вечный оппонент регионала Добкина – бютовец Александр Фельдман как раз очень негативно отнесся к альянсу БЮТ и ПР в парламенте, – говорит политолог Владимир Фесенко.
На местах партии, которые улучшат свой парламентский результат, легко завербуют новых депутатов (точнее, перевербуют у конкурентов) и в свои местные фракции.
Политики-провинциалы всегда будут следовать требованию политического момента.
– Если Тимошенко останется премьером, то региональные элиты в любом случае будут ориентироваться на нее, – уверен Владимир Фесенко.
Вынужденные дрожать и заискивать перед Киевом, региональные деятели мстят – они всегда безошибочно становятся на сторону сильнейшего. Поэтому тот из большой тройки (БЮТ – ПР – Президент), кто захочет опереться на региональный админресурс, ни в коем случае не должен показать слабину.