Разделы
Материалы

Искусственный иммунитет. Почему Порошенко и Яценюк вступили в политический сговор

Милан Лелич
Фото: facebook.com/bogdanbortakov

Путем хитроумных комбинаций президент и премьер постарались законсервировать политический кризис. На деле это лишь приблизило взрыв, который может окончательно похоронить коалицию и правительство, сделав досрочные парламентские выборы неизбежными

16 февраля стал самым драматичным днем нынешнего политического кризиса. В этот день премьер-министр Арсений Яценюк представил в парламенте отчет о работе правительства. Изначально существовало два варианта дальнейшего развития событий: либо президент, премьер и коалиция наконец договорятся и Кабмин продолжит забуксовавшие реформы, либо отчет отклонят, тем самым поставив перспективы правительства под вопрос.

Многодневные переговоры в Администрации президента и Верховной Раде результата не принесли. Президент требовал радикального переформатирования правительства, в первую очередь увольнения главы МВД Арсена Авакова и назначения первым вице-премьером Виталия Ковальчука. Премьер же после скандала с отставкой министра экономики Айвараса Абромавичуса выдвинул свой ультиматум: если уволят одного — уйдет весь Кабмин. Два других участника коалиции, Батькивщина и Самопомич, столь же категорично требовали отставки Яценюка, заявляя о желании с нуля формировать новый Кабмин.

Накануне отчета правительства в Блоке Петра Порошенко решили вновь поднять ставки. На заседании в АП президентская фракция почти единогласно признала работу Кабмина неудовлетворительной, начав сбор подписей за его отставку. При этом аналогичную инициативу Самопомочи решили не поддерживать. "Не хотим, чтобы выглядело так, будто фракция президента присоединяется к чьей-либо инициативе, а не сама задает тренд политическому процессу", — объяснил Фокусу логику таких действий один из членов БПП.

Собрать необходимые 150 подписей, чтобы вынести вопрос об отставке Кабмина на рассмотрение Верховной Рады, порошенковцы успели еще до начала отчета правительства, который отложили на вечер. При этом оставалось неясным, найдутся ли 226 голосов за саму отставку, хотя за день до этого с критикой Яценюка выступили все фракции и группы парламента, кроме Народного фронта.

Ключевая проблема АП, из-за которой она и заключила ситуативное перемирие с НФ, — невозможность сохранить парламентскую коалицию. В случае отставки Яценюка избежать ее окончательного распада было бы невозможно

За час до отчета с неожиданным видеообращением выступил президент Петр Порошенко, призвав генпрокурора Виктора Шокина уйти в отставку, а Арсения Яценюка — провести "полную перезагрузку правительства". Депутаты от Народного фронта заметно занервничали. Масла в огонь подлил глава фракции БПП Юрий Луценко, заявивший, что отставку Кабмина рассмотрят безотлагательно.

Отчет Яценюка хоть и длился около трех часов, особых сюрпризов не принес. Премьер расписывал достижения Кабмина, критикующие его депутаты методично, один за другим, распекали премьера за высокие цены, низкие зарплаты, давление на бизнес, коррупцию, таможенные бреши и махинации с бюджетом. Самые громкие аплодисменты сорвал Юрий Луценко. "Уважаемые, я вам скажу четче: мы все забыли запах горящих шин на Майдане!" — заявил глава президентской фракции.

Судьба отчета правительства была предрешена — 247 голосами работу Кабмина в прошлом году признали неудовлетворительной. Впрочем, никаких юридических последствий это не имело, все ждали решения по отставке.

Поддавки

Это голосование показало, что "двойка" за работу правительства, сбор фракцией БПП подписей за его отставку и яростная критика премьера были лишь ширмой для масштабной закулисной комбинации, осуществленной руководителями Блока Порошенко и Народного фронта. Не знавшие об этом рядовые депутаты заподозрили неладное, когда аккурат перед голосованием за отставку Кабмина многие депутаты из Оппозиционного блока и Видродження вышли из зала или вытащили депутатские карточки из гнезд для голосования. Где-то "потерялись" и многие видные представители президентской фракции.

В итоге после голосования на табло высветилась цифра "194", и Кабмин избежал отставки. Более того, согласно Конституции правительство Яценюка получило полугодичный иммунитет, ведь дважды за одну сессию поднимать вопрос о недоверии Кабмину нельзя. Так что в следующий раз одним махом уволить весь Кабмин депутаты смогут не раньше 2 сентября, когда начнется следующая сессия парламента.

Главная причина, по которой перед украинцами разыгрывали спектакль с отставкой правительства, — позиция Запада/ Фото: Getty Images

Вскоре прояснились подробности организованного Банковой и Грушевского сговора. Оказалось, что руководство Народного фронта, пытаясь максимально обезопасить себя, задолго до отчета правительства начало активные переговоры с потенциально договороспособными депутатами, которых убеждали не голосовать за отставку Кабмина. Итоги этих переговоров видны на сайте парламента. В частности, Оппозиционный блок, одним из главных акционеров которого является миллиардер Ринат Ахметов, по факту дал лишь 9 голосов за отставку ненавистного им "антинародного правительства". В полном составе не голосовала и близкая к другому олигарху, Игорю Коломойскому, группа "Видродження", а также входящие в партию "УКРОП" внефракционные депутаты.

Впрочем, собеседники Фокуса в БПП признают, что самостоятельно сорвать голосование у "фронтовиков" бы не вышло — на каком-то этапе им начали помогать соратники Порошенко. За то, чтобы отчет правительства признать неудовлетворительным, проголосовали 120 депутатов БПП, но всего 15 минут спустя за отставку Кабмина — лишь 97. Такой массовый саботаж априори невозможен без санкции, а скорее — прямого указания высшего руководства партии, говорят в Блоке Порошенко.

Главная причина, по которой перед украинцами разыгрывали весь этот спектакль, — позиция Запада. В последние недели видные дипломаты стран — членов ЕС и США почти открытым текстом заявляли, что распад коалиции и недееспособность правительства — наихудший из возможных сценариев. А директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард главными условиями получения очередного транша МВФ назвала стабильность во власти и решительную борьбу с коррупцией. "При отсутствии заметных усилий придать новый толчок реформам в управлении государством и борьбе с коррупцией сложно представить, что поддерживаемая МВФ программа будет продолжаться в дальнейшем и будет успешной", — заявила она. Эти слова на заседании фракции БПП депутатам напомнил лично президент.

Дееспособное коалиционное правительство возможно лишь при условии единства парламентской коалиции. Этого нет, а значит, необходим совершенно другой формат коалиции

Ключевая проблема АП, из-за которой она и заключила ситуативное перемирие с НФ, — невозможность сохранить парламентскую коалицию. В случае отставки Яценюка избежать ее окончательного распада было бы невозможно, поскольку "фронтовики" прогнозируемо вышли бы из коалиции. Попытки же Банковой внести раскол в ряды соратников премьера успехом не увенчались. По информации Фокуса, Андрею Парубию, лидеру неформальной группы "Самооборона" в Народном фронте, который сейчас занимает должность первого вице-спикера ВР, якобы предлагали пост главы парламента в обмен на поддержку отставки премьера, но тот не согласился.

В то же время попытки Банковой найти альтернативу Яценюку безуспешны — все обсуждаемые кандидатуры вроде спикера ВР Владимира Гройсмана или Михаила Саакашвили поддержки в сессионном зале не находят. Да и среди западных партнеров Украины есть предубеждение насчет концентрации власти в одних руках, ведь тот же Гройсман, в отличие от Яценюка, полностью подконтролен президенту.

Такие же опасения возникают и у поддержавших Яценюка олигархов, в лоббировании интересов которых (Коломойского — в нефтегазовой отрасли, Ахметова — в сфере электроэнергетики) регулярно обвиняют премьера. Потому провальное голосование за отставку Кабмина позволило противникам Яценюка заявить об "олигархическом перевороте в Раде", о чем говорят в БПП, Самопомочи и Батькивщине. Аналогичную формулировку теперь использует и одесский губернатор Михаил Саакашвили.

Переиграть всех

В выигрыше от закулисных манипуляций оказались и президент, и премьер. Так, Петр Порошенко на время отложил коллапс законодательной и исполнительной власти, открыв путь к получению долгожданных денег от Запада. Призыв президента к генпрокурору Виктору Шокину уйти в отставку в БПП тоже трактуют как показательный шаг навстречу Брюсселю и Вашингтону, где Шокина называют одним из главных препятствий на пути к реформам и борьбе с коррупцией. Порошенко долго держался за сверхлояльного генпрокурора и использовал этот козырь лишь в последний момент.

Яценюк добился главного — оставил за собой премьерское кресло, получив полугодичный иммунитет от отставки

Кроме того, своим призывом к полной перезагрузке Кабмина Порошенко переложил ответственность за судьбу правительства на парламент. Ведь формально он делал что мог: настойчиво призывал премьера уйти, его фракция организовала сбор подписей и в массе своей даже проголосовала за отставку Кабмина.

В свою очередь, Арсений Яценюк добился главного — оставил за собой премьерское кресло, получив полугодичный иммунитет от отставки. Кроме того, премьер приблизил к себе четырех министров, которых ранее уговорил отозвать заявления об уходе. При этом в окружении Яценюка все еще надеются, что благодаря более активной информационной политике и эффекту от проводимых реформ рейтинг Яценюка наконец-то выйдет из затяжного пике.

Впрочем, и в БПП, и в НФ признают: независимо от того, как будет развиваться ситуация дальше, в ближайшие недели и месяцы критика правительства только усилится. То, как жестко спикеры БПП распинали Яценюка во время его отчета, хорошо показывает, с чем премьер столкнется в ближайшем будущем.

Побег из коалиции

Теперь, когда политическое обострение в виде возможной отставки Кабмина на время ушло из повестки дня Рады, кризис центральной власти перешел в хроническую стадию. Кабинет министров отныне даже с формальной точки зрения не имеет поддержки в парламенте. Рассчитывать на то, что в обозримом будущем эта Верховная Рада утвердит новую программу правительства, не приходится, как, впрочем, нет никаких оснований полагать, что правительственные законопроекты будут легко проходить через сессионный зал. Коалиция уже давно существует формально. Во время принципиальных голосований, например за бюджет или за изменения в Конституцию, депутаты Самопомочи и Батькивщины, как правило, не голосовали. Их голоса компенсировали другие фракции и группы парламента — Оппозиционный блок, РПЛ, группы "Партия "Видродження" и "Воля народа", внефракционные депутаты. Коммуникация между Кабмином и ВР по-прежнему отсутствует, а сам парламент, как и правительство, оказался в подвешенном состоянии после того, как коалицию покинула Батькивщина, сократив ее численность до критических 243 штыков. Но, по оценкам народных избранников из БПП и НФ, численность ядра коалиции сейчас не превышает 200 депутатов.

В случае если примеру соратников Тимошенко последует Самопомич (а центробежные тенденции во фракции все сильнее), коалиция прекратит даже свое формальное существование. Тогда, если двум крупнейшим фракциям — БПП и Народному фронту — не удастся обратно затащить в коалицию радикалов Олега Ляшко, им придется идти на экстренные меры. Например, спешно переманивать в свои ряды лояльных внефракционных. Правда, пока редеют даже ряды самой президентской фракции, ведь число недовольных "линией партии" после комбинаций с псевдоотставкой Кабмина увеличилось: еще два депутата написали заявления о выходе из БПП.

После того, как коалицию покинула Батькивщина Юлии Тимошенко, ее численность сократилась до критических 243 штыков / Фото: УНИАН

Впрочем, для президента это не критично. Ведь на фоне Кабмина и полупарализованного парламента он остается самой дееспособной фигурой. И это отличный бонус для Порошенко как в глазах украинцев, так и в глазах Запада.

С другой стороны, ни одна из причин, изначально спровоцировавших кризис, пока не устранена. Полное отсутствие доверия между политическими игроками и борьба за влияние на исполнительную власть не позволяют сбросить со счетов сценарий досрочных выборов как самого простого, но самого радикального пути выхода из кризиса. Ведь дееспособное коалиционное правительство возможно лишь при условии единства парламентской коалиции. Этого нет, а значит, необходим совершенно другой формат коалиции. Все на выборы.

Об этом варианте в Администрации президента все время помнят, держа партийные ячейки БПП в состоянии постоянной боевой готовности. Если решение будет принято, в качестве главного сценария в АП по-прежнему рассматривают поход на выборы тремя колоннами: собственно Блок Порошенко, проект "Наш край", который будет привлекать электорат "крепких хозяйственников", и до сих пор не формализованный "Блок Саакашвили", рассчитанный на "прогрессивных избирателей". Согласно расчетам Фокуса, при удачном стечении обстоятельств этих партий хватит, чтобы сформировать пропрезидентское большинство в ВР.

До начала избирательной кампании БПП, скорее всего, сохранит нынешний уровень электоральной поддержки — все предыдущие выборы демонстрировали, что в Украине всегда находится более 15% украинцев, голосующих за партию власти. Политсила Саакашвили еще не создана, но, как показывают результаты последних соцопросов, за нее готовы проголосовать 11,6%, при этом социологи измеряют потенциал электорального роста будущей партии еще 10–15 процентами. Рейтинг Нашего края пока непроходной — 1,9%, но, по информации Фокуса, на всеукраинскую раскрутку этого проекта готовы потратить не меньше, чем на последнюю избирательную кампанию БПП. Плюс мажоритарная составляющая — кандидаты от провластных партий, а также партий — союзников власти традиционно побеждают более чем в половине одномандатных округов. Как результат, "союз трех" в будущем парламенте может создать коалицию из 230–250 депутатов.

К такому союзу может примкнуть и Самопомич, которая уже давно продвигает идею назначения Саакашвили премьер-министром. Сам губернатор Одесской области активно призывает БПП к выходу из коалиции, что автоматически приведет к выборам. В оппозиции при таком сценарии окажутся Батькивщина, Оппозиционный блок и Радикальная партия Ляшко. Но первые две политсилы обоснованно рассчитывают увеличить свое представительство в парламенте.

Однако и такая конструкция будет шаткой — амбиции Михаила Саакашвили в какой-то момент наверняка помешают его слаженной работе с Банковой, где главным качеством любого союзника считают лояльность. И это при условии, что Саакашвили не поссорится с президентом еще до выборов, ведь избранная третьим президентом Грузии фишка борьбы с коррупцией рано или поздно заставит его яро критиковать окружение Порошенко. В любом случае на обещанные главой государства четыре года реформ и без выборов надеяться не стоит — по крайней мере, ближайшие несколько недель политики посвятят точно не реформированию страны.