Разделы
Материалы

Гибридная драка. Не приведет ли противостояние патриотов и власти к расколу Украины

Настя Рейн
Фото: Getty Images, Павел Паламарчук

В стране набирают обороты акции "Движения сопротивления капитуляции", возглавившего протесты против имплементации "формулы Штайнмайера".

В старинном особняке грязно-желтого цвета на Ярославовом Валу расположился штаб "Движения сопротивления капитуляции". Слева от металлопластиковой входной двери я замечаю звонок и три скромные таблички: "Приемная Олега Медуницы" [экс-нардепа "Народного фронта]; "Центр украинского издательского дела"; "Молодежный националистический конгресс".

— Сейчас за вами спустятся, — говорит мне, открывая дверь, крепкий молодой человек и набирает кого-то по телефону.

20-летний паренек наблюдает за мной из вахтерской каптерки за стеклом. В этот момент мне вспоминается картина Валентина Серова "Ленин и большевики". "Наверное, там наверху кипит работа, — думаю я. — Какие-то люди носятся по коридорам с кипой бумаг. Другие произносят пламенные речи, планируют акции и спорят по поводу будущего".

— Вы к нам? — спускает меня с небес на землю мужчина лет тридцати. — Я Сергей Пархоменко, координатор штаба по работе со СМИ. Идемте.

На революционера приветливый и неторопливый Пархоменко не похож. Одет он, как обычный офисный клерк: в недорогой костюм и свитер. Да и ведет себя скорее как чиновник средней руки. Мы проходим по длинному полутемному коридору и поднимаемся на второй этаж. Сергей открывает дверь в небольшой кабинет.

— Здесь мы и работаем, — говорит он мне. — Организация "Свободные люди" разрешила нам занять эту комнату. Офисная мебель и техника тоже принадлежат "Свободным людям". Так что мы — в приймах.

Общественно-политическую организацию "Свободные люди" создали в 2013 году будущие нардепы от "Народного фронта" Сергей Высоцкий и Андрей Левус. Структура позиционирует себя как борца с агрессией РФ и оказывает помощь бойцам АТО. Полгода назад СМИ цитировали слова Высоцкого о том, что телеканалы "112" и NewsOne нужно "взорвать противотанковыми ракетами".

— Какая у вас связь со "Свободными людьми"? — спрашиваю я.

— Они входят в штаб "Движения сопротивления капитуляции, — отвечает мой собеседник. — Кроме того, с нами "Відсіч", "Національний рух прогресу", УНСО, общественно-политическое движение "Межа".

Я осматриваюсь: у стены примостилась пара письменных столов. На одном из них — начатая бутылка "Закарпатского" и коробка из-под Red label. На стенах — карты Украины и Киева и доска с лозунгами штаба, написанными разноцветными маркерами. Главный из них — "Не допустить капитуляции страны".

Не потерять государство

По словам Пархоменко, "Движение" возникло спонтанно, после подписания "формулы Штайнмайера". "Мы не могли спокойно на это смотреть, поэтому решили объединить людей независимо от их взглядов", — объясняет он. Основная работа идет в Сети. Благо Facebook и Twitter позволяют.

"Фиксированного членства у нас нет, — продолжает Пархоменко, — поскольку нет планов стать партией. Главное, чтобы на протестные акции приходило как можно больше людей".

Исторический опыт показывает, что раскачивание лодки внутри государства в условиях войны с внешним врагом чревато необратимыми последствиями и развалом страны. Достаточно вспомнить революцию в Российской империи на фоне Первой мировой войны. Или события весны этого года в Судане, когда протесты против повышения цен на продукты на фоне тлеющих территориальных конфликтов с неконтролируемыми территориями привели к свержению президента и переходу власти к военным. Но, судя по всему, участников "Движения сопротивления капитуляции" это не пугает.

"Если ничего не делать, можем остаться без государства, — уверен Пархоменко. — Лучше мы потеряем оккупированные территории, чем все. Да, Россия воспользуется ситуацией и, возможно, даже захватит Харьков или Мариуполь. Но тогда с нее еще долго не снимут санкции. А экономически у нее не будет возможности содержать новые территории".

— Почему хотя бы не попытаться решить дело миром?

— Потому что это невозможно. Путин надеется, что в результате гражданской войны мы, как Судан, распадемся на части. Он же, в отличие от Зеленского, понимает: если Донбасс получит "особый статус", для гражданской войны в Украине будут все основания. В этом и заключается его план.

Уважаемые люди, но небольшие деньги

4 ноября, на следующий день после моего визита в штаб, стратегический совет "Движения сопротивления капитуляции" презентовал свою доктрину. Документ подготовили люди, которых не заподозришь в революционных настроениях: Владимир Василенко, бывший представитель Украины в Совете ООН по правам человека; Иосиф Зисельс, сопрезидент Ассоциации еврейских организаций и общин Украины; Сергей Квит, бывший президент Киево-могилянской академии; Даниил Лубкивский, экс-заместитель министра иностранных дел Украины.

"Доктрина состоит из пяти частей, — поясняют авторы документа. — В ней мы объясняем, почему Минские договоренности не имеют юридической силы, и предлагаем свой план установления мира на Донбассе путем привлечения миротворческого контингента и проведения выборов".

Тему революции, гражданской войны, суданского сценария и свержения Зеленского никто из участников не поднимал. Наоборот, утверждали, что все должно происходить исключительно мирно. "На акциях 26 августа и 6 октября присутствовало более 20 тыс. человек, — говорит Мирослав Гай, бывший боец добровольческого батальона им. Кульчицкого, а ныне один из лидеров "Движения".— Но провокаций или столкновений не было. У нас полное взаимодействие с силовиками, все прошло мирно".

Об источниках финансирования акций руководство движения говорит неохотно. А если и соглашается обсудить эту тему, сводит ее к добровольным пожертвованиям небезразличных граждан. "У нас нет стационарного финансирования. Максимальное пожертвование, которое мы получили, — 10 тыс. грн. В целом люди жертвуют от 100 до 500 грн", — рассказывает Мирослав Гай. Слухи же о том, что движение финансирует Петр Порошенко, с негодованием отвергают. "Это ложь, что Порошенко нас финансирует. Да, у нас есть люди, поддерживающие его. Но есть и антагонисты. Так что говорить о политическом влиянии не приходится", — поясняет Гай.

Львов — один из самых активных регионов, которые поддерживают митинги "Нет капитуляции"

Криминальные схемы

Однако в партии "Слуга народа" не исключают, что протестное движение получает финансирование именно со стороны пятого президента. Якобы он опасается уголовной ответственности и подогревает протестные настроения в стране, чтобы давить на власть. А также пытается сорвать планы Владимира Зеленского по реализации Минских соглашений. Тогда высокий ныне рейтинг действующего гаранта упадет. "Порошенко пытается использовать волонтерские и ветеранские движения в своих целях", — утверждает Ирина Верещук, нардеп от "Слуги народа". По ее словам, это увидели, когда Порошенко пришел на акцию "Нет капитуляции" в столице. "Слуги народа" неоднократно призывали его не прятаться за спинами у волонтеров и ветеранов АТО, например, Маруси Зверобой.

В свою очередь, близкий к "Движению" источник Фокуса идет еще дальше: "Кому выгодно, чтобы ситуация на оккупированных территориях оставалась замороженной? Не только бывшему гаранту. Но и тем, кто зарабатывает на схемах с топливом и углем на неподконтрольных территориях. Вероятно, новому "королю" Донбасса Сергею Курченко. А также, возможно, близкому к нему криминальному авторитету из числа бывших регионалов, уголовные дела против которого закрыли лишь нынешним летом". Наш источник добавляет, что у авторитета есть связи в окружении Петра Порошенко. Потому эти люди не жалеют средств на раскачивание лодки. Кроме того, как считает наш собеседник, в преддверии местных выборов лидеры протестных акций будут заключать ситуативные союзы в надежде получить портфель чиновника или депутатский мандат.

С источником Фокуса согласен и политолог Алексей Якубин. По его словам, сейчас в разгаре битва за патриотический электорат. Ветеранов АТО, волонтеров и их родственников в Украине десятки тысяч. И все эти люди будут голосовать на местных выборах. "Группам, проигравшим на выборах в парламент, в преддверии местных выборов выгодно, чтобы не было ни войны, ни мира", — утверждает он.

Похоже описывает причину протестных настроений и Леонид Кравчук, первый президент Украины. "Старая власть не может смириться с поражением на выборах и демонстрирует агрессию в адрес Владимира Зеленского. Видимо, до сих пор не понимает, как он, не имея политического опыта, победил такого опытного политика, как Петр Порошенко", — говорит Фокусу Кравчук.

Немалую роль, по словам Якубина, в стремлении лидеров протестного движения попасть во власть играет и перспектива распила бюджетных средств на оборонку. "В 2020-м предполагается потратить на оборону более 200 млрд грн. Притом что общий бюджет государства — порядка 1 трлн грн", — поясняет политолог.

После драки кулаками не машут?

Леонид Кравчук вспоминает, что в сложившейся патовой ситуации вокруг реинтеграции Донбасса во многом виноват и сам Порошенко. "Сейчас уже никто не помнит, как решался вопрос о переносе переговоров по Донбассу из Женевы в Минск", — вспоминает первый президент. Он утверждает, что международное сообщество так и не поняло логику Порошенко. Ведь в Женеве присутствовали США, способные говорить с Россией на равных, а в Минске американцев уже не было. В итоге позиции Украины в переговорах по Донбассу ослабли. "Порошенко тогда заявлял, что в основе Минских соглашений лежит его план мира. А Россия ему сказала: вот сами его и выполняйте. Я считаю, что тогда украинская власть допустила огромную ошибку, поэтому Минский процесс оказался недееспособным", — говорит Кравчук. Кроме того, он напоминает, что, согласно подписанной в 1993 году Венской декларации, международные документы вступают в силу лишь после подписания их главами государств, главами правительств и министрами иностранных дел. Минские соглашения этим критериям не соответствуют. Поэтому их невозможно вынести на рассмотрение в Верховную Раду. А Владимиру Зеленскому, ищущему законные пути прекратить конфликт на Донбассе, можно лишь посочувствовать. "Я думаю, если бы речь не шла об амбициях старой власти, а также чаяниях политических сил, которые часто забывают, что главное — территориальная целостность и жизнь людей, ситуация была бы совершенно другой", — сетует Кравчук.

Думают ли лидеры протестного движения о том, что, выпустив джинна из бутылки, они рискуют не загнать его обратно? Не опасаются ли, что проливавшие кровь на Донбассе добровольцы поверят в грядущий новый раскол Украины из-за политики Зеленского и пойдут на штурм государственных учреждений? Нелегального оружия за время АТО в городах и селах страны скопилось немало. А многие бойцы АТО страдают посттравматическим синдромом и не склонны к критическому анализу происходящего. Одним словом, не закончится ли банальная битва за электорат противостоянием всех против всех с последующим развалом украинской государственности? Тем самым "суданским сценарием", которого так боятся организаторы протестов.

"Есть три варианта сценария революции. Но вероятность их реализации пока невысока — порядка 10–15%"

Однако при каких условиях возможен протестный взрыв в Украине? Первый сценарий лежит на поверхности, рассказывает политолог Руслан Бортник, это реализация Минских соглашений по "формуле Штайнмайера" и последующие простесты праворадикалов, которые могут привести к захвату админучреждений — вначале в Западной Украине, а потом и в столице. Не исключает политолог и варианта, при котором катализатором протестов может стать социальное напряжение.

Самым опасным же видится вариант с вооруженным противостоянием. "Учитывая, что государство очень слабо, а хорошо подготовленных радикальных групп много, можно рассматривать и сценарий переворота при участии радикалов и силовиков, смещение и изоляцию президента по горбачевскому плану и приход к власти "сильной руки", — говорит Бортник.

Впрочем, вероятность реализации любого из этих сценариев наш собеседник оценивает не более чем в 10–15%. Проблема у всех вариантов одна: результаты новой революции вряд ли признают в мире. Кроме того, очередной переворот жестко ударит и по нашим олигархам, и по бизнесу, поэтому вряд ли большинство из них станет спонсировать собственные убытки.