Ближний круг. Как изменилась команда "слуг народа" за два года Зеленского у власти
Спустя два года после победы на президентских выборах Владимир Зеленский окончательно растерял первоначальную команду, но оброс новой, куда более влиятельной. Именно она теперь играет президента.
Два года назад между первым и вторым турами президентских выборов фаворит гонки Владимир Зеленский представил свою команду: юристов, банкиров, врачей, педагогов, предпринимателей и пиарщиков. Большинство не имело политического прошлого, они не были единомышленниками, способными сформировать единую стратегию, и напоминали компанию случайных людей.
После победы Зеленского мало кто из них получил высокие должности. В качестве бонуса многих отправили в парламент под брендом "Слуги народа". Но и те, кому должность все-таки досталась, с президентом проработали недолго. От власти отлучили почти всех его тогдашних союзников: секретаря СНБО, премьера, министров, генпрокурора и даже главу Офиса президента. Одни уходили из-за нереализованных амбиций, другие — из-за разногласий в команде или отсутствия необходимого опыта.
За два года состав актеров условного сериала "Слуга народа" поменялся несколько раз. В игре остались лишь самые близкие к Зеленскому.
Случайные люди
Иван Апаршин с 2008 по 2014 год работал в секретариате Кабмина. В 2019-м Владимир Зеленский публично назвал его экспертом своей команды в вопросах обороны и безопасности.
"Мою кандидатуру предложил Анатолий Гриценко, я согласился — лично знал Руслана Рябошапку и Андрея Богдана. Подумал, сможем эффективно работать, — объясняет Апаршин Фокусу свое появление в лагере Зеленского, замечая, что никому из экспертов будущий президент должностей не предлагал. — После я отказался баллотироваться в народные депутаты от "Слуги народа", но принял участие в конкурсе на должность руководителя Директората по вопросам нацбезопасности и обороны Офиса президента и выиграл". После ухода Богдана из Офиса президента директорат расформировали без объяснения причин. Апаршин остался без работы.
Команда "Студии Квартал-95" — пробивные, находчивые ребята, но не политики. Политическую команду Зеленскому создать не удалось
"Все помнят это громкое представление команды экспертов Зеленского в телеэфире. Но вскоре оказалось, что стартовая команда — муляж. Пиар-технологи понимали: для убедительной победы необходимо создать иллюзию, мол, кроме того что Зеленский очень порядочный и свой парень из "нашего квартала", у него в команде — специалисты. Что же касается лично Зеленского, то он, скорее всего, верил, что создает "дрим тим", — считает политтехнолог Виктор Бобыренко, в 2015 году предсказавший победу Зеленского, тогда еще комика "Студии Квартал-95", на будущих президентских выборах.
В "команду мечты" на старте входили Александр Данилюк и Руслан Рябошапка. Первый ушел с поста секретаря СНБО спустя четыре месяца после назначения, второго уволили с должности генпрокурора в марте 2020-го. После увольнения Данилюк сказал: "Люди, которые помогали прийти Зеленскому к власти, оказались не нужны в его модели управления". Такой поворот бывший секретарь СНБО объяснил тем, что все процессы глава государства захотел сконцентрировать в своем офисе, а на должности поставил лояльных к себе, слабых людей.
С этой мыслью согласны не все, считая, что молодые реформаторы просто не справились с государственной машиной.
"Посмотрите, как она раздавила премьера Алексея Гончарука, — парирует политолог Тарас Загородний. — Другая история — уход Андрея Богдана (в прошлом правительственного Уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики и советника экс-главы Днепропетровской области Игоря Коломойского) из Офиса президента. Его связывают с борьбой за сферы влияния — дистанцированием Зеленского от олигарха и внутренним конфликтом с советником президента Андреем Ермаком".
Однако уход молодых реформаторов на имидж Зеленского никак не повлиял. Эти персонажи не формировали лицо президента, ведь избиратели голосовали не за команду, а исключительно за него самого. "Два года спустя после победы Зеленский перестал делать ставку на новые лица. Он начал возвращать людей из позапрошлой власти — с "опытом и институционной памятью". Но этот процесс избирательный.
"Мастеров" президенту приводит его же окружение, оценивающее профессионализм кандидатов с точки зрения собственного корпоративного интереса, — уверен Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества. — Так что нельзя говорить, что во власть вернулись специалисты. Пришли отдельные персонажи, которые хоть и имеют опыт работы в госорганах, но их возвращение во власть — заслуга лоббистских усилий кого-то из близкого круга президента".
Ближний круг
"Люди из окружения президента Украины Владимира Зеленского привыкли писать сценарии сериалов, а не стратегии развития страны", — так о команде главы государства сегодня говорит экс-генпрокурор Руслан Рябошапка.
"Такой подход был и на старте политической карьеры Зеленского, просто его было выгодно не замечать, — поясняет Бобыренко.— Зеленский всегда ориентировался на свой условный "Квартал". Методы у него шоуменские, на хайпе они выиграли выборы и продолжают так работать. Усилия всей команды сводятся к одному: как пережить день и не потерять рейтинги".
По подсчетам экспертов Комитета избирателей Украины, за первый год президентства Зеленского более 30 кварталовцев и их знакомых получили госдолжности. Исключение, пожалуй, — друг детства Владимира Зеленского Иван Баканов. В составе "дрим тим" он был с самого начала, в итоге получил должность главы Службы безопасности Украины, хотя до этого не работал ни в структурах спецслужб, ни вообще в правоохранительных органах. Хотя после своего назначения Баканов ушел в тень, он выполняет указания президента, уберегая ведомство от войн групп влияния: пригласил в СБУ представителей старой гвардии, которые обеспечивают баланс интересов.
Сегодня Баканов, как и бизнес-партнер Зеленского по "Кварталу-95", а ныне первый помощник президента Сергей Шефир, входит в узкий круг президента, который Баканову доверяет. Но, в отличие от Баканова, Шефир, как и первый заместитель главы Офиса президента Кирилл Тимошенко, — человек без формальных обязательств, поэтому оба они выполняют все поручения президента. Например, кулуарно встречаются с олигархами.
"Если проанализировать кадровый состав Офиса президента, включая тех, кто не сильно светится (как, например, сценарист "Квартала-95" Юрий Костюк, который пишет все речи президенту, или Мария Левченко, помощница президента), можно заметить, что даже после некой ротации на Банковой ближайшее окружение Владимира Зеленского, бывшее с ним рядом не годами, а десятилетиями, остается. Для него это комфортная среда. Команда "Студии Квартал-95" — пробивные, находчивые ребята, но не политики. Политическую команду Зеленскому создать не удалось", — говорит Александр Доний, президент Центра исследований политических ценностей.
За периметром "Квартала"
В близкий круг Зеленского входит и нынешний глава Офиса президента Андрей Ермак. Его даже называют хозяином Банковой. За последний год он де-факто установил монополию на президента. Ермак не только пытается быть в курсе всех дел Зеленского, но даже физически постоянно присутствует рядом с ним, без его внимания не остается почти ни один вопрос государственной важности.
Именно Ермак определяет политику Украины на международной арене, в первую очередь — в российском направлении. Его также часто критикуют за попытки сконцентрировать в своих руках вопросы газа и мира на Донбассе. Кроме того, Ермак представляет президента на встречах в "нормандском формате", старается контролировать американское направление. А еще решает кадровые вопросы. Он порекомендовал назначить в ОП Михаила Подоляка, который курирует информационную политику главы государства, Алексея Арестовича, спикера украинской делегации ТКГ в Минске, а также своего заместителя Олега Татарова, чиновника времен Виктора Януковича. При этом политологи отмечают, что к Ермаку возникает куда больше замечаний, чем к Богдану, но аргументы критиков почти никогда не достигают цели.
Два года спустя после победы Зеленский перестал делать ставку на новые лица, а возвращает людей из позапрошлой власти — с "опытом и институционной памятью"
Многое за два года пережила и Ирина Венедиктова. Начинала она, как Иван Апаршин, экспертом команды Зеленского, после стала народным депутатом, далее — исполняющей обязанности директора Государственного бюро расследований, а в марте 2020-го — генпрокурором. Движению по карьерной лестнице обязана Ермаку и Шефиру — это они убедили президента, что Венедиктова будет хорошим генпрокурором. Сама она никогда не скрывала, что является человеком президента . "Правда, в кулуарах уже замечают, что Венедиктова не показывает обещанный результат. Она пытается проскочить меж капельками и интересами разных групп, что вызывает раздражение", — предполагает Виталий Кулик.
Сольные партии
Человеком из окружения Зеленского можно назвать и Арсена Авакова, министра внутренних дел. Но они не друзья, бесконечно доверять министру президент не может, как, впрочем, и избавиться от него. "Аваков — вынужденный персонаж, который на этапе предвыборной кампании подставил Зеленскому плечо, и это плечо было мощное и влиятельное. Сейчас президент не просто благодарен ему за позицию во время выборов, когда Аваков не поддержал Петра Порошенко и проявил дружеский нейтралитет к Зеленскому, но понимает, что тот может обеспечить порядок в стране, контролируя улицу. При этом у Авакова есть политические амбиции. Это значит, что из партнера он может быстро превратиться в конкурента", — говорит Доний. По его словам, именно Аваков рискует стать оппонентом Зеленского во время следующих президентских выборов:
"Он может стать символом центристского электората, потому что за Зеленского голосовали как за центристского кандидата в противовес двум крайностям — представителю украинского национализма Петру Порошенко и Виктору Медведчуку, который олицетворял прокремлевские силы. Аваков, русскоговорящий майдановец, может стать альтернативой Зеленскому. Необязательно демократической, если будет использовать идеологию сильной руки. И Зеленский должен это понимать". Скорее всего, президент давно это понимает.
Близкие к главе государства источники Фокуса говорят, что Зеленского порой раздражает присутствие Арсена Авакова, и он на пару с Ермаком готов усложнять министру жизнь. Например, как в случае задержания Сергея Пашинского, близкого соратника министра внутренних дел, по подозрению в нанесении тяжкого телесного повреждения (недавно суд первой инстанции его оправдал) или требованием закрыть нелегальные игровые залы, которые нередко крышевало именно МВД.
Владимир Зеленский сегодня доверяет ограниченному кругу соратников. В него входят: Иван Баканов, Сергей Шефир, Андрей Ермак
"Но больше всего команда президента теряет от дистанцирования спикера Дмитрия Разумкова. Он начал самостоятельную игру в парламенте из-за специфического отношения к нему Зеленского. Со временем спикера начали отлучать от принятия стратегических решений, к нему перестали прислушиваться, в том числе в кадровых вопросах, не позволили сформировать под себя большинство в парламенте, — продолжает политолог Кулик. — За такую самостоятельность при других обстоятельствах Разумков мог быть наказан — ушел бы вслед за Данилюком, Рябошапкой и Гончаруком. Но должность его спасает". Некоторые из "слуг" все чаще жалеют, что спикером не стал идеолог партии Руслан Стефанчук, который более предан президенту.
"Разумков сейчас не просто спикер, на него ориентируется часть депутатов, он взаимодействует с рядом политических игроков вне парламента, — говорит Виталий Кулик. — Он думает о создании собственного политического проекта, процесс находится на завершающем этапе. Разумков попытается сесть в центре и откусывать левоцентристский электорат "слуг" и ОПЗЖ". Шанс на успех есть. По последним данным Центра Разумкова, доверие украинцев к главе Верховной Рады по сравнению с другими политиками высокое — 32%, в то время как Зеленскому доверяют 26,5%.
В 2019-м Зеленский обещал, что идет в президенты на один срок, но спустя два года в партии "Слуга народа" заявили о том, что возможен и второй. С одной стороны, это может сплотить команду вокруг него, с другой — ближе к окончанию каденции глава государства наверняка произведет очередную чистку ненадежных друзей. Под раздачу наверняка попадут и те, кто сейчас формирует повестку Зеленского. Особенно если тот окончательно растеряет рейтинг. В таком случае стрелочники возьмут на себя часть негатива, а у Зеленского шанс побороться за президентское кресло пусть и немного, но все же повысится.