Разделы
Материалы

"Учения" заканчиваются. Почему Путину нужны виртуальные, а не реальные победы

Татьяна Катриченко
Фото: Getty Images

Нападение на Украину — самоубийство режима Путина. Так о возможной войне говорят российские политические эксперты в Москве, Берлине и Праге. Они уверены: Кремль ищет пути к отступлению и готовит план Б, чтобы обратить поражение в победу. Заявление Шойгу о том, что "внезапная проверка войск" заканчивается, подтверждает это мнение.

"Недавно услышала вопрос: готовы ли вы к войне? А как к ней можно быть готовой?! Но, живя рядом с РФ, никогда не знаешь, на что завтра решится Путин, что у него в голове", — говорит бывшая москвичка Ирина Белачеу. В прошлом она активистка и участница митингов против кремлевской власти, бежала от Путина в Украину, получила статус беженца и планирует претендовать на гражданство.

"В России есть силы, которые заинтересованы в новом витке дестабилизации. Путин и его эфэсбэшная команда любят держать мир в напряжении и наносить неожиданные удары, устраивать провокации", — продолжает она.

"Умом его не понять и аршином не измерить", — так о возможных намерениях президента РФ говорит Игорь Эйдман, социолог, автор книги "Новая национальная идея Путина", двоюродный брат Бориса Немцова, оппозиционного политика, убитого в Москве в 2015-м.

"В последние годы Путин проявлял себя политиком, не считающимся с реальностью, живущим в своем параллельном мире, в котором он царь и бог и никого бояться не может. Вопрос в том, насколько он адекватный. Если совсем обезумел — может начать войну. Если остался инстинкт самосохранения — вовремя остановится", — уверен он.

Выстрел в ногу

Начиная с марта, российская армия наращивала мощь у границ с Украиной и в оккупированном Крыму. По разным оценкам, в том числе американской и британской разведки, ее численность — 80–100 тыс., то есть нынешняя концентрация российских войск в регионе максимальная за последние годы, начиная с 2014-го. И пока Украина готовится обороняться, а Европа и США призывают Россию снизить градус напряженности, министр обороны РФ Сергей Шойгу объясняет, что войска на границу отправили в ответ на угрозы со стороны НАТО и с целью защиты "российского Причерноморья".

С помощью возможных военных действий в Украине Путин пытается повысить свои рейтинги в РФ — получить 86%, как после аннексии Крыма

"Сейчас большое влияние на Путина имеют военная разведка и ФСБ. Не надо исключать, что его убеждают, мол, президент Владимир Зеленский готов, как в свое время грузинский лидер Михеил Саакашвили, предпринять попытку военного решения вопроса на Донбассе. Тем более Запад выражает Киеву поддержку. Путин со своей стороны демонстрирует, что готов к любому сценарию и при изменении ситуации Москва способна применить силу", — предполагает Александр Морозов, российский политолог, содиректор пражского Центра Бориса Немцова по изучению России. Он признает, что в Кремле не могут не слышать заявления начальника Генштаба Руслана Хомчака и президента Владимира Зеленского, что никакого военного решения со стороны Украины не предполагается.

"Но политика такова, что никто никому не верит: ни Киев Москве, ни Москва Киеву", — поясняет Морозов. При этом политолог уверен, что Россия нападать на Украину не готова.

"На востоке и юге больше нет никаких пророссийских структур, население в целом не поддержит российскую военную экспансию. В этих условиях невозможно никому, даже Путину, проводить операцию", — добавляет эксперт и прогнозирует, что все закончится отведением российских войск из трех областей, граничащих с Украиной, в места дислокации. Это произойдет не сразу и так, чтобы было выгодно Кремлю, чья задача — хроническая дестабилизация ситуации на Донбассе. Поэтому, показав силу и мощь, Кремль может вновь перейти к локальным провокациям в регионе. И не силами регулярных войск, а "добровольцев Донбасса".

"Конечно, люди в Донецке и Луганске очень надеялись, что Путин их заберет. Но ему куда удобнее контролировать Украину, оставляя этот нарыв в теле Украины, чтобы в случае чего поворошить и причинить боль украинскому президенту, независимо от его фамилии. Нестабильный Донбасс — это возможность для России держать Украину в своей зоне влияния для удовлетворения имперских амбиций и в качестве рычага давления на Запад. Кремль постарается доставить Украине максимальные неудобства. Главная проблема для него — развивающаяся, процветающая, свободная, независимая Украина", — говорит Дмитрий Орешкин, московский политический эксперт. По его словам, Россия будет не только играть на чувствах жителей ОРДЛО, но всей Украины, стимулируя протесты против власти и даже антироссийские движения.

Частично войска могут уйти в оккупированный Крым, как это уже сделала десантная бригада. И не только с целью пробить коридор на материк, обеспечив поставку воды на полуостров. Для России Украина — не единственная проблема. Москва и Анкара находятся в условиях сложной и опасной конкуренции, Бухарест усиливает присутствие НАТО, а София высылает нескольких российских дипломатов.

"А вот аннексия Донбасса — это выстрел себе в ногу, результатом которого будет существенное ухудшение ситуации в России", — говорит социолог Эйдман. На то есть несколько причин. Одна из них — обязательство содержать эти территории, тогда как теперь Россия всеми силами пытается вернуть ОРДЛО Украине на своих условиях.

"Это такая черная дыра с экологическими и социальными проблемами. Можно еще два года рассказывать такие же сказки, как и крымчанам, но перспектив в России у Донбасса нет", — уверен Орешкин. Другая проблема — санкции Запада.

Условные предохранители

"Путин любит говорить, что санкции стимулируют. Но это неправда, он пытается избежать санкционного давления, — продолжает Игорь Эйдман. — Санкции приведут к падению курса рубля, фондового рынка, окончательному оттоку иностранных инвестиций, полному прекращению сотрудничества с Западом во многих областях. Думаю, можно будет говорить об окончательной смерти проекта "Северный поток-2". Сотрудничество с Западом примет форму советских времен. Тем самым Путин будет выпиливать себя из мировой экономики, а сейчас она довольно открыта к мировым рынкам, зависима от них. Поэтому результатом новых санкций будет мощный экономический кризис".

Главная проблема для Путина — развивающаяся, процветающая, свободная, независимая Украина

Но пока Запад только пугает Россию новыми санкциями. Недавние американские действия экономисты называют безболезненными и косметическими, а иностранная пресса говорит о них как о предупредительном выстреле, который позволяет администрации Байдена пользоваться политикой кнута и пряника, усиливая давление в будущем. В частности, на кону вопрос "Северного потока-2". Кремль заинтересован в его запуске, Белый дом пока позволяет этому случиться. На вопрос, почему санкции не введены в отношении самого газопровода, президент США, намекая на интересы союзников в Европе, сказал: "Сложная проблема". Вскоре канцлер Германии Ангела Меркель уточнила: Германия поддерживает строительство газопровода.

"Путин привык запугивать соперников и соседей. Практически всегда ему это удавалось. Вспомните выступление накануне помощника Путина по международным делам Юрия Ушакова. Он озвучил цену вопроса: хотите налаживать отношения — не надо вводить санкции, иначе Россия будет принимать самые решительные меры. Предположим, нападет на Украину. Буквально на следующий день США ввели санкции, — продолжает Орешкин. — Запад проглотил чеченскую войну, грузинскую историю и аннексию Крыма, но ныне решил, что трех раз достаточно. Байден хорошо знает и Путина, и всю советскую систему организации политики, поэтому подошел к разговору с хозяином Кремля рационально. Стал проявлять прагматическую, циничную позицию".

Эксперты прогнозируют: в будущем давление усилится. Например, в связи с арестом оппозиционера Алексея Навального или взрывом склада в Чехии, к которому, как уже установлено, причастна российская разведка. Американцы и тем более европейцы привыкли играть в долгую: лучше понемногу вводить ограничения, но неотвратимо.

ВИРТУАЛЬНАЯ ПОБЕДА. Политик Жириновский уверен: Россия выиграла третью мировую, не начав ее

Другое дело, что мир становится свидетелем построения новых отношений ЕС, США и России. С одной стороны, это связано с приходом администрации Байдена. В отличие от команды Трампа, она действует стратегически продуманно, последовательно. Никто не сомневается, что Байден собирается нарастить давление на Кремль, что уже началось. При этом Белый дом готов сотрудничать с Кремлем в отдельных сферах.

С другой стороны, Кремль пошел на бескомпромиссный конфликт с Европой, заявляя, что она ему не нужна. В ответ в Европе происходит пересмотр отношения к Кремлю: если пять-семь лет назад он мог рассчитывать, что есть политики высокого уровня, способные если не выступать на стороне Москвы, то хотя бы быть посредниками ради смягчения отношений ЕС с Кремлем, то теперь такие вряд ли найдутся.

"Неслучайно в этой ситуации Чехия так резко поступила — могла же слить материалы об участии российской военной разведки в подрыве склада с боеприпасами в 2014 году в прессу и сказать, что расследуем, а не идти на мощный дипломатический конфликт. Но раз Чехия на это решилась, значит, ЕС поддерживает ее. В этих условиях Украина получает шанс построить для себя новую конструкцию дипломатической поддержки", — говорит Морозов.

Внутренний рынок

Тем временем Кремль пытается не только разыграть внешнюю карту, но и внутреннюю — с помощью агрессии в Украине или, как говорит замглавы администрации президента РФ Дмитрий Козак, "защиты своих граждан на Донбассе". Путин и его окружение хотят удержать власть, поэтому уже начали квазипредвыборную кампанию "Единой России" в преддверии осенних выборов в Госдуму. Российские политологи уверены: для этого в массовое сознание россиян необходимо внедрять месседжи, которые бы консолидировали общество вокруг власти.

"В ситуации осажденной крепости, а именно такую модель Кремль искусственно создает, народу внушается, что кругом враги и война на пороге. Этим можно объяснить нагнетание военно-патриотического психоза", — говорит Эйдман.

Путин проявляет себя политиком, не считающимся с реальностью, живущим в своем параллельном мире, в котором он царь и бог. Вопрос в том, насколько он адекватный

российский социолог
Игорь Эйдман

Отметим, что уровень поддержки Путина в России, возможно, не такой высокий, как после аннексии Крыма, когда, по данным "Левада-центра", популярность президента взлетела до небывалых 86%, но все-таки солидный — 65% на февраль 2021-го. И от того, какой процент россиян сейчас поддерживает аннексию Донбасса, могут зависеть его будущие действия. Да, россияне могут охотно поверить, что их граждан ущемляют на Донбассе, и одобрить войну, но отрезвление придет вместе с похоронками и падением курса рубля как раз к выборам осенью.

"И тогда из ярых патриотов люди превратятся в ненавистников режима, который развязал войну", — замечает Игорь Эйдман. Правда, и он, и другие российские эксперты очень сомневаются, что люди осмелятся протестовать. После митингов в поддержку Навального в РФ задержали множество граждан, так что в случае войны с Украиной на улицу выйдут лишь самые активные, но они никак не влияют на Путина.

Не потерять лицо

"Пока Путин проигрывает на всех фронтах. Запад как никогда категоричен, а украинцы готовятся биться со злостью и ненавистью, — констатирует Дмитрий Орешкин. — Думаю, хотя риторика Путина и будет ужесточаться, ресурсов для реальных действий не хватает. Поэтому с шумом от битья горшков Кремль будет изображать из себя победителя в расчете на одобрение 145 млн российских граждан. Партия проиграна".

Партия, но не игра. Путин способен наносить неожиданные удары и выигрывать. Поэтому заметно, что хозяин Кремля стремится вмешаться в дела не только Украины, но и Беларуси. Многие годы ее президент Александр Лукашенко саботировал углубленную интеграцию с РФ, но возможностей для маневров все меньше. Неделю назад премьер РФ Михаил Мишустин побывал в Минске, после чего анонсировал объединение на некоторых уровнях двух стран, в частности экономическом. "Это взаимовыгодный альянс", — сказал он. Но на самом деле эксперты говорят о поглощении и не исключают перспектив размещения российских военных баз на территории Беларуси. А это уже дополнительные риски для Украины — наша северная граница станет еще более уязвимой.

Что же касается Украины, то на нынешнем этапе необходимо следить не только за движениями и высказываниями Владимира Путина и его ближайшего окружения, но и других российских политиков. Например, Владимира Жириновского. Не зря же говорят: что у Путина в голове, у Жириновского на языке. А тот уже завил: "Россия выиграла третью мировую, не начав ее". Мол, Америка испугалась — Байден запросил встречу, Украина сделала шаг назад — готовится к обороне, а значит, можно отходить. Возможно, Путину как раз и нужна была виртуальная победа, а не реальная, и он думает, как выйти из тупика с наименьшими потерями.