Ставка на дядю Джо. Сумел ли Зеленский добиться большего в отношениях с США, чем Порошенко
Успехи Владимира Зеленского во внешней политике могли бы быть заметнее, если бы их не сдерживал внутриполитический фактор.
В день, когда госсекретарь США Энтони Блинкен должен был прилететь в Киев, издание Financial Times выпустило текст с заголовком: "Украина делает ставку на Дядю Джо". Речь шла о том, что американская дипломатия (и, возможно, только она) сможет убедить Россию отступить.
На кого делать ставку, у Зеленского определились сразу после его победы на выборах, а скорее всего, еще до. В конце апреля 2019-го "Зеркало недели" опубликовало основные внешнеполитические приоритеты новой команды, основываясь на информации от тех, кто их разрабатывал.
"Во-первых, — писало издание, — новая администрация будет добиваться для Украины членства в Европейском союзе. Однако членству в ЕС (равно как и в НАТО) будет предшествовать референдум. Во-вторых, планируется углубленное сотрудничество с Соединенными Штатами. В-третьих, новая администрация планирует уделить особое внимание Канаде, а Японию определяет как ключевого партнера. В-четвертых, предполагается создать альянс с ближайшими соседями (Румыния, Грузия, Польша), а с теми соседними странами, с которыми у Украины существуют серьезные проблемы — Польшей и Венгрией, — изменить тональность отношений. В-пятых, планируется развитие балто-черноморских инициатив с участием Украины. При этом в Черноморском регионе ключевым партнером определяется Турция. В-шестых, в отношении Беларуси будет применен "прагматичный" подход".
Автор публикации заметил, что в списке не был упомянут Китай. И получил объяснение от одного из собеседников: "Торговать с Китаем будем. Но наступает время глобальной войны. И нам необходимо выбирать друзей. А наш друг и союзник — Соединенные Штаты". Это был самый общий план. Но строился он на адекватной оценке ситуации и прагматике.
Украина и США
Старт каденции Владимира Зеленского подпортился скандалом противостояния Дональда Трампа и Джо Байдена в преддверии президентских выборов в США. Личный адвокат Трампа Руди Джулиани в мае 2019-го заявил, что Зеленский "окружен врагами президента США и людьми, которые явно коррумпированы", обозначив одну из главных тем, представляющую интерес для хозяина Белого дома: связи Байдена-младшего с украинской нефтегазовой компанией Burisma, имевшие место, когда Байден-старший проявлял политическую активность в отношении Киева. А уже в июле в телефонном разговоре с Зеленским о компромате на Джо Байдена заговорил сам Трамп. Это обернулось политическим скандалом.
Зеленский и его команда активно стучатся в европейские двери, но Брюссель, как и Вашингтон, требует от Украины структурных реформ и эффективной борьбы с коррупцией
Сразу после выборов, когда Америка считала голоса, а Трамп грозил не признать результатов, глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба подчеркивал, что "какой бы выбор ни сделал американский народ, мы будем успешно развивать стратегическое партнерство".
К тому времени Зеленский уже заменил посла США Валерия Чалого на Владимира Ельченко, до этого бывшего послом Украины в РФ. Отставку Чалого в ОП аргументировали тем, что двусторонние отношения нужно выводить на уровень стратегического партнерства, а "тот посол, который был, с этой функцией не справлялся".
Однако и занявший его место Ельченко, как выяснилось, сыграл роль переходной фигуры: 25 февраля этого года послом Украины в США Зеленский назначил экс-министра финансов Оксану Маркарову. Перед ней поставили задачу усилить сотрудничество с администрацией Байдена, вести политический диалог на базе широкой двухпартийной поддержки в Конгрессе, привлекать Соединенные Штаты к урегулированию ситуации на Донбассе, а также к усилиям по деоккупации Крыма. Санкции против "Северного потока — 2", влияние Вашингтона на принятие решения НАТО о предоставлении Украине Плана действий относительно членства (ПДЧ) в Альянсе — это также вопросы, которыми должна озаботиться посол.
Получилось ли у Зеленского и команды быть более успешными в отношениях с Вашингтоном, чем у Порошенко? Даже если вести речь о финансовой помощи, то нельзя сказать, что шестой президент страны выигрывает у пятого. В конце ноября прошлого года посольство США в Украине сделало заявление для Студии Савика Шустера, из которого следует, что с 2014-го "Дядя Джо" предоставил Украине более $4,1 млрд помощи. Однако если принять во внимание показатель 2020 года ($898 млн), то вряд ли Зеленский привлек больше американских денег в страну, чем Порошенко.
При этом стоит учесть, что оба украинских правителя, каждый на своем этапе, столкнулись с проблемой по имени Трамп. Но у Зеленского есть преимущество в том, что теперь в Белом доме Джо Байден, о чем ветеран американской дипломатии Стивен Пайфер на днях высказался так: "Украина получила голос поддержки, которого не имела в Белом доме многие годы".
Заявления американского президента по украинской тематике это подтверждают. Как и позиция его администрации. Однако все это определяется скорее геополитическими интересами самих Соединенных Штатов, где Украину считают форпостом на границе с путинской Россией. Нынешний визит Энтони Блинкена, первого из высокопоставленных членов администрации Байдена, не только показывает, что Соединенные Штаты полны решимости противостоять российской агрессии и поддерживать украинские реформы. Он еще и демонстрирует, что от Украины Зеленского в Вашингтоне ждут примерно того же, чего ждали (и не дождались) от Украины Порошенко.
Когда американский госсекретарь назвал две угрозы для нашей страны — "Одна внешняя — это Россия. Вторая угроза — коррупция, олигархи и люди, которые ставят свои интересы выше интересов украинского народа", — можно было подумать, что мы слышим эхо голосов американских чиновников из недавнего прошлого. Например, Курта Волкера, спецпредставителя Госдепа в Украине, который через неделю после инаугурации Зеленского называл коррупцию одной из главных задач нового украинского руководства.
Иными словами, говорить о том, что команда Зеленского совершила прорыв в отношениях между Киевом и Вашингтоном, было бы преувеличением, поскольку применительно к США достижения Украины во внешней политике напрямую связаны с ее достижениями во внутренней политике. И эту ситуацию вряд ли удастся изменить зажигательной риторикой или назначением посла.
Украина, Евросоюз и НАТО
В середине апреля на фоне стягивания российских войск к границам Украины Владимир Зеленский в интервью французской газете Le Figaro заявил: "Мы не можем бесконечно сидеть в зале ожидания ЕС и НАТО". Вполне логичное высказывание для президента страны, в Конституции которой закреплен курс на вступление в эти два союза.
В предвыборной программе Зеленского движение в НАТО было названо залогом безопасности страны. При этом само вступление в Альянс, как было записано, сможет состояться после всеукраинского референдума. В июне прошлого года НАТО предоставило Украине статус партнера расширенных возможностей, выказав таким образом признание значительного вклада Украины в миссии НАТО. Таких партнеров сегодня у Альянса всего шесть. Однако "расширенный" статус не предопределяет никаких решений о членстве в НАТО, поэтому Киев старается сделать следующий шаг — получить план действий по членству (ПДЧ) в Альянсе. Во время разговора с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом в апреле Владимир Зеленский назвал ПДЧ "наиболее актуальным вопросом" для Киева. На предстоящем июньском саммите в Брюсселе представители стран — членов Альянса намерены обсудить дорожную карту по принятию Украины в свои ряды. Правда, от ПДЧ до членства в НАТО могут пройти годы. Хорватия, например, ждала шесть лет, Северная Македония — 12.
"Членство базируется на трех критериях, — объясняет эксперт брюссельского аналитического центра Friends of Europe Джейми Ши, ранее работавший в структурах Альянса. — Первый: готова ли страна? В случае с Украиной — еще нет. Готовы ли страны-члены [ее принять]? Учитывая сложные дискуссии во Франции, Германии и Нидерландах, нет, еще не готовы. Готова ли к этому политическая ситуация в Европе? Можно позволить себе расширение НАТО, не рискуя дестабилизацией Европы? НАТО будет пытаться найти ответ на этот вопрос в ближайшее время".
Что касается вступления в Евросоюз, то и здесь нет определенных сроков, хотя есть Соглашение об ассоциации с ЕС и безвиз, а Брюссель финансово поддерживает проведение реформ в Украине. На эти цели в целом, начиная с 2014 года, Евросоюз выделил более €16 млрд — больше, чем какой-либо иной стране, как отметил Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель в апреле.
ЕС готов демонстрировать поддержку Киеву, однако по-прежнему опасается конфликтовать с Москвой. В апреле Дмитрий Кулеба по итогам встречи глав МИД стран Евросоюза, состоявшейся в формате видеоконференции, упрекнул европейских коллег в нежелании вводить секторальные санкции против РФ. Зеленский и его команда активно стучатся в европейские двери, но Брюссель, как и Вашингтон, требует от Украины структурных реформ и эффективной борьбы с коррупцией.
Украина и Канада
Страна кленового листа то и дело мелькает в украинских новостных лентах. Свою роль тут играют и традиционные связи, и наличие украинской диаспоры. 1,3 млн граждан страны имеют украинские корни. Такую цифру назвал министр иностранных дел Канады Франсуа-Филипп Шампань во время визита в Киев в марте прошлого года. Тогда же он подчеркнул, что Украина — одна из немногих стран в мире, с которой у Канады подписан договор о зоне свободной торговли. Последний начал действовать в августе 2017-го.
"Теперь мы смотрим, как нам модернизировать наши торговые отношения, которые составляют 300 млн канадских долларов [$207 млн]", — сказал глава канадского МИДа. Кроме того, министр обозначил три условия, при которых в Украину могут хлынуть канадские инвестиции: Киев должен "предложить стабильность, предсказуемость и верховенство права". Уже в июне 2020-го Владимир Зеленский в интервью канадскому изданию The Globe and Mail сообщил об одном из симптоматичных шагов. Речь шла об инвестиции $1,1 млрд канадской компания Black Iron в горно-обогатительный комбинат в Кривом Роге, вопрос о которой, по словам главы государства, "практически решен".
На июньском саммите НАТО в Брюсселе планируют обсудить дорожную карту для Украины. Но до членства в Альянсе могут пройти годы
Некоторое дополнительное сближение между Киевом и Оттавой произошло после катастрофы под Тегераном украинского Boeing 737. Из 167 пассажиров, находившихся на борту самолета, 138 были гражданами или резидентами Канады.
Сегодня Канада продолжает поддерживать Украину в ее противостоянии с Россией. В апреле Трюдо в ответ на сообщение своего украинского коллеги со словами благодарности и приглашением к участию в Крымской платформе написал у себя в "Твиттере": "Знайте, что поддержка Канадой суверенитета, безопасности и территориальной целостности Украины никогда не пошатнется".
Украина и Япония
В феврале на международном форуме "Азиатская стратегия в действии. Роль украинско-японского сотрудничества" Центр "Новая Европа" представил дискуссионную записку "Украина — Япония. Как обеспечить эффективное глобальное партнерство?" В ней отмечалась база, на которой можно строить двусторонние отношения. Обе страны имеют территории, находящиеся под российской оккупацией. У нас это Крым, у японцев — северные территории (известные также как "южные Курильские острова"). Япония единственная из государств Азии ввела ограничительные меры против РФ.
Но последние годы не стали прорывом в двусторонних отношениях. Токио с подозрением относится к ситуации, когда в Украину приходит китайский инвестор. История с "Мотор Сич" вызывала беспокойство японцев, поскольку если бы Киев не вырвал это предприятие из рук китайцев, то все, скорее всего, закончилось бы передачей украинских технологий Поднебесной, что совсем не в интересах Токио.
Есть, впрочем, и более краеугольный камень, почему ни при Порошенко, ни при Зеленском, ни в ближайшие годы мы не видели и вряд ли увидим активный приход японских инвесторов в Украину.
"Японский инвестор, — пишет Алена Гетьманчук, директор Центра "Новая Европа", в февральской публикации "Зеркала недели", — который сам по себе достаточно консервативен и не склонен к риску, анализируя ситуацию в Украине, обращает внимание не на политические декларации Киева, а прежде всего на оценки, которые дают нашей стране международные финансовые структуры, — в частности OECD [Организация экономического сотрудничества и развития], Всемирный банк, EBRD [Европейский банк реконструкции и развития]. Помощь в инфраструктурных проектах, являющихся одним из приоритетов президентства Зеленского, — это то, что может "взлететь". Но чтобы это произошло, считает автор, "надо разобраться с бюрократическими и процедурными препятствиями, а также коррупцией и патронатом, которые, с точки зрения Токио, — главные преграды на пути к эффективному использованию японской помощи". Пока что с этим всем Киев не разобрался и утешаться можно лишь тем, что украинскому агробизнесу удается успешно продавать свои товары в Японии, радуя тамошнего покупателя соотношением цены и качества.
Украина и Венгрия
С Будапештом нормализовать отношения Киеву не удалось. Была кратковременная оттепель в прошлом году. Тогда визиты венгерских чиновников в Украину выглядели позитивными настолько, что это даже сбивало с толку, как выразился в феврале 2020-го директор украинского Института центральноевропейской стратегии Дмитрий Тужанский. Он же предупреждал: это лишь смена тактики венгерского премьера Виктора Орбана и его команды, тогда как стратегия остается прежней.
Канадские инвестиции в Украину вырастут не раньше, чем Киев продемонстрирует стабильность, предсказуемость и верховенство права
Киеву и сегодня приходится реагировать на то, что подкидывает ему Будапешт. Последний скандал связан с октябрьскими местными выборами в Украине. Тогда, в день выборов, глава венгерского МИДа Петер Сийярто на своей странице в "Фейсбуке" призвал венгров Закарпатья поддержать Партию венгров Украины (ПВУ). Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что таким образом Венгрия перешагнула "красную линию". Киев запретил въезд двум венгерским чиновникам, участвовавшим в такой агитации. Сийярто дал ответ: "Этим [шагом] Украина направляет месседж, что она отказалась от поддержки Венгрией своих усилий по евроатлантической интеграции".
В конце ноября прошлого года СБУ провела обыски у одного из лидеров венгерской общины в Закарпатье — председателя ПВУ Василия Брензовича, — а также в партийном офисе, офисе благотворительного фонда "Эгана Эде" и здании венгерского института в Береговом. МИД Венгрии вызвал на ковер украинского посла.
Январский визит господина Сийятро в Украину назвали "антикризисным", но до выхода из конфликтной ситуации между двумя странами, похоже, далеко.
Украина и Польша
В начале мая в Варшаве президенты Владимир Зеленский и Анджей Дуда подписали Декларацию о европейской перспективе Украины. Документ засвидетельствовал поддержку Украины Польшей на пути к членству в Европейском союзе. Киев и Варшава находят точки соприкосновения по многим вопросам, однако яблоком раздора выступает история.
Споры на этой почве оживились в апреле 2015-го, когда Верховная Рада признала УПА борцами за независимость Украины. Это произошло всего несколько часов спустя после проукраинского выступления в украинском парламенте президента Польши Бронислава Коморовского. Варшава восприняла это очень болезненно. Действия УПА на Волыни во время Второй мировой войны стоили жизни десяткам тысяч поляков. В 2016-м сенат Польши признал те события геноцидом. А в январе 2018-го польский сейм принял закон о запрете "бандеровской идеологии" в стране. За отрицание "преступлений бандеровцев" предусмотрен штраф или лишение свободы на срок до трех лет.
Именно этот контекст из недавнего прошлого заставляет оценить майскую декларацию как серьезный дипломатический прорыв. Для Киева крайне важен и этот шаг, и то, что Варшава поддерживает Украину в борьбе против российской агрессии, а также строительства "Северного потока — 2". Наконец добрые отношения с этим европейским соседом — еще и экономический фактор. Польша после Китая — второй крупнейший в мире рынок для украинского экспорта товаров с объемом $2,6 млрд. Позитивные перемены начались при Зеленском. Визит Анджея Дуды в Украину в октябре прошлого года в ОП назвали "настоящей перезагрузкой двустороннего диалога". И это вряд ли можно назвать сильным преувеличением.