Новая "Антанта" сможет то, чего боится НАТО: как Британия и Франция сплачивают союз вокруг Украины
Великобритания и Франция пытаются взять на себя роль лидеров в противостоянии с РФ, частично устранив США. Эксперты уже говорят о создании новой "Антанты". Почему этот союз нельзя сравнить с прошлым, и какие перспективы несет новое политическое и военное объединение, разбирался Фокус.
Как 120 лет назад: заполнить вакуум безопасности
"Опять темные дни. Захватническая война России в Украине продолжается третий год, и она имеет глубокое влияние на европейскую и евроатлантическую безопасность", "Мы должны сделать еще больше, чтобы победить Россию. Мир наблюдает — и будет судить нас, если мы потерпим неудачу", — с такими месседжами в совместной статье, посвященной 120-летию заключения франко-британского союза, входящего в историю как Антанта, выступили главы внешнеполитических ведомств Великобритании Дэвид Кэмерон и Франции Стефан Сежурне. Текст опубликован британской газетой The Telegraph.
В материале говорится об уже оказанной поддержке Украине, в частности поставки ракеты Scalp and Storm Shadow, обучение украинских пилотов и будущие планы поддержки.
"Вместе Франция и Великобритания подтвердят нашу непоколебимую поддержку Украины на саммите Европейского политического сообщества, который состоится в Бленхеймском дворце в июле. Мы также обеспечим результативный саммит НАТО в Вашингтоне этим летом", — отмечают министры.
Они уточняют, решать проблемы будут не только Франции и Великобритании: "Но вместе мы можем сплотить других, чтобы они присоединились к нам в их преодолении".
Украинские эксперты говорят, лидеры Великобритании и Франции не просто отмечали годовщину "Антанты", военно-политического союза между Британской империей и Францией, а также несколькими государствами-участниками, которые 120 лет назад противостояли Германии и ее союзникам, но и заявили о создании нового "сердечного соглашения". И хотя в 1904 году в союз входила и Российская империя (а заключением британско-российского договора в 1907 году образовался союз, из которого Российская империя вышла впоследствии), сейчас объединение усиливается в противостоянии Российской Федерации.
"Такое объединение происходит вследствие устранения и все большего самоустранения Соединенных Штатов Америки, в результате которого возник вакуум безопасности в Европе. Несмотря на то, что Североатлантический альянс существует, — говорит Фокусу президент Центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар, — но в то же время возникает все больше вопросов эффективности его дальнейшего функционирования в контексте тех заявлений, которые звучат со стороны политических сил США, особенно из трампистского лагеря. Поэтому Европа все больше обеспокоена вопросом, что будет, если после президентских выборов в США американцы уйдут в некую самоизоляцию, сосредоточатся на внутренних вопросах и займут позицию, что Европа должна решать свои европейские вопросы самостоятельно. Именно поэтому две ведущие страны Европы, одна континентальная, Франция, другая — островная, Великобритания сделали заявление в противоположной им манере. И оно фактически отражает их готовность быть вместе и возглавить "коалицию решительных" в "альянсе испуганных". К этой когорте можно отнести Чешскую республику и страны Балтии, которые четко заявили о своей позиции — возможность отправки своих контингентов боевых сил в Украину".
Вместе с тем заявлять о современной "Антанте" как о прошлой не стоит. Союз, образованный в начале ХХ века, не дал шанса для образования Украины как самостоятельного государства. Сейчас же речь идет о создании объединения для усиления именно Украины.
Серьезность намерений или механизм малых коалиций
Эксперты называют такие события изломом и движением в сторону образования новой среды безопасности, проекта партнерства и сотрудничества — политического и оборонного. Но он может существовать не вместо НАТО.
"Никто не ограничивает стран-членов альянса в выборе своих вариантов действий. В этом контексте потенциально условная "коалиция решительных" может расширяться за счет стран северной Европы, которые теперь в НАТО", — говорит Михаил Гончар.
Речь идет о нордической четверке — Финляндия, Швеция, Дания и Норвегия. Они были и есть на стороне Украины. Потенциально в силу условного прифронтового расположения можно отнести к таковым и Румынию, хотя она не демонстрирует решительную позицию, скажем, такую как Чехия.
Сейчас говорят о том, что после заседания на уровне министров иностранных дел стран-членов НАТО европейцы реально осознали, что надо развивать свои структуры безопасности и обороны, усиливаться изнутри, ведь нет уверенности, что Соединенные Штаты, в случае нападения, скажем, на Литву, смогут накрыть ядерным зонтиком всю Европу.
Новый союз может существовать наряду с НАТО, и быть более оперативным — в случае необходимости решения можно было принимать более быстро. И не только на уровне Европейского Союза, но и стран, не входящих в него.
"Антанта" в 1904-м была создана накануне Первой мировой войны. Сейчас же Европа оказалась снова на грани начала новой войны масштабной войны. Поэтому ставки, по крайней мере публично, все время поднимают. И сейчас это ставки двух ядерных держав. Не так давно Макрон посоветовал президенту РФ Владимиру Путину не разбрасываться угрозами относительно ядерного оружия, мол, ядерные государства должны "прежде всего чувствовать себя защищенными", поскольку имеют такое вооружение.
"На самом деле, есть интересная книга, написанная британским генералом Ричардом Ширрєффом, который занимал много ключевых должностей в Альянсе. В 2016 году он написал книгу "Война с Россией", — продолжает Гончар, — На основе крымских событий спрогнозировал гибридную и не гибридную военную агрессию России против стран Балтии. И главное в том, что НАТО, по его предположениям, не сработает на начальном этапе, когда надо принимать быстрые решения и прибегать к быстрым действиям, ведь поиск консенсуса между тремя десятками стран-членов требует времени, но агрессор не ждет. Вместо этого он описал, что сработала небольшая коалиция решительных. Всего несколько стран. Правда, в его книге к этой коалиции принадлежали США, Великобритания, Польша, которые сыграли фундаментальную роль, пока немцы и греки колебались. Тем не менее этот человек с большим практическим опытом видит системе недостатки Альянса, который расширился. В этом контексте механизм малых коалиций как раз и является таким, что может сработать более эффективно".
Сигнал США и миру
Новый возможный союз — это сигнал не только России, но и США, политика которых сейчас отличается достаточной сдержанностью. Некоторые уже говорят, что в Вашингтоне не хотят поражения Москвы, как, в частности, и в Берлине. Но на самом деле речь идет о боязни возможных непредвиденных деструктивных процессов в РФ, которые могут быть инициированы поражением.
"С конца Первой мировой войны, в результате поражения РФ, хотя в войне и не было победителей, Россия проиграла, и начался ее распад. Пошли деструктивные процессы, которые привели к социальной революции и государственному перевороту. Теперь многие боятся России как ядерной державы. Хотя, конечно, они сами нарисовали страшилки и сами их боятся", — добавляет президент Центра глобалистики "Стратегия ХХI".
Второй фактор, почему США сдержаны — там надеются, что Россия может быть союзником в борьбе с Китаем. То есть в Вашингтоне все еще царит мнение, что Россия может быть союзником США, хотя, на самом деле, РФ и душой и телом сейчас именно в Китае.
Что же касается Великобритании и Франции, то ее представители решили взять на себя вполне понятные политические роли, кроме того, что стремятся вместе показать, что Европа может быть независимым политическим игроком, и что Европу будут защищать все вместе. Не только ценностно, но и политически.
Стефан Сежурне — человек команды президента Эммануэля Макрона, который в последнее время высказывается резко в поддержку Украины — допустил вероятность отправки западных войск в Украину.
Дэвид Кэмерон — опытный дипломат, который сейчас проявляет активную позицию. Недавно он посетил США, пожав руку Дональду Трампу — хотел убедить бывшего президента разрешить Конгрессу США предоставить Украине военную помощь в размере 60 миллиардов долларов, но, похоже, неудачно. Очевидно, он хочет вернуться в политику, а особенно накануне выборов, которые могут состояться осенью 2024 года. И, возможно, метит в премьерское кресло. Стремится показать нового политического лидера, который признает, что совершил ошибку, согласившись на Britain.
А что Германия, которая всегда считалась европейским лидером? Канцлер Олаф Шольц поехал в Пекин для встречи с лидером Китая Си Цзиньпином, в частности, говорить об Украине.
Сейчас Германия не высказывает резких мнений относительно РФ, хотя и предоставляет Украине оружие. И эксперты говорят, продолжит предоставлять, иногда и непублично, обходными путями. Но Германия, как и США, все еще не признает, что война в Украине — это война в Европе.
Призрачные результаты
Возникает вопрос, стоит ли от этого объединения ожидать резкого изменения ситуации. Вряд ли союзники решатся на смелые решения. Как, например, передадут самолеты F16 или откажутся от некоторых "красных линий" — не будут ограничивать Украину в нанесении ударов по территории РФ, военным целям, а также по Крыму или же позволят задействовать самолеты отдельных стран НАТО и их пилотов, по крайней мере при операциях в Крыму.
Кэмерон на днях, например, объяснил, почему не будут сбивать дроны над Украиной, как в Израиле — уничтожение российских БПЛА якобы может привести к эскалации между РФ и НАТО. Но подтвердил свою решимость в предоставлении Украине современных систем ПВО как Patriot.
"Одна из таких фундаментальных идей и просьб Украины к НАТО из обращений общественных организаций и представителей органов местного самоуправления — создать воздушный зонтик, защитить небо над западной Украиной. И это было отвергнуто Альянсом, мол, не нужно втягивать НАТО в войну с Россией. Но Британия сказала, что она предоставит Украине оружие, а дальше — ее решение, как его использовать, — отмечает Михаил Гончар, — Но в целом проблемы у нас есть только с американцами и немцами и некоторыми другими странами, которые значительно меньше обеспечивают или не имеют нужного нам, дальнобойного оружия. Я думаю, что здесь есть варианты участия ряда европейских стран-членов альянса в военной помощи Украине бесконтактным методом, не вступая в прямые столкновения с российским силами. И мы снова возвращаемся к теме закрытия неба над западом Украины. Польша могла бы это сделать, сказав, что защищает не Украину, а себя, с учетом случаев попадания ракет в Польшу".
Но Варшаве сейчас нет времени об этом даже дискутировать — она находится в глубокой дисфункции из-за многочисленных протестов, которые имеют как внутреннюю основу, так и внешнее возмущение.
Очевидно, что западные партнеры берутся помогать Украине более непублично. Об этом свидетельствуют и попытки РФ нанести удары вдоль западных границ Украины. Но в войне РФ Украина нуждается не в словах, не в кулуарных договоренностях, а в действиях, в частности — так называемой коалиции решительных. В частности, начать с западных границ — Польша и Румыния, по договоренностям с Великобританией и Францией, могли бы своей авиацией патрулировать свои восточные границы с Украиной. Польша, Румыния и так поднимают свою авиацию, когда российские ракеты летят вдоль их границы. Новая коалиция как часть Европы могла бы со временем признать: защищая западные украинские границы и порты в Черном море, она будет нейтрализовать угрозу для Европы, и будет действовать в защиту Украины.