Диверсии или теракты: чем реально может угрожать РФ в ответ на атаки ее РЛС
Власти РФ впервые прокомментировали сообщения об ударах Вооруженных сил Украины по станциям радиолокации российской системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Какие механизмы угрожает задействовать Москва, и действительно ли она решится на серьезную эскалацию, выяснял Фокус.
Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков накануне заявил, что ответ Москвы на действия Киева, которые касаются российских СПРН может быть "асимметричным", и добавил: "почувствует последствия" и Вашингтон, который "постоянно поощряет" подобные атаки.
"Режим в Киеве пытается нарушить нормальное функционирование важных звеньев нашей военной организации, в частности тех, которые имеют отношение к стратегической сфере. Эти намерения будут непременно нами пресекаться",- подчеркнул Рябков.
По его словам, подход Вашингтона в этой истории "максимально безответственный". "Они (США — ред.) выписали индульгенцию Киеву на любые преступления, на любые акции такого рода и не делают ничего для того, чтобы прекратить опасные провокационные шаги своих подопечных. Но для них — для США — это тоже не бесплатно, и последствия они почувствуют", — констатировал российский дипломат.
Между тем, о каких именно последствиях для Вашингтона идет речь, Сергей Рябков подробно говорить не стал.
"Мы максимально ответственно и предельно осторожно подходим ко всему, что связано с нарушением стратегического баланса или созданием определенных угроз ресурсам, обеспечивающим стратегический паритет. Поэтому рассуждать о том, какой может быть характер нашей реакции на соответствующие события, для меня было бы абсолютно безответственным", — резюмировал он.
О том, что одна из РЛС СПРН — "Воронеж-ДМ" под Армавиром в Краснодарском крае была атакована украинским беспилотником, сообщалось 23 мая. Через три дня, 26 мая, была попытка атаки дрона на еще один такой объект — РЛС СПРН "Воронеж-М" под Орском в Оренбургской области. Еще раньше, а именно 17 апреля, беспилотники атаковали РЛС "Контейнер" вблизи Ковылкино в Мордовии.
Следует заметить, что СПРН — это один из ключевых элементов системы боевого управления стратегическими ядерными силами России. Впрочем, до 3 июня власти РФ не комментировали эти удары. Только бывший глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин, которого цитируют росСМИ, высказался по этому поводу, отметив при этом, что соответствующие сообщения могут быть "фейком ВСУ".
Между тем, Рогозин допустил вероятность того, что удар по объекту СПРН в Краснодарском крае "нанесен по собственной инициативе Киева или по приказу какого-то военного маньяка ВСУ, желающего разжечь Третью мировую войну".
Но в то же время он добавил, что "с учетом глубокого вовлечения Вашингтона в этот вооруженный конфликт и американского тотального контроля за военным планированием Киева версию о том, что США не знают об украинских планах нанесения ударов по системе противоракетной обороны России, можно отбросить".
Эксперты, с которыми пообщался Фокус, по-разному оценивают гневные сигналы из Москвы и цель, которой они призваны достичь.
Нажать на Киев руками США
"Господин Рябков, напомню, это то лицо, у которого перед началом полномасштабного вторжения зашкаливал "борзометр". В частности, этот персонаж использовал лексику гопников, заявляя, мол, пусть НАТО собирает манатки и отходит к границам 97 года. Сейчас он определенным образом изменил свою риторику, хотя угрожающие нотки никуда не исчезли. По моему мнению, то, что он говорит относительно СПРН не означает ничего конкретного, поскольку реально что-то сделать они просто не могут", — отмечает в разговоре с Фокусом политолог Дмитрий Левусь.
По мнению эксперта, "однозначно можно утверждать", что Рябков пытается запугать в первую очередь Украину тем, что РФ будет давить на Соединенные Штаты и таким образом будет уменьшаться поддержка Киева.
"Очевидно, что США не были заинтересованы в ударах по российским РЛС дальнего обнаружения, потому что для них сохранение паритета в ядерном противостоянии является очень важным. Но вполне понятно, что Украина сама определяет цели, по которым она может бить. Поэтому это в данном конкретном случае скорее связано с желанием России ограничить возможность применения американского оружия", — отмечает Дмитрий Левусь.
Политолог считает, что РФ сейчас добивается того, чтобы США отменили "даже то ограниченное разрешение для ударов по территории РФ".
"И все заявления, касающиеся СПРН — это такая себе попытка надавить на Киев руками Соединенных Штатов", — заключает эксперт.
Россия может чужими руками организовать теракт
В свою очередь политолог Александр Кочетков в разговоре с Фокусом отмечает следующее: "Будут ли какие-то реальные действия РФ, о которых заявляет заместитель Лаврова, сказать наверняка достаточно сложно. Нанести удар по странам НАТО тактическим ядерным оружием Россия вряд ли рискнет. Но РФ может более активно угрожать странам Балтии. Впрочем, к реальным шагам здесь они тоже не готовы. А вот что они действительно могут делать, и чего действительно опасается Вашингтон в свете избирательной кампании, так это купить какого-нибудь иранского прокси вроде "Хезболлы", чтобы они устроили террористическую атаку на какое-нибудь посольство или военную базу США".
Подчеркнув, что при таком сценарии Дональд Трамп будет чрезвычайно жестко критиковать американскую власть "и Байден потеряет какие-то рейтинговые баллы", Александр Кочетков резюмировал: "То есть, какой-то локальный теракт — это фактически единственное, что действительно могут сделать россияне не на словах, а на реальных действиях. Причем этот вариант они могут задействовать не только по отношению к США, но и где-то в Европе. Скажем, РФ может организовать чужими руками террористическую атаку во время Олимпийских игр. Но как бы там ни было, все все равно все будут понимать, кто реально за этим будет стоять".
Война вышла за рамки логики страхов
"Россияне периодически выходят с угрожающими заявлениями. Последнее такое "большое" заявление было о симметричных последствиях в отношении Финляндии и Швеции после их вступления в НАТО. Но в результате россияне ограничились очередными проблемами на линии границы в связи с давлением мигрантов, чему как раз таки способствовали российские государственные органы. Очевидно, несмотря на громкие заявления Рябкова, так будет и на этот раз, потому что война уже вышла за рамки логики страхов и различных красных линий", — отмечает в разговоре с Фокусом политолог Олег Постернак.
"Российская армия сейчас очень серьезно погрязла в войне в Украине и пугать кого-то еще какими-то военными действиями, скажем так, несерьезно. А вот говорить о различных дипломатических гибридных угрозах, диверсиях, операциях влияния можно, потому что это то, на что путинский режим действительно способен", — добавляет эксперт.
По его мнению, реальных военных угроз в словах Рябкова усматривать не следует.
"Самое страшное — это тактическое ядерное оружие, но россияне если и используют его, то разве что в космосе, показав тем самым США свои возможности и способности. Также РФ может использовать какой-то новый вид, скажем, химического оружия, хотя тоже вряд ли, поскольку последствия РФ тоже осознает", — заключает Олег Постернак.
Опасается ли Вашингтон эскалации
Между тем источники газеты The Washington Post в администрации США утверждают, что в Белом доме обеспокоены атаками ВСУ в отношении элементов СПРН. По словам одного из собеседников издания, "эти объекты не были вовлечены" в операцию России в Украине. "Но они являются уязвимыми местами, поскольку Россия может заподозрить, что ее стратегический потенциал сдерживания становится мишенью", — пояснил неназванный чиновник, отметив, что это может нанести "ущерб стратегической стабильности между Вашингтоном и Москвой".
Россия, добавил он, "может подумать, что она уменьшила способность выявлять ядерную активность против нее на ранней стадии, что может стать большой проблемой". "Всем должно быть очевидно, что Соединенные Штаты не намерены использовать ядерное оружие против России. Но, безусловно, существует обеспокоенность тем, как Россия может воспринять нацеливание на ее потенциал сдерживания и атаки на системы раннего предупреждения", — признал собеседник.
Однако информированный источник в госструктурах Украины заявил газете, что Россия использовала соответствующие станции радиолокации также для перехвата украинских ракет и беспилотников. По его словам, за атакой на эти объекты стоит Главное управление разведки Минобороны Украины (ГУР МОУ).
Стоит отметить, что это не первые атаки на объекты стратегического значения на территории РФ. Так, в декабре 2022 года ВСУ также с помощью беспилотников атаковали базы стратегической авиации России (Дягилево в Рязанской области и Энгельс в Саратовской области). В Белом доме тогда заявили, что не поощряют таких атак и не способствуют им. Украинская же сторона утверждала, что российские самолеты дальней авиации используются в том числе для нанесения ударов по территории Украины, а потому являются вполне легитимными целями. На этот раз официальные лица США публичных заявлений о недопустимости атак на российские СПРН не делали.