Разделы
Материалы

Мечта в иллюминаторе. Что нужно знать о новом космическом корабле Илона Маска

Ярослав Золотников
Фото: Loren Elliott/Getty Images

Илон Маск давно мечтает отправить человека на Марс, и теперь у него появился Starship – прототип космического корабля, который поможет осуществить эту мечту. Как менялась концепция межпланетного аппарата SpaceX, за что NASA обиделось на Маска, и как он собирается зарабатывать на новинке, рассказывает Фокус

Текущий год оказался насыщенным для Илона Маска. Сперва предприниматель запустил первые интернет-спутники будущей сети Starlink, затем продемонстрировал новый проект Neuralink, призванный объединить человеческий мозг с компьютером, но главный козырь он придержал. Точнее, придерживал до настоящего времени. На космодроме компании SpaceX в Бока-Чика, Техас, состоялась презентация Starship – прототипа космического корабля, который должен будет доставить человечество на Марс.

Ступени эволюции

Маск никогда не скрывал, что основная миссия SpaceX с момента ее основания в 2002-м году заключалась в том, чтобы сделать человечество межпланетным видом. Так что и идея космического корабля, способного доставить нас к другим мирам возникла не вчера. Более того, до презентации Starship она уже успела претерпеть рад преображений.

Первую концепцию межпланетного аппарата Маск презентовал в 2016-м году на встрече Международной астронавтической федерации в Мексике. Тогда его детище носило имя Interplanetary Transport System. В рамках данного проекта предполагалось построить корабль многоразового использования, оснащенный 9 двигателями Raptor, и ракету-ускоритель с 42 двигателями. Для сравнения, сверхтяжелая ракета Falcon Heavy может похвастаться 27 двигателями Merlin.

Так SpaceX представляла Interplanetary Transport System

Годом позже концепция изменилась. Ей было присвоено новое имя Big Falcon Rocket, да и предполагаемые характеристики стали другими. Количество двигателей корабля было сокращено до 6, а ускорителя – до 31. Высота системы снизилась до 106 метров.

Этот проект также просуществовал год. В 2018-м космический корабль Маска получил свое нынешнее имя Starship, количество двигателей ускорителя (теперь он называется Super Heavy) выросло до 37, а высота всей системы – до 118 метров.

Вот так Starship может прижиться на Луне

Примерно в таком виде концепция межпланетного аппарата SpaceX существует и сегодня. Правда, по словам главы компании, в дальнейшем количество двигателей ускорителя может варьироваться от миссии к миссии, но вряд ли их будет меньше 24 и точно не больше 37. В любом случае появления Super Heavy, еще придется подождать, а пока SpaceX будет доводить до ума космический корабль.

Полгода безумия

Прототип Starship, представленный в Техасе, является лишь первой версией. Он выполнен из нержавеющей стали, насчитывает 50 метров в высоту и оснащается тремя двигателями Raptor. Вес корабля составляет порядка 200 тонн, но в дальнейшем компания рассчитывает уменьшить этот показатель почти вдвое.

Основной задачей прототипа является отработка взлета на большую высоту и благополучное приземление. По расчетам Маска, этот тест должен состояться уже через 1-2 месяца. В ходе испытания он поднимется в небо примерно 20 километров, после чего вновь вернется на землю.

Вторая версия Starship долго ждать себя не заставит – компания уже работает над ней на своем объекте во Флориде. Чуть позже техасский коллектив SpaceX примется за сооружение третьей версии Starship, и возможно, что именно ей предстоит совершить первый полет в комплекте с ускорителем Super Heavy. Маск остался верен себе и установил весьма оптимистичные сроки для этого события – примерно на начало следующего года.

"Это звучит чистым безумием, но, думаю, мы постараемся достичь орбиты менее, чем за 6 месяцев, – сказал Маск. – Если совершенствование конструкции и производства продолжится экспоненциальными темпами, то, вероятно, я не ошибусь, назвав срок в несколько месяцев".

Он также отметил, что видит потенциал для того, чтобы уже в следующем году на борт Starship поднялись люди.

Что касается конечной цели – отправки корабля на Марс – то Маск не стал говорить, когда планируется достичь ее. Впрочем, как передает The New York Times, после презентации он беседовал с парой репортеров и отметил, что SpaceX все еще может вписаться в те сроки, которые озвучивались несколько лет назад. Ранее глава SpaceX рассчитывал отправить на Красную планету первый груз в 2022-м, а следом, через пару лет, доставить туда и первых людей.

А как же NASA?

Впрочем, за Илоном Маском водится привычка ставить чересчур оптимистичные сроки для реализации амбициозных проектов, а затем сдвигать их. В этот раз об этой особенности главе SpaceX напомнил один из крупнейших и важнейших клиентов компании – американское агентство NASA. "Я с нетерпением жду завтрашнего анонса SpaceX, – написал в Twitter незадолго до презентации глава NASA Джим Брайденстайн. – А тем временем Commercial Crew на годы отстает от графика. Я ожидаю такого же уровня энтузиазма по отношению к инвестициям американских налогоплательщиков. Настало время выполнять обещания".

Commercial Crew – программа американского агентства, в рамках которой задачу по доставке астронавтов на МКС планируется переложить на плечи частников. SpaceX – одна из компаний, которая должна заняться этим, но пока этого не произошло.

В марте текущего года ее пассажирский корабль Crew Dragon был отправлен на станцию без людей на борту. Предполагалось, что первые пассажиры взойдут на него уже в июле, но после аварии, которая произошла в ходе испытаний аппарата в апреле, эти планы были отложены до лучших времен. Пока эти времена не настали.

На сообщение Брайденстайна, Маск ответил, что большинство сотрудников SpaceX работают как раз над ныне существующими аппаратами, в том числе над Crew Dragon, а позднее добавил, что сегодня основной причиной проволочек являются бесконечные проверки NASA.

Деньги вперед

Когда Маск начнет вписываться в озвученные сроки – не единственный вопрос, который сопровождал презентацию Starship. Не менее любопытно, как именно SpaceX собирается зарабатывать на нем.

Starship позирует вместе с Falcon 1 – первой ракетой-носителем SpaceX, которая успешно дебютировала 11 лет назад – Loren Elliott/Getty Images

Сам глава SpaceX полагает, что в настоящее время на рынке нет места, которое корабль мог бы заполнить, но пока это и "не особо важно". В будущем Starship может служить для доставки упомянутых интернет-спутников Starlink – проекта, на прибыльность которого рассчитывает Маск. Пока SpaceX отправила на орбиту несколько десятков таких аппаратов. Один корабль сможет брать на борт до 400 спутников, а вся глобальная система по раздаче интернета из космоса должна состоять из тысяч спутников.

Кроме того, Starship можно будет использовать и для путешествий из одной точки Земли в другую. Например, полет из Нью-Йорка в Токио на таком корабле может занять порядка получаса, и подобная экономия времени, наверняка, отразится на стоимости билета.

"По сути, это межконтинентальная баллистическая ракета, которая может садиться", – говорит Маск.

Кстати, о перспективности данного направления еще в начале года говорили аналитики швейцарского банка UBS. По их оценкам, уже в следующем 10-летии рынок космических перелетов может достичь объема в 20 миллиардов долларов.

Впрочем, основной целью Starship – все же остается полет на Марс. И пускай, в Техасе был показан только прототип, сегодня Илон Маск и SpaceX стали чуть-чуть ближе к ее достижению.