Вопреки правилам мужчин. Первая профессиональная женщина-художница в истории западного искусства
Становление Лавинии Фонтаны как профессиональной художницы в области, где доминировали мужчины, было совсем не обычным. Национальная галерея Ирландии исследует ее выдающуюся карьеру на обширной монографической выставке, где представлено 50 картин и работ на бумаге.
Лавинию Фонтана, настоящую первопроходчицу в истории западного искусства, называют первой профессиональной женщиной-художницей. В то время как другие женщины до нее были известны своими картинами в пределах монастыря или двора, Фонтана основала собственную успешную студию в Болонье, а затем в Риме, пишет The Art Newspaper.
В Фокус.Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и интересные новости из мира науки!
Национальная галерея Ирландии воздает должное беспрецедентному вкладу Фонтаны в мир искусства своей предстоящей выставкой "Lavinia Fontana: Trailblazer, Rule Breaker", на которой будет представлена ее самая большая и амбициозная из известных картин — "Визит царицы Савской к царю Соломону" (1599).
Куратор выставки Аоифе Брэди обещает погружение в атмосферу выставки, где представлено около 50 картин и работ на бумаге, исследующих многочисленные "первые шаги" в карьере Фонтаны, с акцентом на ее специализацию в портретной живописи. Она стала любимой художницей болонских аристократок, но ее беспрецедентная работа над масштабными публичными алтарными образами и женской обнаженной натурой также заслуживает внимания, особенно во времена, когда женщинам не разрешалось изучать анатомию человека.
Карьера Фонтаны в живописи была обусловлена финансовой необходимостью. Ее отец Просперо, известный портретист, заболел и увидел в своей младшей дочери спасительницу семьи. Нетрадиционный брак Фонтаны с Джан Паоло Дзаппи позволил ей продолжить художественную карьеру. В свадебном контракте, представленном в первом зале выставки, было оговорено, что у нее нет приданого и что они оба будут зарабатывать на жизнь в доме ее отца.
Несмотря на рождение 11 детей, в последующие годы Фонтана работала плодотворно и стратегически. Она была искусна в саморекламе, переговорах и дипломатии, необходимых для успешной работы художника в эпоху Возрождения. Ее возвышение совпало с периодом, когда женщины в Болонье имели больше возможностей участвовать в общественной жизни, в том числе покровительствовать благотворительным организациям и искусству.
Элитные круги стали основной клиентурой Фонтаны. Ее тонко детализированные маньеристские портреты, с их пышной передачей одежды и драгоценностей, были обязательной принадлежностью домов этих женщин. На выставке представлен монументальный групповой портрет семьи Гоццадини 1584 года — первый документально подтвержденный заказ женщины-мецената женщине-художнице.
Стиль Фонтаны может показаться академическим по сравнению с жестким натурализмом ее близкого современника Караваджо. Однако выставка в Дублине стремится разрушить эти стены, выставляя ее искусство вместе с редким текстилем эпохи Возрождения и модными аксессуарами, погружая посетителей галереи в мир Болоньи конца XVI века.
Лишь в последние десятилетия техника Фонтаны, а также других женщин-художниц, оставшихся незамеченными на протяжении всей истории, стала предметом углубленного изучения, что привело к новым открытиям ее работ. В настоящее время существует около 130 надежно атрибутированных картин.
Цель выставки — показать Фонтану как художника, а не просто как женщину, и вдохновить на дальнейшие исследования ее все еще загадочной студийной практики. Брэди надеется, что выставка даст хорошее понимание творчества Фонтаны, что крайне важно для будущих исследований.
Ранее Фокус рассказывал о нелегкой судьбе сильнейшей женщины 13 века. 1000 невест не смогли завоевать ее сердце, а сама она отказывалась определяться гендерными ролями, была бесстрашным боевым командиром, чемпионкой по борьбе и грозной политической советницей.
А также мы писали о древней империи Хунну. ДНК проливают свет на первое кочевое имперское государство и роль принцесс в присоединении новых территорий. Их влияние достигало Египта, Рима и императорского Китая, а неоднократные вторжения в Китай побуждали к возведению Великой китайской стены.