Разделы
Материалы

Пять звезд для палатки. Что такое глэмпинги и где их найти в Украине

Евгения Королёва
Фото: cottonbro from Pexels | Палаточные городки с WI-FI и кондиционерами становятся все популярнее

Палаточные городки с WI-FI и кондиционерами становятся все популярнее среди обеспеченных туристов. Фокус узнал, кто развивает глэмпинги в Украине и сколько стоит отдых в "пятизвездочной" палатке.

Андрей Родкин и Александр Коновалов, молодые предприниматели из Ровенской области, осенью 2017 года пошли в поход на Полонинский хребет в Закарпатье. Все было как положено — рюкзаки, палатки, спальники, но после одного из особо тяжких подъемов подуставшие друзья стали фантазировать о том, как хорошо было бы принять нормальный душ и поспать на кровати вместо каремата. После возвращения домой Коновалов не мог выбросить из головы идею о комфортном отдыхе на природе и… начал гуглить. Оказалось, что такой формат успешно развивается в Европе.

Сегодня в разных регионах Украины насчитывается около 20–25 глэмпингов
Фото: Getty Images

Глэмпинги уверенно можно назвать одним из главных мировых тревел-трендов последних лет. Термин объединяет в себе два слова: "гламурный" и "кемпинг". В этом, собственно, и заключается суть явления. Клиенты останавливаются в просторных палатках (глэмпах), где есть все удобства, мебель и свежее постельное белье. Конечно, поклонникам традиционных походов, несущих все необходимое в рюкзаках и предпочитающих спать в спальниках, такой вид отдыха по-прежнему не близок. Однако для тех, кто в равной степени хочет единения с природой и комфорта, палаточный отель становится идеальным вариантом.

Стартап: начать с нуля

Вдохновившись мировым опытом, Родкин и Коновалов решили запустить собственное производство глэмпов и стали первопроходцами в этой сфере в Украине. В феврале 2018 года они создали компанию Glamping UA. "Мы пошли нетривиальным путем, не так, как работают большинство компаний. Если остальные сначала делают рендеры [компьютерную визуализацию], продают и только потом их строят, мы в первую очередь создали сам продукт", — рассказывает Родкин. Вместе с инженерами предприниматели разработали собственную модель — двухэтажный палаточный модуль Family — и уже с ней вышли на рынок.

Около $7–10 тыс. дохода за сезон генерирует один глэмп

В запуск проекта бизнесмены вложили $50 тыс., со временем инвестиция превысила $100 тыс. К концу текущего сезона партнеры надеются выйти на окупаемость. Сегодня в их линейке представлено десять моделей стоимостью от $1,5 тыс. до $9,8 тыс. (без наполнения и монтажа). Клиент выбирает модули, а Glamping UA "под ключ" монтирует готовый палаточный лагерь со всей инфраструктурой.

"За прошедший год в стране произошел "квантовый скачок" глэмпинга", — комментирует Андрей Родкин. Если в 2020-м палаточных отелей было не больше пяти, то сейчас их в разных регионах насчитывается около 20–25. В настоящее время компания работает над семью проектами. Одним из самых роскошных стал Royal Glamping, где сутки проживания стоят до 5 тыс. грн. Лагерь из девяти глэмпов находится в 50 км от Киева, в селе Кийлов на берегу Каневского водохранилища. Модули палаточного отеля оснащены по максимуму: в каждом есть мини-кухня с микроволновкой, санузел с душем, кондиционер и даже сейф.

Как рассказывает Ксения Кутепова, соосновательница Royal Glamping, они вместе с мужем и тремя детьми сами приезжали в Кийлов на отдых и влюбились в эти места, так что с площадкой определились сразу. Идея запуска глэмпинга возникла случайно. Семья отправилась с обычными туристическими палатками в Одесскую область, но путешествие не задалось: во время шторма все вещи чуть не улетели. После этого супруги стали искать подходящий для отдыха формат и узнали о глэмпингах. До этого, как признается Кутепова, с гостиничным бизнесом они никак не были связаны, но решили попробовать и на­шли инвестора для реализации проекта.

Появление новых бунгало в разных регионах приведет к снижению стоимости услуг и, следовательно, популяризации глэмпинга среди более широких слоев населения

Изначальной цели создавать именно люксовый продукт у команды Royal Glamping не было. Но для основателей глэмпинга было важно сделать его максимально безопасным и удобным.

"Мы хотим, чтобы наши гости чувствовали себя защищенными, поэтому на территории есть видеонаблюдение и охрана. Человек не должен переживать о чем-то, здесь он сможет просто расслабиться и отдохнуть", — объясняет соосновательница глэмпинга.

Лакшери-кемпингов в Украине становится все больше
Фото: Charl Durand from Pexels

Год гламура. Лакшери-кемпингов все больше

По расчетам бизнес-консалтинговой компании Grand View Research, к 2025 году средний рост рынка глэмпингов в мире составит 12,5%, а его общий объем достигнет $4,8 млрд. На Кипре 2023 год даже объявили годом глэмпинга. На днях Саввас Пердиос, заместитель министра туризма страны, пообещал, что в ближайшие два года правительство будет способствовать развитию лакшери-кемпингов. Правда, для этого необходимо внести изменения в законодательство, так как в настоящее время такой бизнес в республике никак не регулируется. Андрей Родкин не сомневается, что через два-три года о законодательном урегулировании рынка глэмпингов задумаются и в Украине. Пока же глэмпы сертифицируются как туристические палатки.

Исследования целевой аудитории помогли сформировать портрет условного глэмпера. Это украинцы 25–40 лет со средним и выше среднего уровнем дохода

Как отмечает бизнесмен, сегодня есть спрос на интересные инвестиционные проекты, что и способствует динамичной популяризации культуры глэмпингов.

"Нашими клиентами становятся люди, которые хотят развивать свои локации и готовы вкладывать средства в расширение номерного фонда. Это, к примеру, загородные комплексы или отели", — говорит Родкин. Наличие глэмпинга на гостиничной территории становится отличным бонусом и может привлечь новых клиентов, заинтересованных в необычном формате отдыха.

Летом 2020 года идеей запустить франшизу глэмпингов в Украине загорелся Артур Лупашко, основатель и генеральный директор управляющей компании Ribas Hotels Group. Пандемия коронавируса была в разгаре, однако это не смутило бизнесмена и его команду. Лупашко опубликовал в Facebook пост о глэмпингах в Европе и спросил подписчиков, готовы ли они останавливаться в палаточных отелях. Энтузиазм комментаторов убедил его, что стоит рискнуть, и вместе с партнерами он создал сеть Glamping Mandra. Первый глэмпинг на три палатки открылся на пляже Днестровского лимана в Затоке 29 августа, в каждый глэмп инвестировали $6–8 тыс. Как рассказывает Сергей Боев, управляющий партнер Glamping Mandra, в этом году одно бунгало обходится дороже — цены значительно выросли.

"Сейчас полностью готовый глэмп стоит $9 тыс.", — уточняет Боев.

Развлечения для молодых. Платить за отдых в глэмпингах больше других готовы молодые люд
Фото: @apertoura

Заполняемость глэмпинга в прошлом году составляла 87–95%, этим летом показатель упал до 80%, но в компании это объясняют плохой погодой и надеются, что, как только закончатся дожди, загруженность вырастет до 90–95%. Стоимость проживания в летнее время колеблется от 1680 до 3600 грн за сутки.

"Наша целевая аудитория — люди 20–45 лет, уставшие от типичного отдыха и желающие отдохнуть на природе, но со всеми удобствами", — подчеркивает Боев.

В июне запустился еще один глэмпинг сети — на этот раз в Каневе Черкасской области. В ближайшее время откроется Мандра Шато Трубецкого в Херсонской области, на территории известного "Винодельческого хозяйства князя Трубецкого". В целом же до 2030 года в сети должно появиться около 30 палаточных отелей по всей Украине.

По словам Виктории Берещак, эксперта рынка недвижимости, значительный фактор, стимулирующий развитие такого типа объектов, — относительно небольшой объем инвестиций для строительства в сравнении с полноценным курортным комплексом или гостиницей.

"Сумма инвестиций в организацию глэмпинга может стартовать от $75 тыс. для небольшого объекта, где существенными статьями расходов станут закупка домов или их строительство, монтаж на участке, инженерия, организация комфортного быта, выстраивание бизнес-процессов и должного уровня сервиса", — комментирует Берещак. Также придется потратиться на маркетинг, размещение информации на сервисах аренды жилья, SMM-маркетинг.

Однако если период окупаемости гостиницы в допандемийные годы превышал 13–15 лет, то здесь при правильно выбранной стратегии, локации и должном уровне спроса понадобится шесть-восемь лет, объясняет эксперт.

"В случае же небольших форматов в курортных местах срок уменьшается до четырех лет", — добавляет она. Другие эксперты говорят, что сроки окупаемости могут быть еще меньше — всего два-три года.

Как уверяет Андрей Родкин, за сезон один глэмп генерирует около $7–10 тыс. дохода. В сети Mandra рассказывают, что доход за первый год работы глэмпинга составляет $99 тыс., прибыль — $55 тыс., за второй — $110 тыс. и $63 тыс. соответственно. По словам Виктории Берещак, комплекс из 10 глэмпов при 65-процентной заполняемости с хорошими видовыми характеристиками, уровнем комфорта и сервиса может генерировать $66–81 тыс. прибыли в год.

Глэмп — это палатка со всеми удобствами
Фото: pexels.com

Сова за стенкой: комфортный отдых на природе

Яна Метелкина, тревел-блогер и экс-редактор передачи "Орел и Решка", не так давно побывала на территории глэмпинга Mandra в Затоке.

"Это прикольное место, качественно сделанные домики, внутри все стильно оборудовано, как в Pinterest, находится на берегу моря. Единственный недостаток — у них нарушена идея глэмпинга", — рассказывает Метелкина. По ее словам, формат подразумевает, что ты можешь жить с удобствами, но все равно приезжаешь на место ради дикой природы.

"Там никакой природы, в общем, нет, только домики и дачный поселок, — говорит Яна. — Ты просто живешь в этих модных палатках на берегу, и все. Получается, они взяли концепт, но до конца не реализовали саму идею".

Значительный фактор, стимулирующий развитие такого типа объектов, — относительно небольшой объем инвестиций для строительства

Как считает Метелкина, формат глэмпингов прежде всего рассчитан на эстетов.

"Он подходит для ценителей красивой жизни и любителей экспериментировать", — рассуждает блогер.

Виктория Берещак, в свою очередь, уверена, что основная аудитория глэмпингов — это представители креативной экономики, IT-специалисты и опытные путешественники, уже попробовавшие такой отдых за границей.

"Средний возраст гостей — 25–30 лет. Обычно это пары без детей, хотя все зависит от формата глэмпинга", — говорит эксперт. Период пребывания в палаточном отеле в среднем составляет два-четыре дня.

За время работы команда Glamping UA делала несколько исследований целевой аудитории такого отдыха, благодаря чему сформировала портрет условного глэмпера. Это украинцы 25–40 лет со средним и выше среднего уровнем дохода. Более молодые люди стремятся получить новые эмоции и исследовать незнакомые места. Однако отдых в бунгало часто выбирают и семьи с детьми, отмечают в компании.

"Люди хотят на два-три дня выехать на природу, посидеть вечером возле костра, но не хотят жертвовать своим комфортом", — объясняет Андрей Родкин. У туристов есть возможность ночевать в удобной кровати, но при этом слышать за стенкой шатра сову, которая ухает рядом на дереве. И это одна из причин, по которой они готовы выбирать глэмпы, а не домик в лесу. Кроме того, такой отдых обходится дешевле аренды загородной виллы.

Отдых в бунгало часто выбирают и семьи с детьми
Фото: pexels.com

По мнению Виктории Берещак, формат глэмпингов открывает для инвесторов неограниченные возможности.

"Они могут создавать концептуально интересные объекты, отталкиваясь от потребностей разных целевых аудиторий, — комментирует эксперт рынка недвижимости. — Это могут быть скандинавский минимализм, полупрозрачные сферы с видом на Карпаты или комфортабельные шатры у береговой линии". При этом есть возможность экспериментировать и с наполнением сервисов. Кто-то делает ставку на рекреационные зоны, кто-то — на спортивную инфраструктуру или лаунж-пространство, а в других местах могут быть повышенный уровень приватности, фешенебельное убранство и дополнительные услуги в виде чанов и открытых бассейнов, рассказывает Берещак.

Эксперт считает, что наиболее популярными локациями глэмпинга в Украине будут Ивано-Франковская, Одесская, Львовская и Закарпатская области. Причем близость водоема и живописные виды могут повысить средний чек на 20–30%.

Близость водоема и живописные виды могут повысить средний чек на 20–30%
Фото: pexels.com

Основным толчком к динамичному развитию глэмпинга стало введение строгих карантинных ограничений из-за пандемии.

"Если раньше все старались уехать за границу, то сейчас большинство людей из-за мер безопасности и страха заболеть, из-за нежелания возиться со справками предпочитают отдыхать внутри страны. Причем многие хотят минимально контактировать с другими, ведь сохранился этот социопатический синдром, так что выбирают такой вариант на природе", — комментирует Яна Метелкина.

Эксперты сходятся во мнении, что в ближайшее время Украину ожидает бум глэмпинга, а со временем это станет привычным форматом отдыха наряду с классическим палаточным туризмом и арендой домиков у моря. Появление новых бунгало в разных регионах приведет к снижению стоимости услуг и, следовательно, популяризации глэмпинга среди более широких слоев населения.