Роман Пыцкив, командир батальона "Чернигов", находящегося в Станице Луганской, рассказал Фокусу о службе в зоне АТО во время "перемирия", дальнейших перспективах мирного процесса и планах на депутатский мандат
О Романе Пыцкиве Фокус писал в августе в рамках проекта "Герои нашего времени". Тогда он еще рассказывал об освобождении Кременной, Рубежного, Северодонецка, Лисичанска. С того времени террористы при поддержке регулярных войск РФ значительно расширили контролируемые территории, отбросив украинские силы назад по нескольким направлениям. Сегодня батальон "Чернигов" удерживает позиции близ Станицы Луганской. Сам Роман Пыцкив сейчас находится в Чернигове, в зону АТО планирует вернуться через неделю-две.
Изменилось ли что-то после объявления последнего "перемирия в зоне АТО?
Если сравнить с месячной давностью, то ситуация спокойная. Прямых столкновений нет, хотя перестрелки бывают. На днях было двое погибших.
Это перемирие было действительно необходимым?
Перемирие нужно было сделать на 7-10 дней, не больше, чтобы перебазировать силы, отвести те батальоны, которые пострадали больше всего.
Дело в том, что в силах противника нет единства, они поделены на небольшие банды, которые контролируют каждый свой кусок территории. Более того, они истощили все ресурсы - съели все, что можно было из магазинов, ограбили все банки. Они не согласовывают свои действия между собой. Когда против наших сил велся огонь во время перемирия, сепаратисты звонили в наш штаб, и сказали, что огонь ведет неподконтрольная им группировка. Есть силы, которые не подчиняются никому и воюют сами по себе, им плевать на перемирие.
- Читайте также: Сергей Мельничук: Милиция "вешает" на "Айдар" преступления
Сегодня во время перемирия с территорий, подконтрольным боевикам, вывозят все ценное, в т. ч. оборудование с ключевых заводов. От этого страдает наша экономика.
Единственное, на что я надеюсь, что есть какой-то подвох в этом перемирии, что его настоящая цель - это показать миру, что мы делаем шаг навстречу, а они продолжают стрелять.
Чем именно сейчас занимается ваш батальон?
Охраной общественного порядка в Станице Луганской. Это периметр города, сам город и два блокпоста на въезде. Патрулирование осуществляется совместно с другой бригадой.
Морально бойцы не надломлены из-за всех последних событий?
Настрой такой же, как и с первого дня. Меня самого удивляет, но моральный настрой у бойцов на 150%, половина не хочет возвращаться домой, хотят остаться.
Есть люди, которые просят остаться даже не на одну, а на три ротации. Для таких я уже пишу приказ и отправляю отдыхать домой насильно, потому что человек устает психологически. Тем более, условия сейчас никакие, живем иногда в лесу, иногда в заброшенных зданиях, понятно, что люди заболевают, им нужно домой приехать, прийти в себя.
- Читайте также: Слишком народный депутат. Зачем сотник Парасюк штурмует Раду
Я противник того, чтоб люди были месяц, два, три, потому что мы видим яркие примеры тех батальонов, которые не могут выехать из зоны АТО 4-5 месяца, и их матери, сестры ходят с плакатами "Верните нам наших детей". Поэтому я построил все так, что люди находятся там максимум три недели. Если кто-то добровольно хочет остаться на четвертую или пятую неделю, тогда я принимаю отдельное решение: если человек трезво себя ведет, то почему бы и нет. Есть еще люди, которые остаются из-за зарплаты, потому что она считается вдвойне за период нахождения в зоне АТО.
Батальон испытывает какие-либо проблемы со снабжением?
Мы наладили отношения с УВД. Они обещали перед ротацией всех одеть в теплую одежду: штаны, ватники и бушлаты на то количество людей, которые выезжают в зону АТО. Для тех, кто уже выехал, мы собственными силами нашли 30 бушлатов и где-то до 20-ти жилетов. Термобелье тоже уже есть на всех. То, что меня сейчас беспокоит, это зимняя обувь, ее нужно где-то искать. А так, по бронежилетам, по каскам бойцы почти на 100% экипированы.
Сколько в батальоне "Чернигов" добровольцев, и из каких областей он комплектуется?
Добровольцев в батальоне около 60%. Остальные - люди с опытом, которые знают, как воевать, знают, что такое автомат, и как с ним обращаться. Хотя сейчас уже все знают, как обращаться с оружием, все понимают, все знают. В батальоне есть не только ребята с Черниговщины, но также из Ивано-Франковской, Львовской, Киевской областей.
С кем чаще вы вступали в бой: с местными сепаратистами, наемниками или регулярными войсками РФ?
Нашему батальону приходилось воевать преимущественно с сепаратистами. Было 4 прямых столкновения: из них 3 раза - с так называемыми "ополченцами", один раз - с наемниками. Но я хорошо знаю командиров батальонов "Днепр" и "Миротворец", и точно знаю, что им приходилось воевать со штатными российскими военными.
Что нужно сделать, чтобы война закончилась?
Все просто - нужно закрыть границу. Без поставок из РФ они быстро выдохнутся. Другое дело, что сделать это в сегодняшней ситуации практически нереально. Нужна авиация, а у нас она очень слабая. Но я уверен, что если всю технику с военных складов Украины собрать и направить нам, мы бы победили. У нас есть люди, которые квалифицированы для работы с тяжелой техникой, они легко с ней управятся.
Сколько времени будут длиться военные действия в Донбассе?
Зиму, к сожалению, придется отстоять. Не вижу я таких глобальных изменений, которые дали бы уверенность в том, что зимой ребята будут дома.
Какая-то дополнительная помощь для зимовки вам нужна?
Я лично не занимаюсь сбором средств для батальона. Нам помогают 4-5 проверенных волонтеров, которые регулярно собирают и передают помощь. Желающие помочь могут обращаться к ним: это Василий Бородчук, Катерина Кривошей, Кирилл Левтеров, Оксана Рубан. По поводу того, что необходимо, я уже сказал - нужна зимняя обувь и одежда. Не отказался бы и от двух БТР-ов для батальона (Смеется).
Вы участвуете в парламентских выборах (выдвигается по 205-му округу от "Народного фронта" - ред.). С какой целью?
С той же целью, с которой я шел на Майдан, создавал 14-ю сотню. Я считаю, что если в Верховной Раде будет 10-15 командиров батальонов, мы никогда не разрешим принять такие позорные законы, которые были приняты 16 января.
Почему именно "Народный фронт"?
Это те люди, которым я доверяю, которые проявили себя на деле, в реальных ситуациях во время Майдана. Парубий, Левус, Величкович, Аваков и другие. Когда мы на такси сами отвозили раненых людей в больницы, они дозванивались нам, предлагали помощь, спасали от милиции.