Разделы
Материалы

Выпускники и их родители пересматривают планы о получении высшего образования

Из-за кризиса украинские абитуриенты и их родители пересматривают планы о получении высшего образования. Вместо очной формы выбирают заочную, вместо дневной – вечернюю. Некоторых посещает мысль и вовсе отказаться от «вышки»

Несколько лет назад Анатолий Водяницкий окончил Киевский политехнический институт. И хотя работать пошел не по специальности, студенческие годы и преподавателей вспоминает с благодарностью. "Знания, полученные в институте, очень пригодились мне. Хотя доучиваться приходится по сей день",– говорит он.

Противоположного мнения придерживается Павел Иванов, тоже окончивший политех. "Институт не дает необходимых знаний, поэтому уже на третьем курсе нужно искать работу и развиваться профессионально. Тогда неважно будет, кто ты, бакалавр или магистр. Ведь это просто корочка", – утверждает он.

Вечный спор "корочка или знания" наиболее актуален в кризисное время, когда у родителей нет денег, чтобы оплатить учебу любимого чада в вузе. Когда банки не дают кредитов на обучение. И когда особенно важно знать, насколько поможет при трудоустройстве и сама корочка, и то, что за ней стоит.

Госнезаказ
Один из главных вопросов, интересующих абитуриентов, – наличие бюджетных мест в вузах. Прогнозы не очень обнадеживающие. Как рассказал преподаватель одного из столичных институтов, количество бюджетных мест на факультете сокращено до 5–6. И фамилии студентов, которые туда попадут, известны заранее.

Официальной информации на эту тему нет. Институты, университеты и академии пока сами остаются в неведении. "К сожалению, ни один вуз Украины до конца июня – начала июля не знает, какой государственный заказ утвержден во всех министерствах", – рассказывает ректор Харьковского аэрокосмического университета (ХАИ) Владимир Кривцов. По его словам, в ХАИ госзаказ (то есть количество бюджетников) для 1 курса дневного отделения обычно составляет 840–850 человек.

Не берется судить о количестве бюджетных мест и первый проректор НТУУ КПИ Юрий Якименко.

Если государство все же сократит госзаказ (а бюджетных денег сейчас нет ни на что, значит, нет и на образование), оно сможет, с одной стороны, неплохо сэкономить, а с другой – подзаработать на контрактниках. "Кто ответит, можно ли в неотапливаемой аудитории учить контрактников или поселять их в холодных комнатах общежития? Деньги контрактников сделали бюджетными, и вузы не имеют права распоряжаться этими средствами", – жалуется Владимир Кривцов.

К слову, институты, с которыми общался Фокус, пока не повышали стоимость контрактного обучения. Может быть, как раз потому, что лишились прямого доступа к этим деньгам. Зато государство официально позволило им получать доход иным образом.

Правда, и по количеству студентов контрактной формы обучения прогноз не очень оптимистичный. Во многих вузах ожидают сокращения числа абитуриентов, готовых учиться на платной основе. Падения спроса прогнозируют, в частности, в КПИ, хотя там не считают, что это будет связано с финансовыми трудностями потенциальных студентов. "Это скорее демография. На тестирование в нынешнем году зарегистрировалось меньше людей, чем в прошлом. Выпускников школ становится меньше. Но на наш вуз в большей степени повлияет другой фактор. Для поступления в КПИ мы обязательно требуем сертификат по физике. А на тест по физике зарегистрировалось всего 30 тысяч абитуриентов", – говорит Юрий Якименко.

Естественно, количество желающих учиться в каждом вузе зависит не только от числа бюджетных мест, но и от того, какие специальности там предлагают. В идеале госзаказ должен соответствовать запросам хозяйственного сектора.

"Уже сейчас видно, что инженеров не хватает. Есть перепроизводство по одной специальности и недостаток по другой", – говорят в КПИ. Поэтому теперь абитуриенты (и их родители) более внимательно относятся к выбору профессии и десять раз подумают, прежде чем идти на престижную некогда "экономику и менеджмент". Ведь выпускникам менее популярных (обычно технических) специальностей работу будет найти легче. Особенно после кризиса. Однако вопрос качества образования остается открытым.

Заочная корочка
"Большинство студентов учатся по системе copy-paste, то есть формально выполняют требования учебного процесса, не получая глубоких знаний", – говорит Игорь Власюк, президент ассоциации "Частные инвесторы Украины", отец двух сыновей студенческого возраста и бывший вузовский преподаватель. Его старший сын решил не просиживать штаны на протяжении пяти лет в институте. После 9-го класса он пошел в училище и начал работать в страховой компании. А сейчас намеревается получить высшее образование по экономике, но заочно.

У 26 нянекИван Вакарчук

Зачем идти на стационар, если можно сразу работать, а образование получить заочно? В последнее время эта тема популярна на многих интернет-форумах. Причем такой путь обсуждают не только будущие студенты, но и их родители. Ведь на работе можно приобрести необходимый опыт. А выпускники вузов часто приходят в компании "стерильными", неспособными к профессиональной деятельности, которую они теоретически изучали 4–5 лет. Заочная же форма – если нужна только корочка – позволяет еще и сэкономить. Например, среди киевлян в последнее время популярна идея получить заочное образование в Чернигове. Там берут меньше.

В итоге работодатели сплошь и рядом недовольны выпускниками, студенты – программами обучения, а преподаватели – студентами.

"Они приходят сюда не для того, чтобы стать инженерами. Кто-то хочет сразу быть директором завода, кто-то – хозяином АЗС. Поэтому знание предмета их не интересует", – жалуется на подопечных преподаватель одного харьковского технического вуза, получавший образование в начале 90-х.

"Наше образование если еще и не сдало позиции в фундаментальных науках, то в прикладной области и передовых технологиях отстало лет на 30, – уверен бывший студент политехнического института Павел Репало. – Недавно, находясь в командировке в Германии, я встретился с троюродным братом, он там учится на той же специальности, что и я в свое время выбрал. Так вот, у них в предметах для свободного выбора сейчас имеется возможность посетить полугодичный курс – программирования для iPhone. Робототехнику вплотную изучают на примере реальных современных роботов, на лабораторных работах пишут программы на современном языке Java. Мы же считали за счастье подержать старого полуразобранного робота. А, к примеру, программирование интерфейсов компьютерных программ изучалось по стандартам 1988 года".

Подобные жалобы часто доводится слышать не только от техников, но и, например, от дизайнеров.

Означает ли это, что от высшего образования сегодня следует отказаться? Вот что по этому поводу думает Игорь Власюк: "Несмотря на то, что средний уровень профессиональной подготовки выпускников вузов продолжает снижаться, по-прежнему формальное наличие высшего образования в требованиях к соискателям менеджерских должностей присутствует как обязательный критерий. Очень много примеров, когда топ-менеджеры кроме базового технического образования вынужденно получают заочное экономическое или финансовое. Так что смысл тратить деньги на получение корочки, несомненно, есть".

Велено зарабатыватьВиктор Ющенко

От бывших студентов
Столь же однозначно отвечали на вопрос, нужно ли получать высшее образование, экс-студенты. Светлана Труханская, бывшая студентка КНЭУ, а ныне работник финансовой сферы, уверена, что вуз учит мыслить и дисциплинирует. "Мое мнение, что большинство детей – оболтусы. И без дисциплины им никуда не деться", – утверждает она.

А вот Мария Стрелецкая, тоже бывшая студентка КНЭУ, одной из главных проблем считает непонимание школьниками и абитуриентами того, кем они станут по окончании обучения по выбранной ими специальности. "Человек рассчитывает, что будет учить одно, а получает в итоге совсем другие, иногда ненужные знания", – говорит она и советует абитуриентам внимательнее относиться к выбору специальности.

Распространенное же мнение о том, что учиться на заочном стоит только ради корочки, как оказалось, не совсем верное. Юлии Яворской немного не хватило проходного балла, чтобы попасть на стационарную форму обучения в КПИ. Пришлось идти на заочный. "Для меня это была возможность самообразования. Нам очень много задавали, а лекций было мало", – вспоминает она. На качество полученных знаний Юлия не жалуется и вовсю работает над диссертацией.

Кстати, в том, что после вуза не хватает знаний, бывшие студенты часто винят себя.

"Сейчас, например, я вижу, что мне нужно было налегать на финансы и бюджет. А я почти ничего не запомнила из института. Хотя то, что я сейчас делаю, мы учили на курсе "Финансы", – вспоминает Светлана потерянные годы.

Анатолию Водяницкому институт дал необходимые азы, до всего же остального приходится доходить самому. "Электричество – очень большая штука, тут учиться и учиться", – смеется он.

Тестирование. Сюрпризы-2009 для выпускников школ