Разделы
Материалы

Праздник на удаленке. Как украинские компании проводят новогодние корпоративы онлайн

Евгения Королёва

Некоторые украинские компании готовятся проводить новогодние корпоративы 2021 онлайн. Фокус расспросил их представителей об ожиданиях от празднования и узнал, сколько стоит такое мероприятие.

"Я "старовер" — очень люблю реальные, офлайновые мероприятия. Уже много лет организовываю праздники разного формата, с большим трепетом отношусь к этому. Для меня новогодний корпоратив — не просто вечеринка с алкоголем, это тематическая история, в которую мы вовлекаем наших сотрудников задолго до самого праздника. Но в этом году все будет иначе", — делится эмоциями Наталья Прилуцкая, руководитель административного департамента юридической фирмы "Астерс".  

Как и многие другие коллективы, эта компания отказалась от проведения новогоднего корпоратива в ресторане или клубе. По-прежнему напряженная ситуация с коронавирусом не позволяет работодателям собрать всех сотрудников в одном месте. К тому же прогнозы правительства относительно введения жесткого локдауна были настолько расплывчатыми, что украинцам сложно было что-то планировать. В конце ноября издание AIN.ua опросило 243 компании, выясняя, будут ли их коллективы отмечать праздник. 72,4% опрошенных сообщили, что решили не организовывать вечеринки для сотрудников. 

В компании "Астерс" решили провести новогодний корпоратив 2021 онлайн. "Я понимаю, что во время онлайн-вечеринки у нас, возможно, не получится полностью погрузить коллег в общую атмосферу, но мы даже не думали о том, чтобы совсем отказаться от проведения корпоратива. Нам важно собраться всем вместе — увидеть, услышать друг друга", — говорит Прилуцкая. Она уверена, что совместное мероприятие, пусть даже и в таком формате, даст возможность поддержать коллег и придать им уверенности. Накануне вечеринки сотрудникам доставят на дом индивидуальные праздничные наборы, но о нюансах программы в компании рассказывать пока не хотят — это должно стать сюрпризом для коллектива.

Как организовать корпоратив онлайн

В строительной компании Saga Development всем сотрудникам в начале ноября разослали анкеты. Людей спрашивали, какой новогодний корпоратив они предпочтут в этом году: традиционно офлайновый, но с обязательным ПЦР-тестированием накануне; мини-вечеринки для разных подразделений компании или онлайн-поздравление. 58% опрошенных ответили, что хотели бы провести новогодний корпоратив онлайн. "Это объяснимо — ситуация с вирусом по-прежнему сложная, многие переживают за свое здоровье и за близких", — считает Виктория Зима, директор по маркетингу Saga Development. 

Один клиент попросил организовать параллельно с основной программой онлайн-мероприятия для детей, что теперь стало постоянной услугой. Это дает возможность отдохнуть родителям

В итоге в компании решили отметить новогодний корпоратив 2021 в формате онлайнового и офлайнового праздников. Собирать всех сотрудников в ресторане или клубе не будут, но накануне интернет-мероприятия в офисах проведут небольшие вечеринки: установят праздничную фотозону, пригласят фотографа и диджея. На следующий день весь коллектив компании присоединится к онлайн-трансляции.    

Виктория Зима предполагает, что все празднование, на которое приглашено около трехсот человек, займет не больше часа. "Удержать внимание большого количества людей онлайн довольно тяжело, а усложнять мероприятие дополнительными ведущими мы не захотели — все-таки это домашний формат", — комментирует директор по маркетингу.

У Fozzy Group уже есть опыт проведения массовой интернет-вечеринки. Компания каждое лето с размахом отмечает профессиональный праздник — День торговли, и в этом году здесь решили не отказываться от традиции, только перенесли мероприятие в онлайн-пространство. "Уже семь лет подряд мы устраиваем фестиваль уличной еды "Традиційні Тринди-Ринди", в котором принимают участие около 4 тыс. наших сотрудников", — рассказывает Ольга Кубрак, руководитель департамента внутренних связей холдинга Fozzy Group. Основой праздника является кулинарное соревнование за переходящий кубок — "Золотой дуршлаг". Коллектив холдинга разбивается на команды, каждая из них продумывает концепции ресторанов уличной еды, меню и уже непосредственно в день празднования готовит угощения.

Все дома. Дистанционные празднования в домашних условиях не могут заменить офлайн-общения, но компании все чаще обращаются к этому формату

Этим летом стало понятно, что от праздника в привычном формате придется отказаться. Поэтому специально для мероприятия разработали веб-платформу. "Перейдя по ссылке, гость видел зеленую поляну, сцену, шатры — все, как на любимом офлайн-фестивале", — вспоминает Кубрак. — И везде можно было виртуально погулять: в одном шатре играли в "Мафию", в другом — в Alias, в третьем угадывали песни, к примеру". На главной сцене шла прямая трансляция из студии: к ведущему приходили топ-менеджеры, которые участвовали в различных активностях. Хедлайнером мероприятия выступила группа ТНМК. Праздник в прямом эфире продолжался более трех часов. 

Несмотря на успешный летний опыт, повторять интернет-вечеринку во время зимних праздников в компании не планируют. "Конечно, онлайновые встречи никогда не заменят офлайновых мероприятий, ведь самое главное в празднике — живые эмоции людей, атмосфера, а это не передается по онлайн-каналам. Будем ли мы и дальше организовывать праздники в онлайне, неизвестно. Возможно, как дополнительные ивенты или в виде вынужденной меры, но точно не как полноценную замену нашим традиционным мероприятиям", — комментирует Кубрак.

Мероприятия онлайн: что доступно по запросу

Агентство образовательных и культурных мероприятий "Інші" в начале весны перевело практически все события на онлайн-платформы. Помимо собственно учебных встреч, тренингов и лекций команда проекта организовывает вечерние развлекательные программы для своих клиентов, так что их тоже пришлось перевести в интернет-формат. "Когда мы начали проводить первые онлайновые мероприятия, существующие веб-платформы, тот же Zoom, предлагали максимально простые и понятные опции: возможность подключиться к совместной видеотрансляции, пообщаться — и все!" — рассказывает Алена Каравай, управляющий парт­нер агентства. Однако за прошедшее время сервисы видеоконференций обросли целым рядом новых функций. "Сейчас мы организовываем мероприятия на разных платформах, — продолжает Каравай. — Но ни одна их них не идеальна. Чаще всего это все равно определенный компромисс".

Стоимость мероприятия в онлайн-формате зависит от очень многих факторов. Если говорить обобщенно, то в среднем такой праздник обойдется в $1–5 тыс.

Некоторые ресурсы, такие как Hopin и AirMeet, ввели функцию "спид-дейтинга", то есть быстрые свидания. К примеру, если два гостя во время трансляции одновременно нажимают на кнопку I"m ready, система "выбрасывает" их в отдельную виртуальную комнату на короткий промежуток времени, где они могут пообщаться. "Это неплохая опция, которая работает как в коллективах, где все друг друга знают, так и в группах с малознакомыми между собой людьми — у них появляется возможность познакомиться", — объясняет Каравай. Сейчас также появились платформы, полностью подстроенные под развлекательные мероприятия, а не серьезные встречи, — к примеру Icebreaker. 

"Мы отталкиваемся от того, что хочет заказчик, — говорит представительница агентства. — Когда сформирован запрос, мы определяемся, на какой платформе организовать мероприятие". Если в первом полугодии клиенты чаще готовы были экспериментировать и пробовать разные ресурсы, то сейчас люди все чаще хотят видеть что-то привычное, знакомое. Интернет-пользователи в течение этого года так часто закачивали новые программы и учились разбираться в них, что в какой-то момент наступила техническая усталость, считает Алена. Зато по своему наполнению мероприятия в онлайне могут быть максимально разнообразными. К примеру, для немецкой организации Gоethe-Institut агентство организовало диджей-вечеринку — стримы музыкантов из Берлина и Киева, которые сводились в одну трансляцию. 

2 в 1. Некоторые компании совместили отдельные мини-корпоративы с общей онлайн-программой
Фото: Getty Images

"Еще один из наших клиентов попросил организовать параллельно с основной программой онлайн-мероприятия для детей, что теперь стало нашей постоянной услугой. Это дает возможность отдохнуть родителям, в то время как с детьми в виртуальном пространстве занимается аниматор", — рассказывает Каравай.

Она считает, что корпоративы на онлайн-платформах вполне имеют право на жизнь. "Да, это совершенно другой опыт, и он не похож на то, к чему мы привыкли, — подчеркивает Алена. — Но даже такой формат позволяет поддерживать отношения, сохранять связь с той частью команды, с которой ты не можешь видеться". 

Онлайн-вечеринка не сводится к поздравлениям в режиме видеосвязи. Компании зачастую стараются заранее прислать сотрудникам алкоголь и закуски, а также продумывают активности в интернете. Интересно, что во время таких мероприятий почти перестает иметь значение то, чему на классических вечеринках уделяют максимум внимания, — наряд, макияж, прическа. В то же время усиливается значимость непосредственного общения людей. 

Сколько стоит корпоратив в онлайн-формате

В интернете сейчас можно найти десятки предложений об организации онлайн-мероприятий на новогодние праздники. Одни обещают мастер-классы по гончарству или росписи елочных игрушек в прямом эфире, другие дают возможность выбрать программу с аниматором по своему усмотрению. В качестве новогоднего корпоратива 2021 для своей команды можно заказать прохождение онлайн-квеста или пригласить звезд для прямой трансляции. Поглотившая все коронавирусная реальность рождает совершенно новый рынок креативных услуг. И если в этом году украинские компании еще с опаской относятся к таким форматам праздника, то в следующем это, возможно, станет нормой. Одной из причин может быть экономический фактор. 

Как рассказывает Алена Каравай, когда агентство весной начало переводить запланированные офлайновые мероприятия в интернет, часть бюджетов снизилась на 50%, а часть — лишь на 30%. Это объясняется тем, что такая работа требует дополнительной подготовки, поэтому затраты все равно остаются большими. Стоимость мероприятия в онлайн-формате зависит от очень многих факторов. "Важно, на какой платформе все будет проходить, какое наполнение планируется, будет ли отдельный стрим для руководителей, например. Но если говорить обобщенно, то такой праздник в среднем обойдется в $1–5 тыс.", — комментирует Каравай.  

В компаниях соглашаются, что организовать вечеринку на веб-платформе дешевле, но такой формат не может заменить мероприятия в офлайне. Для тех, кто в нынешнем году пошел на такой шаг, это скорее вынужденная мера. Собеседники Фокуса уверены, что как только жизнь войдет в свое прежнее русло, люди с радостью вернутся к привычному празднованию Нового года. Пока же не остается ничего другого, как искать иные формы для корпоративного общения и досуга.