Разделы
Материалы

Право на счастье с широкими бедрами. Почему общество возмущают модели plus size

Мария Бондарь
Фото: Getty Images | Модель плюс сайз

Почему появление моделей plus size на обложках глянцевых журналов вызывает шквалы возмущения.

Современная массовая культура по умолчанию предполагает, что здоровое тело должно быть красивым, а красивое — здоровым. Красота же, по крайней мере женская, как правило, ассоциируется со стройностью. Если в кино у главной героини по сюжету должна быть "некрасивая подруга", на эту роль с большой долей вероятности возьмут актрису, у которой есть лишние килограммы. Неслучайно понятие "лукизм" (дискриминация по внешности), впервые сформулированное в 1978 году в газете The Washington Post, изначально было связано с борьбой за права полных. На фоне общего поклонения стройности особенно ярко выделяются образы моделей plus size. Их появление на обложке глянца или в рекламе товаров, у которых нет нишевого позиционирования для полных людей, всегда привлекает повышенное внимание и вызывает самое оживленное обсуждение.

По словам основательницы консультационного центра Health Plus Елены Лившиц, "лишний вес" — понятие индивидуальное, ­какой-то универсальной нормы не существует

Свежий пример — обложка февральского номера британского Cosmopolitan с моделями разных комплекций. На ней — женщина большого размера, женщина-боксер и женщина с ахондроплазией, приводящей к карликовости. Это стало началом смелого долгосрочного эксперимента, анонсированного в Instagram журнала. Британская редакция одного из самых популярных в мире сетевых глянцевых изданий заявила о намерении выпустить в 2021 году 11 обложек с женщинами разных типажей, не вписывающихся в шаблонные представления о красоте.

Как и следовало ожидать, это тут же поляризировало общество. Ауди­тория разделилась на два лагеря. С одной стороны зазвучали восторги сторонников бодипозитива и инклюзивности, с другой — резкое осуждение. Блогеры всех мастей, медики, психологи и трендвотчеры, живущие в разных странах и пишущие на разных языках, посчитали своим долгом высказаться об этой обложке.

Масла в огонь дискуссии подлила подпись It"s Healthy! ("Это здорОво!"), которой сопроводили картинку. Создателей февральской обложки обвинили в пропаганде ожирения. Их идею назвали опасной и даже губительной, подчеркивая, что во время пандемии ожирение — дополнительный фактор риска.

Еда от стресса

Авторы многих статей, колонок и постов в социальных сетях утверждают, что подобные образы поощряют переедание, лень и безответственное отношение к собственному телу, что в конечном счете может увеличить уровень смертности от COVID-19. По мнению психотерапевта Елены Рыхальской, подобные утверждения не лишены смысла.

"Современный социум живет в условиях повышенной тревожности, многие начинают заедать и запивать стресс. Кроме того, сама ситуация локдауна многократно повышает риски переедания, — говорит психотерапевт. — С точки зрения общественного здоровья правильнее транслировать идею максимального самоконтроля. Картинка, как бы разрешающая располнеть, и вправду может сослужить плохую службу. Зато с точки зрения стимулирования продаж журнала это как раз то, что нужно. Исторически именно во времена бедствий особенно востребованным становится образ женщины с пышными формами. Его подсознательно связывают с образом матери, которая дает жизнь и спасает".

Инициаторы дискуссии. Команда Cosmo не впервые провоцирует общественный резонанс обложками с plus size моделями

В 2020 году Национальный центр биотехнологической информации США (NCBI) опубликовал результаты исследования, доказывающего, что в долгосрочной перспективе люди, считающие себя полными, гораздо более склонны к нездоровому пищевому поведению. Один и тот же человек с большой долей вероятности будет переедать, если убедить его, что он толстяк, но постарается правильно питаться, если сочтет, что у него нормальный вес.

Право на жизнь

Большинство людей склонны видеть красоту именно в том, что считается красивым в их социальной среде. Результаты множества исследований в сфере социальной психологии за последние 50 лет свидетельствуют о том, что неосознанное сравнивание собственной внешности и внешности окружающих людей с визуальными образами, которые предлагают массмедиа, шоу-бизнес и реклама — вещь почти неизбежная. С точки зрения психолога Юлии Латуненко, агрессивная реакция на чужую полноту, желание пристыдить или высмеять постороннего человека за то, что у него есть лишние килограммы, — обратная сторона страха перед собственной неидеальностью, проекция подсознательной ненависти к своему телу.

Стандарты меняются с течением времени. То, что каких-нибудь 50 лет назад считалось вполне канонической красотой, сегодня уже plus size. Примером тому может служить Мэрилин Монро
Фото: Фото из открытых источников

Мария Дмитриева, основательница Facebook-сообщества "Фемінізм УА", подчеркивает, что появление моделей plus size на обложках в популярном глянце нормализирует в глазах общества существование женщин разных размеров.

"Они дают обычным женщинам смелость поверить в то, что у них есть право на жизнь и счастье даже с широкими бедрами, — говорит Мария. — Обложка журнала означает, что несмотря на "ужасный грех телесности" эти женщины попадают в поле зрения мужчин — потребителей женской красоты. То, что они при этом имеют наглость существовать вне узких рамок официальных стандартов, собственно, и вызывает возмущение".

Эти стандарты меняются с течением времени. То, что каких-нибудь 50 лет назад считалось канонической красотой, сегодня уже plus size. Примером тому может служить легендарная Мэрилин Монро.

"К сожалению, женщины распространенных в реальности размеров на обложки попадают редко, иначе это уже давно стало бы нормой", — говорит Дмитриева.

Plus size модели — явление не новое. Первые ласточки появились в США в 1920-х. Тогда их привлекали исключительно для демонстрации нишевых коллекций одежды больших размеров. Во второй половине ХХ века крупные женщины стали появляться в рекламе пищевых продуктов и товаров, позиционировавшихся как семейные покупки. В конце 1970-х в США открылось первое специализированное агентство моделей plus size. В середине 1990-х средний заработок крупных девушек в модельном бизнесе в США был уже выше, чем у моделей стандартных параметров, ведь реклама с использованием таких образов лучше запоминалась во многом именно благодаря неоднозначной реакции социума. К 2010 году агентства моделей plus size уже существовали в разных регионах мира.

Медицинский феномен

До недавнего времени в модельном бизнесе все-таки существовали некие неписаные правила, ограничивающие использование образов plus size. Они не должны были конкурировать с канонической красотой и занимать отводящиеся ей площадки.

Модель плюс сайз

Это правило нарушили в 2018 году. Тот же британский Cosmopolitan поместил на обложке сентябрьского номера фотографию Тесс Холлидей, одной из самых известных и высокооплачиваемых на тот момент моделей plus size. Команда Cosmo явно намеревалась вызвать общественный резонанс. На обложку вынесли цитату, в которой Холлидей предлагала всем возмущенным "поцеловать ее в зад". Хейтеры не заставили себя ждать. Уже тогда на Cosmopolitan обрушился шквал обвинений в пропаганде ожирения и разрушении концепции здорового образа жизни.

"В этом есть элемент манипулирования сознанием аудитории, все-таки размеры Тесс Холлидей да и той девушки, которая красуется на февральской обложке 2021 года, — далеко не типичные случаи, — считает Розалин Беннет, американский физиолог, автор нескольких книг о проблемах веса. — Женщины обычных комплекций все еще неинтересны глянцу, внимание привлекают именно крайности: либо прозрачная худоба, либо явное ожирение".