Разделы
Материалы

Рано радоваться. Почему легализация медицинского каннабиса вряд ли упростит жизнь пациентам

Ульяна Купновицкая
Фото: Getty Images | В Украине около 2 млн пациентов нуждаются в препаратах на основе каннабиноидов

Кабмин принял постановление о легализации лечебного каннабиса. Однако эксперты уверены, что страдающие от боли никуда не исчезнут, а радость от легализации медицинского каннабиса поспешна.

Украинское правительство исключило из списка наркотических средств три препарата на основе каннабиноидов. Два из них — дронабинол и набинол — созданы на основе синтетических каннабиноидов, имитирующих действие тетрагидроканнабинола, главного психотропного компонента каннабиса. Третий — набиксимолс — растительного происхождения. Применение этих препаратов допускается только в форме лекарственных средств или субстанций, предназначенных для производства лекарств.

Глава Комитета по финансовым вопросам Верховной Рады Даниил Гетманцев одним из первых порадовался принятому постановлению.

"Вопрос легализации каннабиса для медицинских целей решен. Респект Кабмину. Больше нет оснований для фоток страдающих от боли детей, требующих немедленной легализации наркотиков. Правда, вопрос решен не так, как хотели дельцы, мечтающие о плантациях марихуаны со свободным ее оборотом в самой бедной стране Европы", — написал он в своем телеграм-канале.

Однако эксперты уверены, что страдающие от боли никуда не исчезнут, а радость от легализации медицинского каннабиса поспешна.

Медицинские каннабиноиды: есть, но не для всех

Три разрешенных препарата не универсальны, они имеют узкую область применения. Набинол используется в медицине для профилактики побочных эффектов химиотерапии, таких как тошнота и рвота. Набиксимолс — для снятия судорог и боли при рассеянном склерозе. Дронабинол применяется на последних стадиях анорексии для стимуляции аппетита. То есть эти препараты облегчат жизнь далеко не всем больным, нуждающимся в медикаментах на основе каннабиноидов. По данным Офиса президента, всего в стране около 2 млн таких пациентов.

Есть и другой важный момент — эти медикаменты импортные и очень дорогие. Геннадий Шабас из Украинской ассоциации медицинского каннабиса объясняет Фокусу, что цена набилона составляет порядка $2 тыс. за упаковку из 50 капсул. Набиксимолс в виде спрея стоит $740 за упаковку.

"Существует и другая проблема — "красные рецепты" на препараты, содержащие каннабиноиды. Это большая ответственность и головная боль для врачей. Думаю, они не особо будут стремиться выписывать "красные рецепты", а, учитывая стоимость препаратов, воспользоваться ими смогут немногие", — говорит Шабас.

Можно ли убрать каннабис из "списка №1"?

В Украине существуют списки контролируемых государством веществ. В список №1 входят вещества, оборот которых полностью запрещен. В списке №2 — вещества, которые могут находиться в ограниченном обращении под контролем государства и использоваться в медицинских целях.

"Например, амфетамин находится в списке №2 и может использоваться в медицине, но его незаконный оборот запрещен. Согласно действующему закону, каннабис, экстракты каннабиса и его активное вещество тетрагидроканнабинол запрещены к использованию в медицине и находятся в списке №1. И тут возникает главный вопрос: сможет ли препарат, который содержит экстракт каннабиса и тетрагидроканнабинол, быть зарегистрированным в государственном реестре медицинских препаратов? Я думаю, что соответственно действующему закону зарегистрировать эти препараты будет просто невозможно", — говорит Фокусу Тарас Ратушный, соорганизатор Марша свободы за легализацию медицинского каннабиса.

Эксперты уверены, что страдающие от боли никуда не исчезнут, а радость от легализации медицинского каннабиса поспешна

Более того, принятое Кабмином постановление не решает вопрос об исследовании каннабиса, ведь пока он находится в списке №1, украинские ученые не могут его изучать, чтобы находить новые лекарства. Значит, и производство препаратов, содержащих каннабис, в Украине все еще невозможно. Как теперь будут выкручиваться власти, непонятно, ведь менять законы, чтобы они соответствовали подзаконным актам, мягко говоря, странно.

По мнению Тараса Ратушного, постановление Кабмина поспешно приняли лишь затем, чтобы заблокировать альтернативный законопроект Министерства по делам ветеранов, который предполагал исключение каннабиса из списка №1.

"Если каннабис переместят в список №2, это будет означать начало конца для большой истории о том, как Министерство внутренних дел борется с наркотиками. Это изменение будет иметь влияние и на общественное сознание", — считает Ратушный.

Глава МВД Арсений Аваков много раз высказывался против легализации марихуаны — правда, с одной оговоркой.

"Я не против, чтобы каннабиноиды выдавали по рецепту. Но я категорически против, чтобы позволить выращивать на подоконнике два горшка марихуаны и при необходимости покуривать", — сказал он в недавнем интервью Дмитрию Гордону.

Притом, по словам Ратушного, МВД постоянно блокировало принятие проектов о легализации медицинского каннабиса. Один из главных аргументов против заключался в том, что в соответствии с международными конвенциями, включая конвенцию ООН о наркотических средствах, каннабис находится в списке опасных веществ, не имеющих терапевтического применения. Однако этот аргумент уже неактуален. В декабре 2020 года наркокомиссия ООН вывела каннабис из этого списка, оставив растение в списке контролируемых.

Легализация марихуаны: почему наркологи против

Во время пресс-конференции, посвященной перспективам легализации марихуаны, Владислав Сова, нарколог-психиатр, президент Всеукраинской ассоциации центров реабилитации наркозависимых, заявил, что такой шаг спровоцирует резкий рост случаев психозов, психических расстройств, депрессий и шизофрении.

"Как у врача у меня будет огромное количество таких пациентов. Это бизнес, который пытаются пролоббировать. Появятся сотни фирм, которые получат медицинские лицензии и будут выписывать марихуану всем. Это четкая коррупционная составляющая для людей, зарабатывающих на продаже наркотиков. Конечная цель — использование украинских земель для выращивания марихуаны, которую будут продавать и у нас, и во всем мире", — уверен Сова.

Учитывая стоимость препаратов на основе каннабиноидов и за­ко­нода­тельные ограничения, разрешенные препараты попросту не попадут в руки украинских пациентов

По его словам, до внедрения в стране метадоновой заместительной программы потребителями метадона были один-два человека из десяти наркозависимых, сегодня их девять из десяти. Причина проста: как только формально разрешили использовать данный препарат в медицинских целях, сразу же активизировались фармкомпании. В результате в тысячи раз увеличилось производство метадона, его продают условно-медицинским структурам, занимающимся, по сути, распространением наркотика в Украине.

Однако, учитывая стоимость препаратов на основе каннабиноидов и законодательные ограничения, вряд ли стоит ожидать очередной активизации фармкомпаний. Тарас Ратушный считает, что разрешенные препараты попросту не попадут в руки украинских пациентов. В качестве примера он приводит дронабинол, один из трех легализованных постановлением Кабмина препаратов. Дронабинол и раньше находился в списке №2, была возможность использовать его в медицинских целях, но в Украине он не продавался. По мнению эксперта, два других препарата повторят судьбу этого медикамента.