Дроны в украинском тылу: как "Орланы", Zala и SuperCam наводят ракеты РФ, и как с этим бороться
Россияне нашли способ обходить украинские средства РЭБ, залетать в тыловые районы и наводить по объектам ракеты или дроны-камикадзе. Эксперты рассказали Фокусу, что сейчас противодействовать разведывательным БПЛА оккупантов трудно, но действенные средства есть.
За последние несколько месяцев российские оккупанты опубликовали по меньшей мере с десяток случаев, когда их дроны действовали в пределах прифронтовых районов: Запорожье, Харьков, Сумы, Одесская область. Обычно такие видео показывают поражение украинских объектов, при этом создается впечатление, что дрон спокойно летает над городами и фиксирует прилеты. Именно поэтому Фокус решил разобраться, как российским дронам удается залетать в украинский тыл на расстояние 40-60 км и наводить ракеты на различные объекты.
Харьков, Сумы и Запорожье под прицелом — куда залетают российские разведывательные дроны
Оккупанты имеют несколько типов разведывательных беспилотников, которые могут залетать на расстояние до 100 км вглубь украинской территории. Среди них Zala, "Орлан" и SuperCam. Поэтому, если составить карту зону риска, то враг может залетать на значительную территорию, включая областные центры: Сумы, Чернигов, Харьков, Запорожье, Кривой Рог, Одесса.
Стоит заметить, что это не означает, что российские беспилотники могут везде безнаказанно действовать. Все зависит от средств ПВО, РЭБ, РЭР и других, которые могут обнаруживать и поражать вражеские беспилотники в конкретном регионе. Поэтому карта является лишь условным обозначением, куда теоретически могут залететь вражеские дроны и при условии их пуска максимально близко к линии соприкосновения.
Какими средствами ВС РФ наводят и атакуют украинский тыл
В российском телеграм-канале "Хроника оператора БпЛА" пишут, что ВС РФ по сути использует аналог украинской связки БПЛА Shark плюс реактивная система залпового огня HIMARS. Российские дроны "Орлан-30" могут наводить минометы с 240-мм минами "Смельчак" (до 10 км) или артиллерийские расчеты со 152-мм управляемыми снарядами "Краснополь" (до 25 км). Кроме того, эти машины способны указывать цели для авиационных ракет Х-38МЛ на расстоянии до 40 км.
Разведывательные дроны Z-16 (ранее ZALA-421-16E/HD) выискивают в тылу объекты, которые могут поразить барражирующие боеприпасы "Ланцет" — их дальность полета составляет 30-40 км в зависимости от модели. SuperCam S350 наводят куда более дальнобойное российское оружие: РСЗО "Торнадо-С" добивает на 150 км, а ракеты "Искандер" летят вообще на 500 км. Вероятно, в армии РФ есть и другие связи БПЛА и средств поражения, которые позволяют бить по украинскому тылу.
Также беспилотник "Орлан-10" способен наводить реактивную артиллерию, в частности РСЗО "Торнадо". БПЛА передает координаты цели и корректирует огонь артиллерии. Российский "Орлан-10" имеет дальность до 120 км и способен находиться в воздухе до 16 часов. Дрон может функционировать без GPS или ГЛОНАСС, потому что ему можно запрограммировать маршрут заранее.
Военный и эксперт по радиосвязи Сергей Бескрестнов с позывным "Флеш" приводит еще одну связку — дрон SumerCam, который физически меньше "Орлана". Он может залетать в украинский тыл и его трудно поразить. Именно таким образом оккупанты смогли отследить часть комплекса Patriot и стоянку вертолетов в 40-50 км за линией фронта. К тому же дроны получили технические средства, которые позволяют искать средства связи на земле, которые работают в диапазонах радиоволн 2.4 ГГц и 5.8 ГГц. На этих волнах, в частности, работают терминалы спутниковой связи Starlink.
Какие объекты могут стать целью для россиян
Российские телеграм-каналы и Минобороны РФ публикуют видео поражения якобы украинских военных объектов. Некоторые из заявлений невозможно проверить, но в Сумах, например, были поражены гаубицы Д-20. Спутниковые снимки показывали, что они стояли там до начала полномасштабной войны, поэтому, вероятно, не подлежали восстановлению.
Так что потенциальными целями для российских ракет и дронов может быть:
- скопление сил и средств;
- средства ПВО;
- военные объекты;
- энергосистема;
- гражданские объекты;
- военная техника.
Почему российские дроны оказываются в украинском тылу
Авиационный эксперт Анатолий Храпчинский объяснил Фокусу, почему так много беспилотников в последнее время оказываются в тылу Сил обороны. Если говорить о системе мониторинга наземных объектов, то лучше всего БПЛА работают либо очень близко к земле, либо на высоте около 5 км, но с качественной оптикой. Они позволяют видеть позиции врага, анализировать возможные логистические пути и много других вещей.
"После уничтожения самолетов А-50, Россия начала катастрофически страдать от отсутствия информации на прифронтовой зоне вследствие того, что у них перестали работать радиолокационные системы с ДРЛО. До этого тоже летали БПЛА, но не так активно. Поэтому они сейчас активно начали использовать беспилотные системы, чтобы получить больше информации. Именно поэтому мы сейчас видим большое количество использования таких систем. Но не надо забывать, что они публикуют успешные операции, удары по Запорожью, например. Мы можем говорить, что здесь есть чисто психологическое давление, а также необходимость получения информации. БПЛА позволяют получать больше интересной информации", — отметил Анатолий Храпчинский.
Младший сержант Вооруженных сил Украины и оператор БПЛА Александр Карпюк в своем посте 8 апреля рассказал о новых технологиях дронов РФ и тактике их применения, что позволяет беспрепятственно вести аэроразведку в украинском тылу. Летательные аппараты не только собирают ценную информацию о расположении объектов, но и наводят удары ВС РФ.
Российские инженеры улучшили конструкцию своих разведывательных беспилотников, таких как Zala, "Орлан", SuperCam, добавив дополнительные системы навигации, которые не могут подавить украинские средства радиоэлектронной борьбы. Одна из них позволяет БПЛА определять свое положение по двум радиомаякам, расположенным за радиогоризонтом и невидимые для средств радиоэлектронной разведки. Они передают свои координаты, а БПЛА рассчитывает время, необходимое сигналам, чтобы дойти, а затем расстояние до маяков и собственное местонахождение с точностью до квадратного километра.
Для уточнения позиции используется вспомогательная оптическая система навигации. Беспилотник делает снимок камерой, а затем сверяет его с загруженными в бортовой компьютер картами местности, определяет точки-ориентиры, а затем довольно точно указывает местонахождение в воздухе.
По словам Александра Карпюка, это буквально "ломает" систему РЭБ Украины и позволяет россиянам не учитывать подавление систем навигации. Разведывательные дроны в режиме радиомолчания преодолевают 30-40 км, залетают в украинский тыл, где нет никаких радиопомех, включают связь и уже оттуда передают данные. Пока Силы обороны заметят угрозу и попытаются сбить летательные аппараты — они уже наведут ракеты на военные позиции.
"Вы думаете, это какая-то секретная информация? Эту информацию официально указывали россияне в своих презентациях по БПЛА еще 7-8 месяцев назад. Это просто было с нашей стороны проигнорировано", — заявил Александр Карпюк.
Игорь Криничко, председатель наблюдательного совета украинского предприятия Skyassist, которое производит военные разведывательные БПЛА "Сирко" и "Сирко-2", в беседе с Фокусом отметил: любая система, которая помогает устройству правильно позиционировать себя в пространстве, является чрезвычайно полезной и необходимой, особенно для военных задач. Над такими системами работают во всем мире, в том числе и в России. Разработчики в Украине также работают над разработкой различных систем навигации.
"Маяк — это по своему принципу является GPS на земле. То есть с помощью измерения расстояния борта до маячков, используя метод триангуляции, появляется возможность определить координату нахождения самолета. Количество маячков напрямую влияет на точность определения места положения. Именно поэтому, при использовании спутниковой навигации требуется не менее 4-5 соединений. В случае применения маячков, их количество не может быть меньше двух", — пояснил Игорь Криничко.
Безусловно, использование маячков для навигации сопровождается дополнительными неудобствами. Для более-менее точного позиционирования необходимо чтобы маяки были разнесены друг от друга на значительные расстояния. Эти расстояния измеряются несколькими километрами. То есть для подготовки к выполнению задачи, необходимо заранее развести маяки, а после работы их надо еще забрать. Во время боевой работы это бывает достаточно проблематично. Но возможность получить дополнительные возможности навигации стоит того.
"Много общаюсь с военными по всему фронту. Нельзя сказать, что маячки массово устанавливаются, но они есть", — подчеркнул Игорь Криничко.
Как пояснил Игорь Криничко, оптические системы навигации, это прежде всего получение и обработка (анализ) видеопотока. Есть несколько основных принципов оптической навигации, которые могут использовать беспилотники для определения своего положения в пространстве. Первый вариант — когда анализ позволяет распознать ориентиры на видео и сопоставить их с ориентирами на карте. Таким образом навигационная система имеет возможность определить свое положение.
Другой способ, когда происходит анализ смещения какой-то условной точки на видео. Такой анализ дает дополнительную информацию инерционной системе навигации, что значительно повышает точность позиционирования. Есть третий путь, когда машина идет по маршруту и записывает в свою память видео над которыми пролетает, а затем возвращается ориентируясь по ранее записанной информации. Это не исчерпывающий список использования анализа видеопотока.
"Здесь столько вариантов использования оптического анализа, что короткой статьей не обойдешься!", — подчеркнул Игорь Криничко.
Как бороться с российскими дронами-разведчиками
Фокус спросил у экспертов, что Украина может противопоставить разведывательным БПЛА, неуязвимым к средствам РЭБ. Как оказалось, есть способы помешать им как на подлете, так и в самом тылу. Как пояснил Анатолий Храпчинский, беспилотникам типа "крыло" не обязательно нужна спутниковая система навигации GPS, потому что они стабилизируются в воздухе физическим образом, то есть потоком воздуха, и подавление средствами РЭБ их не сбивает. В случае коптеров подавление навигации на определенном участке маршрута тоже особо ничего не сделает, если пилот сохраняет управление аппаратом. Средства РЭБ могут отрезать связь между оператором и самим дроном, но если беспилотник собирает информацию в автоматическом режиме, например, в течение часа, а потом возвращается и предоставляет данные, то все иначе, ведь подавление не может прервать сам процесс сбора.
"Другое дело, когда самолет находится в воздухе и картинка передается онлайн. Мы видим, например, удары по важным и чувствительным объектам на территории Украины. Надо не забывать, что мы видим уже конечный результат. Вполне вероятно, что они могут снимать видео даже не имея связи с аппаратом. Но проблема действительно есть. Надо увеличивать количество средств радиоэлектронной борьбы, чтобы подавлять возможности разведывательных БПЛА, но и физическое уничтожение тоже можно было бы делать", — поделился мнением авиационный эксперт.
Игорь Криничко подтвердил, что сейчас трудно нейтрализовать российские беспилотники, которые преодолевают завесу РЭБ и оказываются в украинском тылу. Главная проблема заключается в отсутствии действенных и недорогих средств поражения.
Относительно использования средств радиоэлектронной борьбы. Даже если россияне нашли способ обходить средства РЭБ, их нельзя выключать, заверил Игорь Криничко. В таком случае украинские войска просто облегчат жизнь врагу, а это недопустимо.
По его словам, средства радиоэлектронной борьбы есть разные, и они по-разному действуют на беспилотники. Одни глушат спутниковую навигацию, вторые — сигналы видеосвязи, чтобы операторы не видели, что происходит, третьи — системы управления. Есть также системы, которые позволяют подменять координаты и обманывать навигационные системы самолета.
"Наш враг напал на нас, имея наверное одну из самых мощных средств РЭБ в мире. Мы были вынуждены догонять их как в технологиях борьбы с РЭБ так и в разработке собственных средств РЭБ. На сегодня мы уже имеем определенные успехи на этом фронте. Но технологии РЭБ не стоят на месте и развиваются с обеих сторон", — говорит представитель Skyassist.
Любое вражеское средство разведки, ближней или дальней, является очень опасным, продолжил Игорь Криничко, поэтому их надо сбивать. Это можно делать украинскими средствами РЭБ, или просто физически. Одним из средств физического уничтожения аэроразведчиков врага могут стать системы БпЛА-перехватчиков.
Многие сегодня думают об этом, но задача непростая, потому что нужно выявить цель, довести на перехватчик к ней, обеспечить попадание средства поражения по цели и тому подобное. Такие задачи перехвата уже решены в "большой авиации", но стоимость самих систем не соизмерима со стоимостью уничтоженной цели. Даже самый дорогой разведывательный БпЛА врага будет на порядок или на несколько порядков дешевле. По словам Игоря Криничко, необходимо разработать эффективные системы перехвата, которые будут в одной ценовой нише, а желательно, чтобы перехватчик был намного дешевле цели.
"Насколько я знаю, в Украине да и в других странах, уже работают над такими системами", — поделился разработчик БПЛА.
Средства против маяков
Относительно технологии использования маяков, Игорь Криничко обратил внимание, что маяки имеют активное излучение. Анализируя расстояние до источника, возможно вычислить координаты таких маяков, например, с помощью метода триангуляции, а это уже шаг к возможности уничтожения таких приборов. Дальность работы маяков напрямую зависит от мощности передатчика. В среднем, они могут отправлять сигналы дронам на 20-30 километров, возможно на 50, оставаясь относительно незаметными. Но чем на большее расстояние обеспечивает такая система навигации, тем более радиозаметной она становится. Соответственно, появляется больше вероятности на поражение.
Обнаружить маяк — это половина дела, надо еще найти, чем его эффективно поразить. Как намекнул разработчик, здесь могут помочь ударные дроны.
Средства против оптической системы
Говоря о системах оптического анализа, Игорь Криничко отметил, что обычные средства РЭБ никак не могут помешать работе оптической навигации. Дело в том, что все процессы такого анализа происходят внутри самого беспилотного аппарата, то есть никакого радиообщения между наземной станцией и аппаратом в воздухе не происходит. А потому глушить их — бесполезно.
Остановить такое оборудование сможет разве что мощное электромагнитное излучение, которое буквально выжигает электронику, такое оружие в мире разрабатывается, но пока массово не применяется на практике. Помешать вражеской оптике могут дымовые завесы или погодные условия, такие как туман.
"Системы оптического анализа — это, пожалуй, самая перспективная вещь. Маячки будем находить, они излучают, это относительно несложно, если поставить за цель. Но оптика такая штука, что если есть, что видеть и анализировать то трудно этому как-то помешать. Даже ночью есть возможность видеть и анализировать, например, тепловизоры, инфракрасные камеры ночного видения позволяют получить необходимую информацию даже в темноте. Врагу не будет как спрятаться!" — высказался Игорь Криничко.
По мнению Анатолия Храпчинского, пока российский разведывательный беспилотник летит вблизи линии фронта, его оптическую систему навигации можно нейтрализовать, ослепив саму оптику. На самолетах El Ai стоит, например, система воздушной обороны, которая направляет лазерный луч на камеру и ослепляет ее.
"Мы можем лазерными лучами выжигать плату и борт станет слепым", — подчеркнул он.
Как бороться с дронами РФ в тылу
По мнению Анатолия Храпчинского, противодействие разведывательным БПЛА должно быть комплексным. Украина не может стрелять по ним дорогими ракетами ПВО, может применять средства РЭБ, но это не гарантирует лишения оккупантов ценной информации, собранной во время полета. Поэтому надо рассматривать физическое уничтожение беспилотников, это можно делать с помощью стрелкового оружия, которое успешно сбивает "Шахеды".
Но есть маленькие по размеру БПЛА, поэтому их будет сложно поразить. Гораздо лучшим решением должен быть поиск ударных дронов, которые будут наводиться на цель и уничтожать ее. Эксперт напомнил, что недавно обнародовали новый тип ударного БПЛА (аналог российского "Ланцета"), который разгоняется до 140 км/ч и позволяет уничтожать в воздухе другие дроны. Его презентовали президенту и показали удары по наземным целям, но против воздушных целей он тоже довольно эффективно работает путем подрыва в воздухе или непосредственного столкновения с целью. Еще стоит рассматривать FPV-дроны, они могут двигаться на скорости до 180 км, что позволит уничтожить воздушную цель.
"Если говорим об уничтожении, то в любом случае речь идет о комплексном решении. Подавление РЭБ, уничтожение в воздухе. Если говорить о расстояниях, то они могут быть очень разными, до 600 км, потому что есть некоторые БПЛА, которые имеют возможности залетать вглубь. Но мы видим, что прифронтовая зона страдает больше всего. Гарантированно до 100 км они могут залетать, но опять же, для чего они залетают. Может быть для информации или отвлечения ПВО. Разные функции", — сообщил комментатор.
Есть определенные алгоритмы, которые выстраивают военные, на случай появления вражеских разведчиков в тылу. Бойцы могут что-то увидеть собственными глазами, но скорее всего силы ПВО первыми заметят беспилотник благодаря системам обнаружения или системам радиоэлектронной разведки. Тогда должна выехать условная группа и поразить зафиксированный объект в небе. Мобильная огневая группа может работать как против "Шахедов", так и против разведывательных БПЛА. Нет разницы, это Zala, это "Орлан" или "Фортпост".
"Есть потребность в их уничтожении и сейчас это очень актуально. То есть обнаружили, а дальше подавили или сбили. Оборона объектов имеет определенных людей, которые выполняют определенные задачи. Поэтому если мы говорим о разведывательных БПЛА, то их надо выявлять и уничтожать. Также те же Gepard могут их легко обнаружить и уничтожить", — заверил Храпчинский.
По его мнению, в тылу надо создать еще один эшелон противовоздушной обороны, который будет заниматься именно выявлением небольших летательных аппаратов. Для этого надо создать высокочастотное радиолокационное поле, которое бы на подходе к городу обнаруживало бы дроны. Уже существуют определенные системы, которые позволяют создавать такое поле на низкой высоте. Например, такая система есть в американском комплексе HAWK, но надо создавать более плотную систему, которая позволит увидеть "Орлан" на расстоянии 10 км, а не за 3-5 км, как сейчас.
"Пока группа выедет, непонятно, куда он уже долетит. Поэтому мы говорим, что надо создавать систему, которая бы выявляла и давала информацию в определенных секторах, где находится система с таким радиусом действия. Далее уничтожаем или стрелковым вооружением, или уничтожаем другим БПЛА", — говорит эксперт.
Аналоги в Украине
Не стоит забывать, что в Украине уже есть большое количество собственных моделей разведывательных дронов, проверенных в боевых условиях.
"Есть у нас аналоги, но и изделия значительно интереснее. Если хотите, мы можем говорить, что у нас есть системы, которые позволяют залетать на глубину более 1000 км и собирать определенные разведывательные данные. Все тонкости мы не можем говорить", — заверил Анатолий Храпчинский.
Игорь Криничко рассказал, что не только у россиян, но и у нас также на некоторых изделиях есть системы, которые используют маяки для навигации на местности.
"Я видел действие наших маячков, они имеют гораздо большую точность, чем квадратный километр. Разведчики нашего врага, те же SuperCam или Zala, имеют возможность залететь на расстоянии до 100 км. Но навигация с помощью маяков эффективно действует на расстояниях до 30-40 км. Есть возможность увеличивать тактический радиус действия, но это сопровождается необходимостью увеличивать мощность маяков и соответственно увеличивать энергетический запас (аккумуляторы). Это увеличивает неудобства использования, и увеличивает радиозаметность маячков. Как говорят, точность навигации в километр … Квадратный километр — это очень высокая погрешность, на самом деле она гораздо меньше. Знаю ребят, которые летают на украинских комплексах машинах, там не так точно, как GPS, но точность погрешности измеряется десятками метров, никак не километрами", — отметил он.
Как отметил Игорь Криничко, он не слышал от украинских военных, чтобы кто-то в Силах обороны использовал оптические системы для навигации, но они, вероятно, могут быть в распоряжении подразделений ГУР или СБУ. Другое дело, что такие системы требуют массового производства, именно его планируют наладить в Skyassist. Первые испытания показали обнадеживающие результаты. Вскоре предприятие обещает передать защитникам Украины собственную технологию для беспилотников.
Благодаря новой системе оптической навигации больше украинских дронов смогут обходить средства РЭБ, залетать в тыл ВС РФ, чтобы вести разведку, наводить удары или самостоятельно уничтожать цели. Она не просто точно укажет беспилотнику, где он находится, а еще и точно идти на цель и выполнять задачи во время подавления всех каналов связи.
"Оптические системы, на мой взгляд, это одно из важнейших направлений развития навигации беспилотных аппаратов и не только. Наша компания направляет много усилий на разработку систем оптического анализа. До 70% собственного научного потенциала занято решению именно этой задачи. Для ускорения, мы привлекли дополнительно высокопрофессиональных украинских инженеров и известные инжиниринговые компании из Франции. Надеемся, что уже в ближайшее время мы предоставим свое решение для наших пользователей. Прежде всего, нашим Силам обороны. Все наши разработки безусловно будут использоваться и на наших беспилотных авиационных комплексах серии Sirko. Мы понимаем, что кроме массовости (а мы сегодня имеем возможность производить до 1000 бортов в месяц), необходимо дать функционал, который позволит нашим военным успешно выполнять боевые задачи. Наша концепция — делать массово, с достаточным функционалом и не за все средства мира. В этом смысле, собственная разработка систем оптического анализа (а не закупка таких систем у наших зарубежных друзей), значительно повышает возможности наших изделий, но не делает их заоблачно дорогими", — поделился глава компании.